9 сентября 2016 года в городе Красногорске (столице Московской области) пpошел в формате открытого пленарного заседания круглый стол Изборского клуба. Предлагаем вашему вниманию выступления участников.

Олег РОЗАНОВ, первый заместитель председателя Изборского клуба:

– Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня Изборский клуб проводит свое первое выездное заседание в городе Красногорске. Мы поддерживаем администрацию Красногорска и лично главу Красногорска Павла Старикова, а также нашего коллегу – постоянного члена Изборского клуба, жителя Красногорска Юрия Богданова в их благородной миссии – объединить всех жителей города, людей разных поколений, детей, молодежь причастностью к единому историко-культурному коду и сделать это с помощью русского музыкального наследия, в котором и наши истоки – народная песня, и наши вершины – великие композиторы русской школы. Нашим круглым столом мы открываем Первый фестиваль «Красногорск музыкальный» в поддержку традиционных российских культурных и духовно-нравственных ценностей.

Вопросы патриотизма, культуры и духовности – одни из главных в изборской повестке дня. Павел Стариков ранее уже принимал участие в заседании Изборского клуба, посвященном 20-летию подвига Евгения Родионова – русского православного солдата, героя нового времени. Это событие вызвало огромный общественный резонанс, благодаря которому, с личного разрешения Святейшего Патриарха стало возможным повторное рассмотрение вопроса канонизации воина Евгения. Изборский клуб продолжает курировать и всячески поддерживать этот важный вопрос. Профессор Юрий Богданов участвовал в разработке темы проблем современного Российского образования (и музыкального, в том числе). По результатам круглого стола «Кризис либеральной реформы образования в России и пути выхода из кризиса» Изборским клубом были направлены предложения в профильный комитет Государственной Думы.

Со своей стороны, выстраивая мощную и многогранную концепцию современного Русского мира и русских стратегий, эксперты Изборского клуба, конечно же, обращаются к теме культуры как к одной из наиболее важных. На нашем круглом столе присутствует автор доклада Изборскому клубу «О перспективах развития государственной политики России в области культуры» Сергей Черняховский. Последний, 5 выпуск журнала Изборского клуба за 2016 год называется «Культурная мощь Русского мира» и целиком посвящен работам наших экспертов на данную тему.

Предлагаю открыть наш Круглый стол выступлением Павла Викторовича Старикова – Главы города Красногорска. Далее с докладами и сообщениями выступят постоянные члены и приглашенные эксперты Изборского клуба. Регламент выступления – 7 минут.

Павел СТАРИКОВ, глава городского поселения город Красногорск:

– Мы постарались, чтобы День города Красногорска имел философию, свой глубокий смысл и стал событием, объединяющим красногорцев вокруг наших общих ценностей – семьи, дружбы, любви к своему дому и городу, уважению к родной истории и культуре. Чувства, пережитые рядом с тысячами других людей имеют свойство многократно усиливаться, объединяют нас и, пробуждая память поколений, не позволяют забыть о подвиге наших отцов, дедов и пращуров. Именно в эти минуты для нас открывается смысл таких понятий, как Родина-мать, Отечество, Патриотизм. Великие потрясения и великие победы консолидировали граждан нашей страны, становились вехами в истории культуры, сердцевиной национального наследия, через призму которого Россия открывает себя миру и обогащает его культуру.

В те же дни, когда мы отмечаем рождение нашего замечательного города Красногорска, много веков назад произошли потрясающие по своей мощи и по своему влиянию на жизнь будущих поколений россиян события: Куликовская и Бородинская битвы. Победы в этих сражениях вдохновили наших соотечественников на создание шедевров мирового значения, сформировали восходящий поток мощных импульсов, заставляющих по сей день биться в унисон сердца потомков.

Каждый город, каждая страна чтит и помнит людей, прославивших ее в веках. Именно эти люди и события ткут ту невидимую ткань времени, которую мы называем подлинной историей. А энергетика подвига пронизывает все, что нас окружает, заставляет быть искренними и творить настоящие дела.

Не случайно наш народ называют народом-государственником. Для него патриотизм – не отвлеченная идея или повод для самолюбования, не стремление насильно навязать свои ценности всему миру и не чувство самоизоляции или вражды к непохожим народам и культурам, а нечто совершенно иное. Патриотизм в России – это закон жизни, главное правило выживания, которое дети впитывают с молоком матери. Русские люди получают прививку от примитивного этнонационализма, чувства превосходства над другими народами, а тем более от коричневой чумы, впитывая в себя целительную и великую русскую культуру. Среди наших гениев с мировыми именами – писателей, художников, музыкантов – нет ни одного творца, который страдал бы болезнью национального превосходства. Чувства и поступки, продиктованные любовью к родной земле, служит гарантом сохранения жизни во всем ее многообразии. По сути, это не что иное, как иммунная система общества, которая защищает страну и нашу землю, позволяя передать природное и культурное наследие в руки потомков.

Красногорск, с одной стороны, большой город в рамках близлежащих городов. С другой – это действительно капелька, крупица России. Неравнодушные люди в самых разных направлениях объединяются для того, чтобы будущее у России было, и было оно светлым. Дети, которые сейчас учатся в школе, – это наше будущее. Каждый учитель на своем месте может сделать для будущего своей страны больше, чем десять высокопоставленных политиков. Дети понесут в будущее именно те посылы, которые вынесут из школы.

Очень важно, что культура как духовная скрепа, гармония пронизывает все сущее вокруг независимо от того, какой профессии человек себя посвятил. Классическая и народная музыка, пение, духовное пение – это понятно каждой русской душе, как и колокольный звон. Это гармонизирует и общество, и все, что в нем происходит.

Очень надеюсь, что все это мы увидим и почувствуем на сегодняшнем праздничном концерте «Поем для мира!», который будет символизировать открытие Первого открытого фестиваля «Красногорск музыкальный».

Сегодня в Красногорске будут выступать эксперты-государственники, мыслители, ученые и общественные деятели, носители глубочайших знаний, понимания всего того, что происходит, и важности того, что происходит. Я передаю микрофон. Спасибо.

Сергей ГЛАЗЬЕВ, советник Президента Российской Федерации по вопросам евразийской интеграции, академик РАН:

Уважаемый Павел Викторович, дорогие горожане и изборяне! Прежде всего, позвольте поздравить вас с Днем города, значимый праздник! Очень хорошо, что он соединен с уникальным событием – музыкальным фестивалем в поддержку нашей российской культуры.

Находясь рядом с Москвой и, по сути, будучи столицей Московской области – Красногорск, так или иначе, является образцом для других городов. Пусть это будет образец хорошей обустроенной жизни.

Мы сегодня обсуждаем вопросы духовности, культуры и патриотизма. Мне, как представителю экономического сообщества, немножко даже неловко находиться в таком тематическом дискурсе, поскольку экономистов обычно воспринимают как существ бездуховных, малокультурных и совсем не патриотичных. Во всяком случае – это то, что мы видим сегодня по структуре нашей экономики, где доходы, в основном, формируются за счет экспорта сырья.

Высоконравственные, высококультурные и творческие виды деятельности поддерживаются очень слабо. Действительно есть, о чем поговорить и о чем задуматься.

На самом деле экономика, конечно, в решающей степени зависит от духовной культуры общества. У нас мало пока образцов (не достаточно, во всяком случае) патриотичного высококультурного предпринимательства. Хотелось бы, чтобы таких предпринимателей было больше. Они есть среди членов Изборского клуба. Нам не стыдно за своих товарищей.

Тема очень серьезная, потому что материальное и духовное находятся в очень тесной взаимосвязи. И если система экономического регулирования устроена так, что она не поощряет нравственное поведение, а наоборот, поощряет воровство, коррупцию, стяжательство и бегство капитала за рубеж, то духовность может остаться только за крепостными стенами монастырей или в отдельно взятых залах.

Мы лет 5 назад под руководством тогда еще митрополита Кирилла – сегодняшнего Святейшего Патриарха собрали группу ученых, в основном экономистов, которые вместе с авторитетами Церкви создали свод нравственных правил хозяйствования. И на Всемирном Русском Народном Соборе этот свод нравственных правил был одобрен и утвержден. Но, к сожалению, он так и не привлек особого внимания общественности. Может быть, в силу того, что вещи, там написанные, казались банальными. Но когда читаешь этот свод нравственных принципов хозяйствования (примерно 12 или 15 позиций), ловишь себя на мысли, что при всей банальности эти принципы не выполняются. Начиная от достойной заработной платы и заканчивая ответственным отношением бизнеса к своим законодательно установленным обязанностям.

Да и платежный баланс нашей страны показывает, что до выполнения очевидных истин, связанных с добросовестной работой, социально ответственным бизнесом и добросовестным выполнением обязательств еще дистанция огромного размера. Любой бизнесмен скажет, что те, кто законопослушно ведет бизнес, выполняют все нормы, платят исправно налоги, занимаются широко благотворительностью, оказываются в худшем конкурентном положении по сравнению с теми, кто использует мошеннические схемы, фирмы-однодневки, уходит от налогов, недоплачивает зарплату и живет в основном в Лондоне или иных местах. Мне кажется, мы могли бы провести специальный диалог в рамках Изборского клуба между государством и бизнесом, (я имею в виду конкретных людей, которые готовы были бы в этом диалоге участвовать), на предмет того, как должна измениться система государственного регулирования экономики для того, чтобы поддерживать социально ответственный бизнес – патриотичный и руководствующийся лучшими принципами нашей духовной культуры.

Современная экономика встала на путь экономического роста 200 лет назад, когда ограничили проценты, когда покончили с ростовщическим капитализмом. И сегодня во всем мире общепринятыми нормами являются учет и контроль денежных средств, умеренные процентные ставки, подчинение финансовой олигархии интересам роста производства. Китай, который строит социалистическую рыночную экономику, практически все денежные потоки регулирует таким образом, чтобы обеспечивать гармонию экономических интересов, и все желающие развивать производство могли бы делать это именно на патриотической основе.

А если у нас, скажем, процент по кредиту – 20, а в Европе – 2, то понятно, что весь бизнес будет стремиться работать заграницей, брать оттуда деньги, там же закладывать имущество. В итоге – чудовищная офшоризация нашей экономики, которая стала ответом бизнеса на неблагоприятные условия работы.

Если подумать, с чем экономика в России XIX века вошла в историю, то мы будем весь день, наверное, перечислять те шедевры и те культурные объекты, которые были созданы российским купечеством, будь то Третьяковская и другие галереи, театры, школы, храмы и так далее.

А современный наш дидактический капитализм вошел в историю роскошными яхтами, дворцами во Франции, размытыми счетами в офшорных зонах. И редкий олигарх сегодня не имеет в кармане два-три паспорта. Вот это результат того, что система экономического урегулирования устроена неправильно, начиная от денежно-кредитной политики и заканчивая налоговой системой и налогово-бюджетной системой.

Общепринятой в современном мире является доля расходов бюджета на развитие – примерно 70 процентов, 2/3 бюджета. Это то, что уходит на здравоохранение, образование, на развитие экономики, на науку, стимулирование развития, поддержку государственными инвестициями частного предпринимательства. То есть современное государство – это государство развития.

Если наши параметры бюджета брать, то у нас все наоборот. У нас большая часть бюджета тратится на такие традиционные государственные функции, как оборона, безопасность, правоохранительные органы ну и, собственно, государственная бюрократия, т.е. на то, что раньше называлось в книжках полицейским государством. Но весь мир уже отошел от модели полицейского государства, которое занято в основном защитой имущественных прав богатых людей.

Это тоже пример безнравственного, я считаю, отношения государства. Когда государство не выполняет свои нравственные задачи, связанные с обеспечением общего благосостояния, гарантий и поддержания необходимого уровня расходов на воспроизводство человеческого потенциала – чего ждать от бизнеса? Бизнес ведет себя соответствующим образом.

В заключение хочу предложить, может быть, провести такой эксперимент. Мы строим Евразийский экономический союз. Вот у нас в евразийской интеграции участвуют пять стран, которые охвачены общей системой регулирования внешнеторговой деятельности и тем, что с ней связано – это вопросы, связанные с торговлей товарами. В национальных юрисдикциях осталось все остальное: налоги, бюджеты, денежно-кредитная политика.

И когда возник вопрос – «а давайте мы будем дальше углублять экономический союз и будем делать как в Европейском союзе – все унифицировать», то ответ наших глав государств был такой, что «нет, нам этого не надо. Пусть каждый сохраняет свою уникальность в сфере государственного устройства, в сфере регулирования всех видов деятельности, которые не связаны с внешней торговлей». И мы перешли к конкуренции юрисдикций.

Сразу скажу, что мы эту конкуренцию проигрываем, потому что максимум возможностей из евразийской интеграции извлекает сегодня Белоруссия, чуть в меньшей степени – Казахстан. Ну, мы – страна богатая, поэтому мы можем себе позволить немножко проигрывать в эффективности госрегулирования нашим партнерам по Евразийскому союзу. Но для того чтобы стать сильнее, конкурентоспособнее и более успешно использовать преимущества евразийской интеграции, я думаю, что мы и к нашей деятельности на местах в Российской Федерации тоже можем подходить с точки зрения конкуренции стилей и управления. Юрисдикция у всех нас одинаковая в регионах России, но стиль управления разный.

Если вы посмотрите, насколько дифференцированы наши регионы по уровню доходов на душу населения – это просто поразительно. Среднее различие составляет в 5-7 раз – это в среднем. А если брать самые бедные и самые богатые регионы, то там различие достигает десятков раз и по уровню доходов, и по уровню производства, и по бюджетной обеспеченности.

Вот мы можем попытаться в Красногорске построить такой стиль ответственного управления – и со стороны муниципальных властей, и со стороны бизнеса, и со стороны всей городской элиты, которая дала бы образец такого честного и добросовестного отношения к делу.

У нас модно говорить – «зоны опережающего развития». Они строятся, на самом деле, на аморальных принципах. То есть зоны опережающего развития поддерживаются льготами. Мы снимаем с каких-то регионов бремя налогов для того, чтобы они успешнее развивались. Таким образом, мы провоцируем уход от налогов через вот эти территории, как у нас уже было с внутренними офшорами. Ничего хорошего из этого не получилось.

Мне кажется, зоны опережающего развития должны строиться на более высоких стандартах управления, культуры, ответственного отношения к делу. Они должны быть свободны от коррупции и от мошенничества. Вот если мы такой образ Красногорска построим, то мне кажется, город станет действительно локомотивом ближайшего развития для всей нашей страны. Успехов.

Мурат ЗЯЗИКОВ, заместитель полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе:

Такие понятия, как патриотизм, духовность – это для нас не абстрактные понятия. Пожалуй, нет человека, который бы не испытывал чувства любви и привязанности к земле дедов, прадедов, к своей родной культуре. Культура у нас с вами уникальная и самобытная, и эта любовь шире и глубже какой-то одной национальности, одного какого-то регионом. Считаю, что нет в мире, и Всевышний не создал прекраснее страны, чем Россия, и нет в мире лучшего Президента, чем наш национальный лидер Владимир Владимирович Путин.

Развивая тему патриотизма, духовности и культуры, хочу сказать, что много делает сегодня Изборский клуб, и это очень основательно, державно. Здесь собрались ученые, эксперты – люди, которые не декларируют, что они любят страну, а действительно деятельно ее любят и строят. Желаю удачи!

Юрий БОГДАНОВ, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженный артист России:

Мне хотелось бы сказать несколько слов о том, что я сейчас слышал; о том, что говорил Сергей Юрьевич (Глазьев – прим.), говорил Мурат Магометович (Зязиков – прим.) и коллеги по Изборскому клубу. Действительно, все правильно. Правильно говорят, что экономика наша больная, что экономика у нас неэффективная, что надо многое менять. Я не экономист, но я хотел бы сказать: поверьте, в стране без культуры, без духовности, без понятия патриотизма никогда не будет здоровой экономики. Это невозможно. Потому что все зависит от конкретных людей, от того, как мы будем работать. В конце концов, и от того, насколько мы и наши поступки соответствуют заповедям. Если у нас здесь будет все хорошо – у нас будет блестящая экономика, и все будут к нам в страну ездить и думать, как мы этого достигли.

У нас есть шанс. Сейчас, как вы знаете, против нас применили санкции. Это же прекрасно! Это шанс сейчас поднять все сферы жизнедеятельности нашей страны. Я призываю начать с культуры, с образования, с воспитания наших детей. Это самое главное, потому что, если мы научим наших детей не врать и не обманывать – у нас будет другая страна и другая экономика.

Если мы всех наших детей будем отводить в музыкальные школы, это не значит, что все они будут музыкантами. Да и зачем? Нам не надо столько музыкантов. Но это значит, что они по-другому будут смотреть на мир, другими глазами. Все будет соотноситься с понятиями красоты, гармонии, духа.

Сергей Юрьевич (Глазьев – прим.) правильно здесь сказал: когда какие-то вещи в экономике делаются неправильно, криво, – значит, у кого-то нет совести. Давайте начнем с семьи. Мы все хотим, чтобы наши дети были образованные, воспитанные, грамотные. Так давайте представим, что наш город – это большая семья, страна – это большая семья. Тогда, может быть, мы по-другому будем совершать те или иные поступки.

В данном случае я счастлив, что руководство города Красногорска, управление культуры муниципального Красногорского района поддержало идею проведения фестиваля «Красногорск музыкальный». «Красногорск музыкальный» имеет подзаголовок: «Первый открытый фестиваль в поддержку традиционных российских культурных и духовно-нравственных ценностей».

Каким образом мы к этому обратились? Я убежден, что вообще все в жизни начинается с пения. И знакомство с музыкой тоже начинается с пения. Ребенок еще не умеет говорить, а уже говорит «Угу, ага, угу» и начинает мурлыкать, напевать что-то. Это заложено в наших генах, и поэтому научиться петь хотят все. Через пение наступает понимание музыки, а потом уже идет игра на инструменте – на фортепиано, на скрипке.

И я счастлив, что в нашем городе Красногорске есть бриллиант мирового уровня! Это хоровая школа «Алые паруса». Хор этой школы получил звание Чемпионов Всемирных хоровых игр Сочи-2016 в июле этого года! И об этом должны знать все, об этом должен знать Президент нашей страны. Мы чествуем наших олимпийских чемпионов, дарим им BMW Х6, а красногорский хор в данном случае – это олимпийский чемпион! Поэтому я хочу поздравить вас, Павел Викторович (Стариков – прим.), и всех горожан с тем, что в городе Красногорске есть такая школа.

Проведение нашего музыкального Фестиваля – это какая-то капелька в копилку тех ценностей, названия которых мы видим сегодня на экране, и ради которых мы собрались сегодня на этом круглом столе, – патриотизм, духовность и культура. Это была наша инициатива, действительно, такая инициатива «снизу». Ведь как вы знаете, Президент РФ В.В. Путин 31 декабря 2015 года утвердил стратегию национальной безопасности России, в которой целая глава отведена культуре. И был озвучен посыл Президента о том, что именно патриотизм является нашей главной национальной идеей.

Но что такое патриотизм? Это слово, и если вы скажете тысячу раз «патриотизм», ничего не изменится. Должны быть конкретные дела, правильно? Это мир в нашей семье, это любовь к нашим детям, это стремление дать им хорошее, правильное образование, воспитание. Вот это все патриотизм.

Меня тоже иногда спрашивают: «А нужно ли музыканту быть патриотом?» Я вот играю русскую музыку по всему миру, играю ее во Франции, в Италии, в Испании, в Греции, и тем самым я пропагандирую наши ценности, через русскую музыку. А кто-то это делает через русский язык. Замечательно! Составной частью Фестиваля является смотр молодых талантов. В наш город сейчас приехало много иностранных молодых музыкантов из Греции, из Бельгии, из Италии, из Испании, которые будут перед жюри исполнять произведения русских композиторов. А потом они будут исполнять эту музыку в других странах, сообщая миру все прекрасное, что заложено в произведениях Глинки, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева.

Приглашаю всех вас сегодня на гала-концерт открытия в ДК «Подмосковье» и на все последующие мероприятия фестиваля. Спасибо огромное!

Виталий АВЕРЬЯНОВ, заместитель председателя Изборского клуба, доктор философских наук, руководитель Института динамического консерватизма:

Дорогие друзья, поздравляю вас с Днем города, и с тем, что у вас в городе складывается такой потрясающий тандем искусства и государственного управления! Это очень отрадно, потому что мы Юрия Александровича (Богданова – прим.) очень хорошо знаем.

Слова «патриотизм, духовность, культура» сегодня произносят очень многие. И чиновники произносят, и практически все кандидаты в депутаты. А Юрий Александрович – это человек, который горит настоящей культурой. В принципе, ведь духовность и культура в корне своем – это сущности огненные, они горят, они зажигают, могут даже и сжечь человека, если он неправильно с ними обращается.

Хотелось бы по теме нашей сегодняшней встречи сказать несколько слов. Зададимся таким вопросом: почему Россия рухнула в 1917 году, году двух революций? И почему она рухнула в 1991 году?

Одной из причин этих катастроф является то, что в нашем обществе, в нашем государстве очень большое пространство захватило то, что называется «казенный патриотизм», то есть патриотизм холодный, формальный, лишенный того огня, о котором я говорил.

Я процитирую своего любимого философа, Василия Васильевича Розанова, который говорил о том, что чиновники в христианской цивилизации превратились в граждан по найму, в наемных граждан. А почему? Потому что настоящих граждан стало очень мало, по сравнению с античностью. Античность строилась на общине, каждый город был общиной, все знали друг друга, и гражданство означало братство. Вот в маленьком городе такие вещи могут сегодня возрождаться. То есть общинное начало – начало братства. И соответственно, тогда не останется места для формального, бездушного «патриотизма», который, конечно же, никаким патриотизмом не является.

Мне кажется, что сегодня найден один из ключиков к этому. Высокая культура, высокое искусство и высокая духовность, безусловно, являются как раз тем недостающим звеном, которое способно наполнить этот самый патриотизм огненной энергией.

В следующем номере журнала «Изборский клуба» выйдет доклад «Доктрина Русского мира». Мы разрабатывали эту тему почти весь текущий год. И в нем главная мысль, на мой взгляд, как раз касается того, что у нашей цивилизации, как минимум, должно быть два мощных контура патриотизма. Это, во-первых, патриотизм России как государства и, во-вторых, патриотизм Русского мира. А Русский мир отличается от государства, он шире. Это сама цивилизация, это сама энергия русской цивилизации. Очень часто Русский мир идет впереди государства.

Я приведу примеры. Допустим, первопроходцы наши шли, дошли до Тихого океана, их туда власть не заставляла идти. Потом уже приходили туда воеводы со стрельцами и строили остроги. А сначала шел Русский мир впереди. Или, допустим, Русский мир шел на Балканы помогать братьям славянам. А государство в тот момент очень даже не приветствовало это. Или в XVII веке, когда происходило воссоединение Украины с Россией, царь Алексей Михайлович очень долго сомневался. А многие люди снизу подталкивали его к этому. Но я, конечно, не могу не привести и пример сегодняшнего Донбасса, куда столько добровольцев приехало из России и из других стран Русского мира. И опять же, государство ведет себя сдержанно. А Русский мир активен, наиболее пассионарные люди идут впереди.

Мне кажется, что вот эти все вещи соединяются в нашей сегодняшней теме. Я еще раз процитирую Василия Васильевича Розанова, который в одной из своих статей сказал так: «Дар песен и даже дар чутко слушать песню – есть вернейший государственный дар. И его следовало бы принимать во внимание при установке «прав государственной службы» и голосования при выборах, и прочее». Он все это до революции, естественно, писал.

Вроде бы даже немножко иронично звучит, да? Но на самом деле мысль-то глубочайшая. Потому что тонкое восприятие гармонии, о чем сегодня говорилось, то эстетическое искусство, строй души человека оказываются необходимыми для того, чтобы государство жило полноценной жизнью. Чтобы оно не обездушивалось, не окаменевало, не охладевало, а чтобы в нем всегда жил настоящий огненный патриотизм, который мы слышим в музыке наших великих композиторов. Мы сегодня с удовольствием их послушаем. Спасибо.

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ, действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор МГУ:

Когда мы начинаем говорить о культуре, тем более о государственной политике в сфере культуры, то все время немножко размываем это понятие. Мы в значительной степени пришли к тому, что под словом «культура» на интуитивном бытовом таком уровне понимается либо сфера послеобеденного расслабления – кто-то пляшет, кто-то поет, либо такая сфера, где существуют творцы, богема, то есть элита эстетическая, которая творит. Вот они выше всех остальных, так как они создают что-то особое. Иногда это доходит до твердого понимания с их стороны, что культура вообще не должна быть понятной людям. Ну, не понимают, не доросли. И главный критерий этой «культуры» – ее непонятность. Вот есть что-то неопределенное, непонятное, человек стоит и думает, какие у него это вызовет ассоциации, и начинает придумывать, что бы это значило.

На самом деле, все-таки, культура – это система запретов. Это не система вольного творчества. Потому что вольное творчество, не ограниченное некоторыми запретами, это, в конечном счете, разрушение, всегда. Если творчество созидающее, оно всегда предполагает, что что-то можно, а что-то – нельзя.

И в этом отношении всегда возникает вопрос: вот сложившееся культурное поле, которое достаточно сложно, включает в себя и его ядро, и его периферию, и которое на самом деле выполняет целую серию разных функций, начиная от функции сохранения базовых латентных образцов, включая и функцию адаптации, а между ними – функция интеграции всех элементов этого пространства. И что на самом деле всегда важнее всего – это функция целедостижения.

Вот когда на первый план выходят цели и ценности – получается идеология, без которой общество в современном мире не может существовать вообще. Вот где-то лет 500 назад оно могло существовать при доминировании религии как системы ценностей, тогда это было возможно. А в силу определенных этапных моментов развития цивилизации этого стало недостаточно, и родилась идеология.

Но когда пытаются уйти от цели и от ценностей, то получают общество дикарей, то есть и не общество уже. Потому что, на самом деле, что отличает цивилизованного человека от дикаря? – Запреты. Отсутствие запрета есть свидетельство дикости, наличие запрета – свидетельство культуры и цивилизации.

И здесь встает, в частности, вопрос. Государство должно влиять на культуру или нет? Оно эту сферу как-то развивать, направлять должно? Или государство – это некая государственная политика в области культуры для обеспечение благами деятелей культуры? Как это было длительное время, до нынешнего министерства. Такой министр культуры был завхоз по управлению имущественными делами творческих людей, театром, прочих культурных заведений. Причем, средств на это было достаточно мало.

Все-таки культура – это система идентификации, это, как сейчас, наконец-то, признано уже в официальных документах, сфера национальной безопасности. Там, где у людей размывается культура, они не могут противостоять ни внешней агрессии, ни внутреннему разложению. И с этой точки зрения, поскольку функция государства – обеспечение национальной безопасности, государство может быть прогрессивным, реакционным, пролетарским, монархическим – это не важно. Но каждое государство обеспечивает безопасность той системы, на страже которой оно стоит. Если оно перестает с этим работать, то происходит и распад государства, и распад общества.

Поэтому, на вопрос «имеет ли государство право влиять и ограничивать?», наш ответ – «государство обязано защищать культурный суверенитет страны, народа, общества». Что это значит?

Каждый народ имеет право жить в соответствии с теми принятыми им в историческом развитии ценностными основаниями, которые для него значимы. Каждый народ имеет право противодействовать распространению тех культурных оснований, ценностных оснований, которые угрожают его идентификации и значимым для него ценностям. Каждое государство имеет обязанность пресекать попытки распространения тех ценностных оснований и культурных образцов, которые расходятся с тем, что принято в доминирующей части общества. То, что угрожает. Именно так: не то, что расходится, а то – что угрожает. Каждое государство имеет право противодействовать использованию культурной сферы для разрушения политического, национального суверенитета страны.

У нас конституционные положения, связанные с культурой, включают в себя три момента. Право на свободу творчества. Право на пользование достижениями, культурным наследием. И обязанность сохранения культурного наследия, культурного богатства.

И у нас как-то стало принято на первый план всегда выводить право на свободу творчества. Но если мы говорим о трех основаниях, так или иначе, свобода творчества должна заканчиваться там, где начинается интерес другого человека.

А кстати, если мы обратимся к такому, для одних политических групп очень популярному, для других – крайне непопулярному документу как Всеобщая декларация прав человека, то там есть очень важный пункт о том, что каждый имеет свои обязанности перед обществом, которые должен исполнять. И еще один момент: любое, по сути дела, из прав, любое право, любая свобода могут быть ограничены, если они противоречат общественной морали.

К сожалению, об этом не любят вспоминать. Но право свободы творчества, существуя, не может ограничивать право других людей на пользование культурной средой и на сохранность этой культурной среды. То есть, свобода творчества не может разрушать достигнутого.

Вот понимание, опять-таки, этой системы ограничений, системы запретов, приводит к необходимости выведения культурной сферы из-под действия рыночных коммерческих законов. Потому что, если мы будем ждать от кинопроката дохода, мы будем выпускать в прокат те фильмы, за которые будут больше платить. Больше платить у определенного типа общества всегда будут за скандал, за порнографию, за китч. И тогда кинематограф будет работать против общества.

В связи с этим, на какие моменты хочу обратить внимание, каковы угрозы культурному суверенитету страны? Первая – это угроза, вытекающая от массовой культуры общества потребления. Это когда достаточно одномоментно огромные массы людей получают доступ, в общем-то, к качественной и высокой культуре, но за счет того, что они одномоментно его получают, они освоить это не могут. Ни одна страна не смогла этому противостоять. Что можно этому противопоставить? Борис Стругацкий, в частности, считал, что надо поддерживать свою национальную культуру, сохранять в ней самое лучшее. Потому что только поддерживая ее, мы можем создать некий культурный информационный барьер для противостоящего нам разрушительного энтропийного вала, одновременно создавая, повышая, но регулируя доступ к достижениям высокой культуры, создавая массовую культуру высоких образцов.

Сохранить свою национальную классическую культуру Россия не может, оставаясь одна. Она не может сохранить свой культурный суверенитет, не сохраняя классическую культуру в мире в целом, не защищая все те очаги и ростки сохраняющейся классической культуры, вырастающей из национальной, которая в мире есть.

Можно говорить о необходимости создания своего рода «культинтерна» – культурного интернационала, в рамках которого, или возглавив который, Россия осуществляла бы поддержку всех движений, всех партий, всех стран, ориентированных на сохранение классической культуры. И таким образом, спасала уже не только свой культурный суверенитет, а вообще тот уровень классической культурной цивилизации, который достигнут на вершинах разных континентах мира.

Валерий КОРОВИН, директор Центра геополитических экспертиз, члену Общественной палаты России:

Я во многом согласен с тем, что говорил Сергей Феликсович (Черняховский – прим.)Единственное, я бы хотел встать на защиту дикарей и предостеречь от высокомерного отношения к ним, потому что, действительно, это люди, которые имеют свою систему ценностей, отличную от нашей. И если нам они непонятны, это не значит, что они люди какого-то второго или третьего сорта.

Русский этнолог Сергей Широкогоров изучал малые народы, этносы и обнаружил в них очень сложные системы внутренних, как раз культурных ограничений, сдерживающих их. Их единственное отличие в том, что эти системы ограничений иные. Так же и культурные ценности русского народа кому-то кажутся дикими или варварскими.

Вот, например, западный философ Джон Хобсон описывает систему взглядов, с помощью которой европейцы оценивают весь остальной мир. Так вот, с точки зрения европоцентризма цивилизацией является только сама Европа, Запад как таковой, как цивилизационная основа. Те, кто стремится стать Западом, но не догоняет Запад, по Хобсону – варвары. К ним относимся и мы, русские, потому что мы стремимся, гонимся, вопреки всякой логике и здравому смыслу, за Западом, но не догоняем его. А вот те, кто не стремится стать Западом, – это дикари. То есть они вообще вычеркиваются из категорий, которые воспринимаются Западом как положительные. Часто западные высокомерные цивилизаторы вообще не воспринимают их как людей, а относятся к ним как к части живой природы.

Так вот, я бы хотел обратиться к самому термину «культура» – это то, что выделяет человека из живой природы и представляет собой альтернативу понятию «натура», определяющее, собственно, природу. Все, что выделяет человека из природы, то есть является выражением его жизнедеятельности, проявляется в различных явлениях, таких как эпос, песня, сказка, даже само государство, – все это относится к сфере культуры, то есть к надприродным явлениям.

Совокупность этих культурных проявлений и есть дух народа, то есть нематериальная категория, которая определяет народ как органическую общность, отличную от другой. Вот так же, как культура выделяет человека из природы, так русская культура выделяет русский народ как органическую общность из множества других народов.

Для того, чтобы нам выстраивать цветущую сложность евразийской интеграции, о которой говорил Сергей Юрьевич Глазьев, ответственный за эту интеграцию, необходимо свою культурную идентичность каким-то образом обособить от других, дабы сохранить ее самодостаточной, и в этом культурном обмене развивать ее и приумножать.

Но, к сожалению, за последние двадцать пять лет мы погрузились в состояние растворения собственной идентичности в некоей глобальной масскультуре, западной культуре, которая нам агрессивно навязывается. Мы все больше утрачиваем свою особенную культурную матрицу, отказываясь от нее в пользу западной, высокомерно определяемой как «цивилизованная культурная матрица», навязывающей себя всем остальным. Вот против этой глобализаторской западной культурной матрицы наше государство и должно выставлять ограничения или запреты, о которых только что сказал Сергей Феликсович Черняховский.

Таким образом, русская культура является особым явлением, надматериальной категорией, определяющей русский дух. Такое постулирующее понятие как патриотизм, происходит от термина «патрио», то есть собственного наследия предков, отцов, «патро». Таким образом, то, что является основой духовности и культуры, одновременно является и наследием предков, которое в виде культурной матрицы создали наши «первые отцы», основатели русского народа, который, в свою очередь, создал это континентальное государство со своей особой культурой и своей особой надматериальной духовностью.

Поэтому совершенно не случайно, на мой взгляд, именно таким образом определяется тема нашего круглого стола, ибо, если мы хотим продолжать развивать Россию как самобытную культурную среду, то нам необходимо опираться именно на патриотизм, то есть на сохранение наследия наших предков. Если в воспитательных и образовательных программах этот фактор будет учтен, – а учитывать его сегодня очень сложно, потому что агрессия глобализаторской западной культуры очень велика, она все подавляет и растворяет в себе, так вот, если мы научимся вычленять из общего объема то, что действительно соответствует нам, нашему культурному коду, обособлять это и пытаться донести последующему поколению через музыку, песни, наши традиции и обычаи, то мы сохранимся как государство, как особая цивилизация и сможем провести это в следующие поколения через века.

Елена НИКОЛАЕВА, депутат Госдумы:

В городе Красногорске есть действительно удивительные люди, которые занимаются развитием градостроительной политики, очень сложными коммунальными проблемами, и они всерьез задумались о том, что без культурного и духовного развития наша с вами жизнь пуста. И вот это объединение ваших усилий и усилий Юрия Александровича (Богданова – прим.), дает нам новый импульс, новый вкус к жизни.

Для меня культура – это творчество. Почему мы хотим услышать сегодня вот эти удивительные хоры, услышать русское пение, услышать русскую музыку? Потому что это то, что отзывается у нас внутри. Это то, что делает нас с вами русскими. Причем, не важно, какой мы с вами национальности. Это наш русский дух, наша культура, история, это уважение к нашим предкам и то, что мы передадим нашим детям.

Я сама с колыбельными песнями передаю своему ребенку те культурные коды, которые и есть основа патриотизма, основа наших духовных, очень важных религиозных ценностей и нашей самоидентичности. Для меня патриотизм – это, в первую очередь, любовь к моей родине, к моей малой родине. Это должны быть не только слова, а все то, что ты сделал в этой жизни для того, чтобы на твоей родине стало хорошо, каждый на своем месте. Каждый из вас – на своем.

Евгений ТАРЛО, президент Фонда «Правовое государство», профессор:

Я абсолютно согласен со всей этой триадой: «патриотизм, духовность, культура – основы развития России». Безусловно, это вопрос сохранения русского духа и развития русского мира.

Патриотизм, любовь к родине, это сродни любви к родителям. Если у человека нет любви к родителям, это нравственный урод. Поэтому когда нам либералы внушают, что быть патриотом – это какое-то постыдное клеймо, это разрушение основы основ. Человек не может не быть патриотом своей родины. Если он не патриот своей родины, значит, здесь какая-то ненормальность. Значит, здесь уже нужно ожидать какую-то неприятность, какое-то асоциальное поведение. Поэтому патриотизм – это норма, а непатриотизм – это аномалия.

Духовность, культура. В основе культуры, безусловно, наш язык. Это не только основа развития России, как написано здесь, но это основа содержания и развития русского мира, очень правильно об этом говорилось. Для меня русский мир – это не территория, ограниченная забором, пограничниками и так далее.

Русский мир – это неагрессивная среда, это ненападающая среда. Это среда пока что, к сожалению, только обороняется и только пытается найти себя. Но ощутив свою идентичность, мы должны очень твердо стоять как на своих территориальных границах, так на своих основах духовности и культуры. И те, кто приходят в нашу веру, в веру в нашу родину, в Россию, в нашу духовность и культуру, те, кто говорят и думают на нашем языке, – могут абсолютно добровольно воссоединиться с нашим русским миром.

И еще, очень хорошую мысль Юрий Богданов сказал насчет того, что санкции, хоть немного поправят нашу экономику. А знаете, каких нам санкций сейчас не хватает? – Нам не хватает санкций в области культуры. Я был бы счастлив, если бы американцы ввели санкции и прекратили нам продавать и навязывать свои фильмы, свои биг-маки и все прочее. Нам культурные санкции нужны, чтобы, наконец, расцвел наш кинематограф, который великолепный, который может конкурировать, в том числе, и в коммерческих условиях, своими высокими нравственными и культурными образцами.

Александр НАГОРНЫЙ, заместитель председателя Изборского клуба, заместитель главного редактора газеты «Завтра»:

– Мне кажется, надо выразить нашу благодарность Красногорским властям, потому что это нечасто, когда власти думают не только об экономических и социальных вещах, а начинают интересоваться духовной сферой. Духовная сфера определяет в значительной степени и культуру, и то, как человек себя позиционирует в экономике, в социальной и политической жизни. И в этом смысле, конечно, соединение музыкальной классики с воспитанием такого нового человека – это удивительная вещь.

Я вспоминаю свои школьные годы, во втором классе нам преподавали практически классическую музыку. Кроме пения, нам рассказывали, как устроена и из каких элементов классическая музыка состоит. Сейчас, если вы посмотрите на учебные планы, фактически этого не нет, это выдавлено из образовательного процесса. А ведь если человек не получает базовые элементы понимания каких-то более сложных вещей, он и в своей жизни себя ограничивает вещами более простыми, примитивными.

Посмотрите на четыре наших федеральных канала, они практически одинаковы. И самая большая опасность исходит не от американских фильмов, а от телевидения и от тех сделок, которые заключают начальники телевизионных каналов. Это халтура, которая делается с явным с коррупционным элементом. А идеологемы – это деньги, убийства, опять деньги и опять убийства. То есть человек приучается к тому, что убийство – это нормальная вещь, ничего такого страшного. Наша общественность должна «давить» на власти с точки зрения того, чтобы поменять всю структуру нашего телевизионного вещания, которая пришла уже к своей конечной границе.

Так или иначе наступает время перемен. Я думаю, перемены будут позитивные, и наш семинар, наша встреча, Фестиваль будут значительным вкладом в это новое и здоровое осуществление наших чаяний.

Сергей УШКАЛОВ, руководитель Брянского отделения Изборского клуба:

Патриотизм, духовность и культура – как три ступеньки. Если мы две ступеньки – духовность и культуру уберем, то патриотизм повиснет в воздухе. А точнее, он рухнет. Потому что патриотизм – это любовь к родине. А что тогда мы будем любить, если не нашу великую культуру, культуру народов России?

Государство должно вернуться в сферу культуры. Вернуться бесплатными Домами творчества для детей и молодежи, руководителями творческих коллективов, которые, как в моем детстве, приходили в школу и отбирали детей, понимая и имея специальные навыки и образование, на что этот ребенок способен: будет ли он петь в хоре, или у него замечательные способности к игре на фортепьяно, или он будет хорошим танцором.

Сейчас большая проблема – платные коллективы, которые существуют на деньги родителей. Это, конечно, огромный минус, который ограничивает вовлечение в культурную среду огромной массы детей и молодежи. Происходит деградация села, потому что советская власть пришла в деревню с Домами культуры и школами, а сейчас уже даже в райцентрах практически Домов творчества для молодежи не осталось. Что дальше?

Поэтому считаю, что недаром Президент в «Концепции национальной безопасности» обозначил именно патриотизм главной национальной идеей. То есть понимание на уровне государства – есть, но необходимо еще и грамотное распределение финансов, соответствующие законы должны прийти и в культуру.