Государство как субъект культурной политики

Сергей Черняховский

Государство является субъектом определения приоритетов культурной политики, вытекающей из его основных задач в этой сфере.
Государство защищает культурное богатство страны как от физического разрушения, так и от коммерциализации, от неблагоприятных воздействий в самой культурной среде – как внутренней, так и внешней – воздействий, связанных с обслуживанием примитивных запросов, несоответствующих отечественным традициям и порождаемых массовой культурой общества потребления, а подчас и прямой информационной агрессией внешних конкурентов.
Страна слишком много потеряла в области культуры за последнюю четверть века. Культура во многом оказалась обреченной частично на умирание – как, скажем, наука в сфере культуры или «немодные» и не коммерциализируемые сферы искусства, – а частично на обслуживание коммерциализируемых, но не всегда высоких вкусов «высокоплатежного потребителя».
Культура формирует человека – и задача российского государства сформировать не потребителя, а творца и созидателя, человека, который высшую радость и наслаждение находит в свободном творческом созидательном труде.
Российское государство есть продукт и производное от отечественной культуры. Отсюда обязанность этого государства – защита отечественной культуры, основанной на достижениях мировой культуры и являющейся одной из основных составляющих последней.
Основная ближайшая задача, стоящая перед государством в области культуры, – переломить отношение к культуре как к «остаточной части» социальной сферы. Точно так же, как переломить отношение к культуре как к сфере, с одной стороны, «досугового развлечения», а с другой – самовыражения (либо обслуживания такого самовыражения) богемных групп.
Культура – это не «сфера производства услуг», культура – это сфера производства духовных ценностей и базовых образцов социального поведения. То есть – сфера производства самого человека как личности, социального – а не только биологического – существа. Следовательно – сфера производства социальных отношений, самого общества. И в этом отношении культура – на самом деле сфера материального производства.
Любые природные ископаемые, любые технологии, любые самые современные производства останутся скоплением мертвого вещества, если не будет культуры их применения. Культуры и образования тех людей, которые были бы способны их использовать.
Но и более того: не став богатством своей страны, они станут богатством чужой, если в стране не сложится полноценное ощущение национально-государственной и историко-политической самоидентификации. Самоидентификацию рождает культура.
Соответственно, наша сущностная задача – восстановить отношение к культуре как:
– к сфере сохранение суверенитета страны – как государственно-политического, так и культурного;
– к сфере производства и формирования латентных поведенческих образцов и через них – национально-государственной самоидентификации;
– к системе запретов. Культура – это прежде всего не сфера бесформенных эмоциональных выплесков. Культура – это сфера запретов. Цивилизованный и культурный человек знает, чего делать нельзя. Дикарь таких запретов не имеет. Тогда, когда у него запреты появляются, он начинает превращаться в цивилизованного человека.
Культура создает страну. Культура защищает страну. Культура развивает страну, переводя ее с одной фазы исторического развития на другую. Что, разумеется, не означает, что она во всем этом обходится без материальной составляющей собственно материального производства.
Роль государства в культуре – это роль организатора, наделенного полномочиями обществом и решающего проблемы общества и страны: ее национальной самоидентификации, ее культурного суверенитета, свободного и достойного развития ее граждан.
Культура – это сфера производства латентных образцов социального поведения.
Управление этим производством должно быть адекватным тем задачам, которые оно решает. Если этим производством управляет государство, оно не может допускать, чтобы производилось то, что нанесет ущерб стране и человеку. В России нет цензуры, и не идет речь о запрете чего либо – кроме запрещенного законодательно.
Государственное производство не может создавать то, что не соответствует – и тем более противоречит – интересам страны либо демократически определенным направлениям политики. Тем более оно не может финансировать или помогать выпускать подобную продукцию иным производителям.
Государство решает вопросы сохранения, защиты, распространения и развития базовых ценностей и образцов отечественной культуры.
При решении этих вопросов делается ставка на новое поколение руководителей, на подготовку и использование представителей поколения, которое возьмет на себя ответственность за страну после 2014 года. Но с двумя существенными оговорками.
Во-первых, эти организаторы должны сами быть выходцами из тех сфер, которыми (или секторами которых) они будут руководить. Подход возведенного в абсолют менеджерианства, когда судьбу организации, отрасли или учреждения решает человек, умеющий руководить чем угодно, достаточно полно показал свою неэффективность в предшествующие годы.
Во-вторых, при обязательном использовании потенциала старых руководителей. Тут всё просто, как в театре: когда актер достаточно молод, чтобы быть на сцене Ромео, – он еще не может понять всё в Ромео. Когда он уже понимает всю сложность переживаний Ромео – он уже не может выйти на сцену в этой роли: фактура подводит.
В стране гарантирована свобода творчества, и каждый художник вправе создавать те образцы культуры и искусства, которые его вдохновляют. Но государство будет поддерживать те из них, которые считает соответствующими интересам страны. Задача государства – помогать тем образцам искусства, которые утверждают человеческое в человеке, развивают и культивируют в нем начала созидателя и производителя, и не оказывать никакого содействия тому, что низводит его до уровня упивающегося потреблением животного.
Государство не должно запрещать те или иные поиски в сфере культуры, но должно помогать тем, кому считает нужным помогать.

Новая политика 15.04.2016

Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...