В Латвии хотят повторить антифашистский Лейпцигский процесс

Александр Гапоненко

В начале 30-х гг. прошлого века, в условиях тяжелого экономического и политического кризиса, в Европе к власти рвались национал-социалистические элиты. Им необходимо было любым путем дискредитировать своих противников — коммунистов и привлечь на свою сторону массы населения. Для достижения этой цели был организован ряд показательных антикоммунистических судебных процессов по сфальсифицированным уголовным делам. Наиболее громким среди них был Лейпцигский процесс, на котором Георга Димитрова и несколько других болгарских коммунистов обвинили в поджоге Рейхстага. Благодаря блестящим выступлениям в суде Г.Димитров опроверг грубые фальсификации ставших на службу нацистам немецких полицейских и прокуроров. Его опытом борьбы с нацистскими провокациями воспользовались потом лидеры коммунистов в других странах. Важную роль в победе Г.Димитрова сыграло широкое освещение хода Лейпцигского процесса советскими журналистами.

Сейчас Европа опять находится в системном кризисе и правящие элиты ряда стран решили обратиться к довоенному опыту борьбы национал-социалистов за влияние на массы. Особо активны в этом направлении правящие элиты Латвии. Они решили организовать новый Лейпцигский процесс над противниками национал-социалистических порядков. На этот раз главным обвиняемым выбрали автора данной публикации. Обвинения на этот раз выдвинуты не за принадлежность к коммунистической партии – она в республике давно запрещена, а за призывы в адрес общества к бдительности перед лицом поднимающейся нацистской угрозы.

Вот краткая история событий. В мае прошлого года полиция безопасности Латвии возбудила против меня уголовный процесс по делу о разжигании этнической розни с помощью электронных средств. В вину были поставлены публикации в социальных сетях и выступления в российских электронных СМИ, в которых выказывалось озабоченность процессом возрождения нацизма в Латвии. Дело было возбуждено в условиях нагнетания в стране милитаристской и русофобской истерии, как раз тогда, когда республика председательствовала в Европейском Совете и учила всех как надо строить демократию.

После года «дознавательства» полиция безопасности передала уголовное дело в латвийскую прокуратуру. Немаловажную роль в этом решении сыграло то, что я учредил Прибатийский филиал Изборского клуба. Во всяком случае, именно это послужило причиной запрета мне полиций безопасности покидать пределы Латвии. Прокуратура предъявила мне те же обвинения в разжигании этнической розни.

Единственным основанием для обвинения прокуратурой стала публикация в российском электронном издании Notum интервью, которое называлось «Прибалтика в огне: от факельных шествий неонацистов до разжигания большой войны»[1].

Преступными в интервью были признаны следующие фразы: «Хочется отметить, что во всех прибалтийских странах, в Эстонии, в том числе, сейчас идет активная подготовка титульного населения к участию в военных действиях. А ориентируется прибалтийская элита на исторический опыт довоенных республик, в которых в 30-е годы были установлены «мягкие» нацистские режимы. В годы войны правящая титульная элита практически в полном составе перешла на службу к немцам и с большой радостью участвовала в уничтожении неполноценных этнических «элементов»: евреев, цыган, славян.

Похоже, повторить эти действия планируют и в ближайшее время. Иначе, зачем, к примеру, проводить факельные шествия неонацистов?!

Признаюсь, в Эстонии я этого шествия не видел и теперь уже не увижу, поскольку меня на 10 лет лишили права въезжать в эту страну за критику ее политики этнической дискриминации. А вот в Латвии подобного рода шествие довелось наблюдать 11 ноября прошлого года в государственный праздник – День Лачплесиса. На улицы столицы вечером вышли тысяч двадцать человек с факелами, и они кричали «Мы латыши!», «Латвию – латышам!». Знаете, эта картина напомнила мне фильм «Триумф воли» Ленни Рифеншталя о том, как нацистское руководство, буквально, зомбировало немцев идеей сложить свои головы за интересы высшей нации перед началом Второй мировой войны».

Как видит незаинтересованный читатель, в этих фразах мною выказывались опасения по поводу действий нынешней правящей титульной элиты, которая построила в Латвии этно-социальную иерархию, заняла ее верхушку, а для мобилизации титульного населения в поддержку своей политики использует специфические инструменты этнической мобилизации. В этих инструментах мне привиделись элементы национал-социалистических практик – массовые шествия с факелами, выкрикивание толпой лозунгов об исключительности одного из этносов, поклонение нацистским героям с использованием государственных символов.

В приведенном отрывке упоминались ночные факельные шествия 11 ноября на День Лачплесиса с возгласами «Мы — латыши» и «Латвию — латышам!» Однако в это интервью не вошли мои упоминания о том, что в День Лачплесиса высшее латвийское руководство возлагает венки на Братском кладбище в Риге на могилы нацистских героев. Среди этих героев генерал-инспектор войск СС, группенфюрер СС Рудольфа Бангерскис, командир 42-го полка 19-й гренадерской дивизии СС штандартенфюрер СС Волдемар Вейс, командир 278-й Добельского полицейского батальона, полковник-лейтенант Алфред-Янис Гредзенс, начальник 1-го Рижского полицейского участка, полковник-лейтенант Николай Упитис, командир 282-го Вентского полицейского батальона, капитан Янис Зилверст и множество других. Все они приложили немало усилий для уничтожения цыган, евреев и славян в годы войны. Поэтому возложение венков на могилы этих людей высшими должностными лицами страны это отдание государственных почестей борцам за национал-социалистические идеи.

Далее в моем интервью изданию Notum идет пассаж, который прокуратура почем-то сочла необходимым не включать в текст обвинения. Он звучит следующим образом: «Кстати, 16 марта в Латвии пройдет празднование Дня латышского легионера войск Waffen SS. В нем пообещала принять участие и спикер нашего Сейма Инара Мурниеце. Президент и премьер, думаю, как всегда, уедут стыдливо в командировку».

Речь идет о том, что ежегодно 16 марта в Латвии проходит торжественное празднование Дня латышского легионера войск Ваффен СС. Праздник отмечают по всей стране. В Риге организовывают массовое шествия под государственными знаменами ветеранов войск Ваффен СС и их духовных последователей к главному символу страны — памятнику Свободы. В этих шествиях участвуют многие депутаты от национал-радикальных партий и чиновники высокого ранга. Высшее политическое руководство страны обычно отмечает праздник на мемориальном кладбище в Лестене. В 2016 г., как я и предполагал в интервью, спикер Сейма Инара Мурниеце приняла участие в торжествах в Лестене и выступила с развернутой программной речью. Эту речь вполне можно трактовать, как воздаяние почестей лицам, сражавшимся за национал-социалистические идеи.

Все эти процессы настораживали меня, и я высказал свое мнение о том, к чему они могут привести. При этом я воспользовался правом на свободное высказывание и распространение своего мнения, которое гарантирует Конституция Латвии и подписанная страной Конвенция о гражданских и политических правах. Оказалось, что эти фундаментальное право человека в Латвии не соблюдаются.

Исключительно антинацистское содержание интервью прокуратура представила, как попытку возбудить рознь между русскими к латышам. При этом был представителями государственной власти был совершен ряд грубых логических ошибок. Во-первых, был поставлен знак равенства между правящими элитами и всем социумом, пусть в одной из его форм – этнической. Во-вторых, было высказано предположение, что в любом обществе существует только одна элита. В-третьих, был поставлен знак равенства между довоенными элитами, элитами военного периода и нынешними правящими элитами. В-четвертых, критика корыстного интереса одной из правящих элит была представлена, как критика всего титульного этноса.

Между тем, современный научный взгляд на общество предполагает, что общество разделено на элиты и массы, а также, что существует множество элит, которые конкурируют между собой в борьбе за контроль над массами. Элиты у власти время от времени меняются, и каждая из них проводит отличную политику. Элиты критикуют друг друга в борьбе за контроль над массами и это есть суть современной демократии. В условиях демократии титульные правящие элиты также не уничтожают национальные меньшинства.

Так, в довоенной Латвии внутри господствующей латышской нации шла ожесточенная борьба между буржуазными элитами, проводившими курс жесткой этнической дискриминации национальных меньшинств и коммунистическими элитами, которые выступали с интернационалистических позиций.

17 июня 1940 г. к власти пришли коммунистические элиты. Буржуазные националистические элиты ушли в подполье.

Во время войны титульные националистические элиты пошла на сотрудничество с немецким оккупационным режимом. Эти элиты приняли участие в геноциде евреев, цыган и славян. Тем самым они стали частью нацистских элит, пусть второразрядных в представлении немцев. Эти титульные элиты проводили принудительную мобилизацию масс титульного населения в оккупационные войска и нацеливали их на уничтожение титульных коммунистических элит и истребление инородцев.

Коммунистические титульные элиты в годы войны вели борьбу с нацистами, в том числе с местными коллаборационистами, в рядах Красной Армии и в партизанских отрядах.

После войны власть в Латвии оказалась в руках титульных коммунистических элит. Они правили в стране почти полсотни лет и созданный ими коммунистический режим поддерживала основная часть титульного населения. Представители титульных элит во власти проводили также интернационалистическую политику.

В 1991 г. была восстановлена довоенная латвийская республика и у власти вновь оказались титульные буржуазные элиты с сильным националистическим уклоном. Им удалось добиться поддержки значительной части масс титульного населения. Однако осталась титульная элита, которая выступает с интернационалистских и левых позиций.

Поэтому нельзя говорить о том, что правящая элита и массы населения в Латвии – это одно и тоже. Поэтому критику правящей титульной элиты за ее политический курс нельзя отождествлять с критикой масс титульного населения. Иначе выходит, что евреи, цыгане, славяне, которые критикуют сейчас проводимый нацистами в годы войны геноцид возбуждают этническую рознь в отношении немцев и поддерживавших их коллаборационистов всех этносов.

Прокуратура Латвии мое выступление против части представителей правящей элиты Латвии, распространяющих нацистские идеи и практики, представила, как выступление против латышского этноса, хотя ни одного слова о том, что ответственность за нацистские преступления несет латышский народ в интервью не было. Это не частный случай в правовой системе отдельно взятой страны.

Криминализация критики национал-социалистических идей и практик в годы ли войны или в современных условиях открывает путь нынешним правящим элитам для свободного использования этих идей и практик. Осуждение одного антифашиста открывает возможность закрыть рот всем антифашистам в мире.

Опасения возможностей возрождения нацизма в мире существуют не у меня одного. Генеральная Ассамблея ООН в последние годы регулярно принимает антинацистские резолюции. Так, 15 декабря 2015 г. была принята резолюция N 70/139. Она называется «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости»[2].

Пункт 6. данной резолюции формулируется следующим образом «(Генеральная Ассамблея) особо отмечает рекомендацию Специального докладчика о том, что любое «чествование нацистского режима, его союзников и связанных с ними организаций, будь то официально или неофициально, государства должны запретить, особо отмечает также, что такие виды практики оскорбляют память бесчисленных жертв Второй мировой войны и оказывают негативное влияние на детей и молодежь, и подчеркивает в этой связи важность принятия государствами мер в соответствии с международным правом прав человека по противодействию любому чествованию нацистской организации СС и всех ее составных частей, включая «Ваффен СС».

Таким образом, прокуратура Латвии должна посадить рядом со мной на скамью подсудимых всех членов Генеральной ассамблеи ООН, ведь они своей резолюцией возбуждают ненависть к немцам и другим этносам, элиты которых осуществляли геноцид инородцев в годы Второй мировой войны. Так, что скоро в Латвии следует ожидать суда над антифашистом А.Гапоненко и его пособниками — членами Генеральной ассамблеи ООН, проголосовавшими за принятие антинацистской резолюции.

Сыграют ли российские журналисты в этом процессе такую же роль, как советские журналисты в Лейпцигском процессе.

Пресс-служба Изборского клуба



[1] http://www.notum.info/news/politika/pribaltika-v-ogne-ot-fakelnyix-shestvij-neonaczistov-do-razzhiganiya-bolshoj-vojnyi?searched=%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE&advsearch=oneword&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1

[2] http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/139&referer=http://www.un.org/en/ga/70/resolutions.shtml&Lang=R