Эмиль Джумабаев, Фархад Турсунов, Марат Аманкулов: О наших задачах

Самое трудное в наших условиях — говорить правду. Не врать. Почти 30 лет нашей независимости мы слышим ложь и глупость. Иногда кажется, что этому не будет конца, что это и есть наша действительность. Но когда-нибудь надо попытаться прорвать заколдованный круг, поменять правила игры, остановить бессмыслицу. Когда-нибудь надо начать говорить правду или то, что есть на самом деле.

Каждое поколение входит в жизнь с ощущением некой своей миссии, долга, и горе тому обществу, где эти чистые энергии бросаются в грязь. Деградация — это прежде всего забвение смысла. Значит началом восстановления будет определение порядка.

Что такое порядок? Откуда у нас представление о порядке? «Порядок» — это то, что человеку, обществу, народу, культуре, государству, конфессии кажется правильным, нормальным, гармоничным. Значит, порядок рождается из картины мира, из ценностей. Поэтому представления о «порядке» разные у разных народов и цивилизаций. И прежде чем строить, создавать, надо понимать и знать самих себя. Заимствовать «чужой порядок» возможно, вот только пользы для того, кто это сделал — не будет.

Человек или государство будут жить в чужих, иногда враждебных формах, играть по чужим правилам (и поэтому проигрывать), все глубже погружаться в абсурд и беспросветность.

Значит нужен свой собственный порядок.

А если его нет? Материя, почва, субстанция всегда есть (иначе была бы невозможна жизнь данного человека или народа), а вот порядка, формы, осознанного смысла может и не быть. Политика есть творчество народа, это выражение идеалов в государственных формах.

Значит политическая деятельность должна исходить и опираться на картину мира, на национально — цивилизационные ценности и исторический опыт.

Только это и является подлинными государственными интересами.

Кыргызы — народ, который всегда жил в Евразии. Даже переселения кыргызов происходили в пределах одного природного и исторического ареала (Енисей — Алтай — Тянь-Шань / Ала-Тоо).

Есть географическое понятие Евразии, включающее Европу и Азию, «Старый Свет» от Атлантического до Тихого океана. И есть историческое, цивилизационное понятие «Евразия», в целом совпадающее с границами бывших Российской империи и Советского Союза. Это пространство было «создано» кочевниками Центральной Азии, которые своими походами и завоеваниями способствовали интеграции Евразии. Кочевые народы раз за разом пытались собрать Евразию. Своя попытка была и у кыргызов, создавших в IX веке Кыргызский каганат. Самыми грандиозными попытками объединения Евразии были Держава Хунну, тюркский Великий Эль, Монгольская империя Чингиз-хана и Московская Русь-Россия, выросшая из Золотой Орды. Российская империя стала платформой для авангардного и уникального Советского Союза. Кыргызы входили во все эти государственные объединения.

Посторонние наблюдатели издревле отмечали отличие этого пространства от других цивилизаций и схожесть духовных ценностей народов, его населяющих.

И сейчас, даже эмпирически, заметна близость народов бывшего СССР и их резкое отличие от Западной Европы, Дальнего Востока (Китай), мусульманского Юга (арабы, персы, афганцы) и Индии. Евразия — это отдельная цивилизация, суперэтнос, мир-система.

Если «не мутить воду», то народы Евразии без особых проблем могут разрешать возникающие вопросы и вызовы. Проблема, однако, в том, что «воду» как раз — таки очень целенаправленно мутят. Очень большое количество внутренних и внешних сил не заинтересовано и боится объединения, интеграции, сотрудничества, дружбы евразийских народов. Нас пугают утратой своей идентичности, культуры, языка, суверенитета, территории, «имперскими амбициями» России, «возрождением» СССР и т.д. Давайте подробнее разберем этот вопрос.

Мы уже прожили 29 лет (с 1991 г.) при суверенном Кыргызстане. Это более чем достаточный исторический срок для анализа, сопоставления, изучения.

Будем опираться на него, потому что здесь очень трудно обмануться, все перед нашими глазами как повседневность. Зададимся вопросом: а когда кыргызский народ жил, существовал лучше всего? Под «лучше» мы имеем в виду объективные показатели, а не эмоциональные оценки, которые всегда субъективны. Когда кыргызы значительно увеличились как народ, рождаемость превысила смертность, народ стал здоровее, получил сплошную грамотность и образование, сделал гигантский культурный рывок, стал, собственно говоря, единым народом? Когда Кыргызстан стал индустриальной страной, страной развитого сельского хозяйства, покрылся новыми городами и поселками, с дорогами, университетами, больницами, школами, театрами, военными частями, клубами, и всей массой инфраструктуры современного государства XX века? Когда был расцвет культуры, науки, искусства, когда кыргызы познали большой мир и преобразились как народ? Когда был создан Кыргызстан как государство в теперешних границах? Благодаря чему нам был подарен XX век?

Можно продолжать дальше, но остановимся.

Ответ более чем очевиден. В составе Советского Союза, когда Киргизская ССР была одной из 15 союзных республик. Все это дала нам Октябрьская революция и Советская власть. Советский Союз был вершиной всего евразийского объединения, всех евразийских тенденций.

Он был результатом исторического творчества всех народов, его населяющих. Это была наша страна, наша большая Родина. Интересно; что же мы потеряли, будучи Советским Кыргызстаном? Все приобрели, оживили, преумножили и развили. Получили государственность и четко очерченную территорию, алфавит и письменную литературу, вообще современную культуру, смогли говорить и размышлять на сложные тонкие мировые вещи и темы. То есть только укрепили и невероятно расширили, развили нашу идентичность.

Если отсчитать 29 лет с 1917 года, получится 1946 год. Надо вспомнить, какими были кыргызы до Октябрьской революции и какими стали в 1946 году. А ведь эти первые 29 лет советской истории были неимоверно тяжелыми, трагическими, сложными. Революция, гражданская война, интервенция и бойкот Запада, голод, разруха, социалистическое строительство с нехваткой и отсутствием кадров, денег, технологий, образования, науки, промышленности, с происками внешних и внутренних врагов, наконец Вторая мировая война, ставшая для нас Великой Отечественной. Потери в 27 миллионов человек, разрушенная страна вплоть до Волги, голод 1946 г., нехватка и недостача всего и опять же враждебные действия Запада во главе с США, планировавших агрессию против недавнего союзника с применением атомного оружия, тогда у нас отсутствующего. И несмотря на все эти тяжелейшие проблемы, страна в 1946 г. в фундаментальных основах была построена. С середины 60-х годов, преодолев последствия войны, СССР планомерно рос, развивался, богател, Киргизская ССР вступила в период расцвета. С 1991 года, с момента исчезновения СССР тоже прошло 29 лет… На тот момент советский Кыргызстан имел все выше перечисленное, все достижения советской модернизации. И что мы видим сегодня, что испытали за эти 29 постсоветских лет?

Коротко говоря, все построенное за советский период — разрушено, разворовано, продано и деградирует. Самое главное и самое страшное — деградирует народ! И мы боимся «восстановления СССР»?

Переживаем за идентичность?

Дикий феодальный капитализм уничтожает страну, вынудил миллион кыргызов уехать на чужбину в поисках хлеба, добивает оставшееся население, а мы кричим об «имперскости» России?!

У нас нет альтернативы новому евразийскому объединению, это спасение для всех народов Евразии. Другой вопрос, что у власти во всех странах бывшего Советского Союза находятся по факту олигархические группы и строй, который царит с 1992 года является «диким капитализмом»: смесью худших черт советской «теневой экономики» и международных криминальных практик.

Поэтому в отношениях внутри ЕАЭС доминирует частный интерес, пока это союз национальной олигархии, а не евразийских народов. Необходима долгая работа по трансформации уже существующих евразийских интеграционных структур.

И вот здесь мы переходим к нашей второй смысло¬образующей части — к демократическому социализму. Почему он «демократический», а не «просто» социализм?

Хрестоматийное советское определение социализма звучит как «общественный и государственный строй, где упразднена частная собственность на средства производства и установлена общественная, коллективная собственность, ликвидированы эксплуататорские классы и причины, порождающие эксплуатацию человека человеком». «Цель социализма — все более полное удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей народа путем непрерывного развития и совершенствования общественного производства» (из Программы КПСС). Эти принципы были положены в основу социалистического строительства в СССР и странах социализма.

Существовали различные «местные» особенности вроде «югославской», «китайской» или «северокорейской» модели.

Сейчас, когда прошло более 30 лет с момента исчезновения социалистического лагеря, когда нет на политической карте мира Югославии и Советского Союза, а в Китае реставрирован госкапитализм — возврат к советской модели социализма невозможен по объективным причинам.

Все изменилось, и прежде всего — сознание людей. К тому же и советская модель социализма имела свои недостатки и слабые места, приведшие к развалу страны. Впрочем, совершенных моделей государства и общества на нашей грешной земле не существует. Вместе с тем, мы считаем социализм вершиной евразийских представлений о правде и справедливости, идеалы социализма — идеалы всех евразийских народов. Достаточно вспомнить хотя бы народные сказки и пословицы, — где там «либерализм»? Поэтому построение нового социализма остается идеалом евразийского государства.

На сегодняшний день, с учетом реального положения Кыргызстана и мира, этот новый социализм уместно назвать демократическим. Мы не следуем за готовыми западными определениями демократического социализма или социал — демократии.

Мы, взяв данный термин, отталкиваемся от нашей истории, ценностей и обстоятельств (так и большевики, взяв марксизм, создали по сути новую доктрину — «ленинизм»). Демократический социализм вбирает в себя лучший опыт советского строительства и результаты нашей новейшей истории, в том числе демократические права и свободы. Мы не отказываемся от полезного, в каких бы формах оно не проявлялось. Мы помним мудрый прагматизм Дэн Сяопина, сказавшего: «Не важно какого цвета кот, черный или белый, важно, что он ловит мышей». В нашем случае, главное, чтобы демократический социализм работал на благо всего Кыргызстана, а не отдельных групп.

Теперь надо рассмотреть архиважный вопрос.

Все политические партии Кыргызстана перед выборами обещают «построить, увеличить, снизить, поднять» и вообще процветание через месяц после выборов. Мы видим, как они выполняют свои обещания. Этот цирк продолжается без малого 30 лет. Продолжается в том числе благодаря культурной деградации и экономическому обнищанию нашего населения. Мы не хотим обещать. Тогда как участвовать в выборах, где все всё равно что-то «обещают»? Сложнейший вопрос, имеющий прямое отношение к правде и лжи!

Мы считаем безнравственным занятием обещать заведомую ложь нашим соотечественникам.

Лозунги вроде: «Мы за богатый, сильный, процветающий Кыргызстан» или «Вы будете жить хорошо уже в следующем году» пора выбросить в мусорную корзину.

Использующие подобные обещания политические силы никогда не думали о стране и народе, а занимались исключительно собственными делишками.

Мы хотели бы обратиться к соотечественникам как к братьям и сестрам, членам одной семьи под названием Кыргызстан. Трудно наше положение и, судя по всему, будет еще труднее. Вопрос стоит об элементарном выживании народа и страны. Но выживание — это не только обеспечение физического существования. Если мы не озаботимся выживанием культурным и духовным, нас как страны — не будет! Надо физически сохраняться не как население и территория, а как народ — нация и страна — государство.

Поэтому приоритетными направлениями развития Кыргызстана должны быть образование и здравоохранение. Доступ граждан Кыргызстана к этим жизненно важным сферам должен быть в идеале бесплатным.

Государство также должно обеспечить поддержку бедных и небогатых слоев населения (а это большинство народа Кыргызстана), с гарантированным прожиточным минимумом, не допускать сползание своих граждан на социальное дно, в нищету. Это можно сделать, справедливо и равномерно распределив доходы от недр Кыргызстана.

В идеале надо работать над продовольственной безопасностью и автаркией Кыргызстана.

Вот направления развития Кыргызстана. Это не обещания немедленного счастья, это разговор по — взрослому, без иллюзий и обмана. Это тот минимум, который позволит нам сохраниться и продолжить историческое существование в безжалостном современном мире. Сделать это можно только при демократическом социализме и евразийском векторе нашего развития. Конечно, если мы говорим о развитии, а не о симуляции.

В перспективе надо отказываться от прежнего понятийного языка. То есть, от концептуальной зависимости от мировой системы (Запада), от экономикоцентризма, сравнения себя с другими по уровню ВВП (валовой внутренний продукт), от потребительского отношения к жизни.

Кыргызстан — свободная и развитая страна, просто мы не на то смотрим, до сих пор не понимаем свою страну. Главная цель государства — развитие человека.

А человек — очень сложный феномен, он не сводится к «экономическому животному».

Нам хотелось бы, чтобы Кыргызстан развивался из себя, из своего, имел свое лицо, свой путь. Тогда каждый из нас также обретет свое место и возможность жить, трудиться, иметь достойные условия существования.

Родина — это судьба и путь, а не корыто в хлеву.

Работы очень много. Все только начинается. Начинается так, как должно начинаться. Со смысла, от идеи к политической философии и идеологии, затем в реальную политику и экономику. Все цельно и целостно, все работает вместе, одновременно, во все стороны, на всех уровнях. Социализм — это строй, направленный, в идеале, на всестороннее развитие человека, освобождение от изнуряющей борьбы за существование, от страха за завтрашний день. Это высвобождение духовных, творческих, созидательных сил человека и направление их на преображение мира. По сути, социализм — явление религиозное. Но он выше конфессиональных перегородок и форм. Он идет и дальше и глубже.

Не только у Кыргызстана и Евразии, но и у всего мира не существует другой альтернативы. Это выбор между жизнью и смертью, смыслом и абсурдом, светом и тьмой. Лозунг Кубинской революции «Социализм или смерть!» актуален сейчас как никогда!

Сделаем ли мы выбор?

Марат Аманкулов
Аманкулов Марат Аскерович (р. 1970) — председатель комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...
comments powered by HyperComments