О КПРФ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЕЮ ОБРАЗА СТАЛИНА

Сергей ЧерняховскийСергей Черняховский

Образ Сталина пытался использовать в своё время Cталинский блок в кампании 1999 года, набрал он меньше процента. Проблема в том, что КПРФ и Сталина, равно как КПРФ и Ленина, массовое сознание мало увязывает между собой. Например, по относительно недавним данным радикально расходятся оценки со стороны населения даже КПСС и КПРФ. КПСС, кстати, сейчас более популярна чем «Единая Россия», а когда проводили замер: как голосовали бы сейчас, если бы участвовали партии, принимавшие участие в выборах в Учредительное собрание в 1917 году, то, в противовес тому, что было тогда, явное большинство взяли бы большевики. КПРФ его никогда не получит.

КПРФ использовала все коммунистические образы, в том числе образ Ленина, который более популярен, чем образ Сталина. И получала, то, что получала. Возможно, что обращение к образу Сталина может восприниматься как некоторая форма самозванства. Хотя, понятно, что КПРФ всегда защищала Сталина. Но когда КПРФ наберёт, дай бог, порядка 20% от пришедших голосовать, это даст возможность противникам Сталина говорить, что выбор Сталина провалился, потому что 20% на выборах – это примерно 13% от всех граждан страны. Чуть-чуть коммунисты свой процент увеличат и на образ Сталина немножко поработают, потому что сам факт, что Сталина можно поднять на щит будет свидетельствовать об общественном принятии этого образа. Но в то же время, скорее всего, и для пропаганды оппонентов образ Сталина подставят.

Касательно больших цифр «равнодушных» к Сталину, которые приводит директор «Левада-Центра» Лев Гудков. Есть два формата опроса. Один формат: как вы оцениваете? В этом формате последние полтора десятилетия Сталин набирает свыше 50% поддержки, а негативное отношение к нему колеблется от 25% до 33%. Был один год в конце нулевых, когда в поддержку Сталина высказалось минимальное количество – 49%, а против – 33%. Сейчас отношение примерно — 52% против 25-26%. Разрыв между цифрами — это те, кто не может определиться со своей оценкой.

Но есть другой формат опроса: какие чувства вызывает у вас Сталин — уважение, восхищение, симпатию, страх, ужас и прочее. В этом плане тех, кто говорит, что никаких особых чувств не вызывает, действительно примерно половина, о чём и говорит «Левада-центр». То есть одно дело общая и сознательно рациональная оценка, и другое дело определение своего эмоционального отношения, которое подчас действительно сложно сформулировать. Человек может затрудняться сказать — симпатизирует ли он Сталину или нет, могут быть смешанные оценки, при этом деятельность Сталина он может оценивать положительно.

«Левада-Центр» в плане проведения опросов, конечно, высокопрофессионален, но слишком идеологически пристрастен. «Левада» пытается опросы превратить в формирующую социологию. В своё время были ведь и такие вопросы — «учитывая все преступления, совершённые Сталиным, согласны ли вы с тем, что его надо считать государственным преступником». Подаётся, что преступление есть, а тогда вроде и преступник. На самом деле, уверенно ответило, что надо – всего 12%, большая часть сказала, что нельзя, затруднившихся было десятка полтора процентов. Так что многие данные – это просто попытка интерпретировать результаты абсолютно смешным образом, откровенное мошенничество.

Сейчас у официальной власти примерно следующая установка. Была великая Российская империя, злые большевики её разрушили, но великий Сталин восстановил. Они почти готовы признать единство истории, но вычеркивают досталинский советский период. Это большая ошибка. Тем самым пафос революции отдаётся тем силам, которые ориентированы на борьбу с Россией, и которые могут использовать ленинский пафос против России и смыслов советского периода. Точно так же, как это было сделано в конце 80-х годов. Тогда же всё вели от имени Ленина. Это была модель, в которой откровенно признался Александр Яковлев — ударить Лениным по Сталину, потом Плехановым по Ленину, а потом либерализмом по любому революционаризму. Он только не успел придумать: «ударить монархией по демократическому устройству».

Источник

Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...