СТАНЕТ ЛИ ВАЙНО РУССКИМ МАКНАМАРОЙ
Александр Проханов
Ушёл в отставку Сергей Борисович Иванов. Изысканный, элегантный, утончённый дипломат. Разведчик, начавший свою карьеру в первом главке КГБ в Службе внешней разведки. Знаток западного мира, знаток внутренней и внешней политики России. Бывший министр обороны. Человек, которого прочили в премьер-министры, когда возникла концепция национальных проектов. И вот его политическое бытие завершилось. И все гадают: что это значит? Значит ли это усиление какой-то группы? Или переход Иванова на какой-то запасной аэропорт, с которого он может взлететь? Или ж Путин решил влить в старый, утомлённый кадровый состав новые силы? Я со всем этим не согласен.
Сергей Иванов – не просто техническая административная фигура, это целое идеологическое поле, которое условно можно назвать прозападным, либеральным. Ибо Сергей Борисович Иванов был против возвращения Крыма в Россию, против всех рисков, которым подверглась Россия, приняв Крым. Иванов был против политической и военной помощи Донбассу, который кровоточил, изнывая под чудовищными бомбардировками. Именно Сергей Иванов патронировал финансово-экономический блок правительства, состоящий из Набиуллиной, Силуанова, Германа Грефа. Он считал, что западный вариант русской экономики единственно возможен и неизбежен. Поэтому уход Иванова из Администрации – уход целого идеологического настроения. Поскольку в сегодняшней внутренней политике государства патриотическая тенденция уравновешивалась тенденцией либеральной, и патриотическая тенденция с большим трудом пробивала себе путь сквозь либеральный монолит, уход Иванова ослабляет либеральный фланг русской политики.
На место Иванова пришёл мало кому известный Антон Вайно. О его фигуре многое может сказать генезис семьи. Он – внук первого секретаря эстонской Компартии, который в своё время требовал от Горбачёва введения в Эстонию войск и пресечения контрсоветской операции, которая кончилась развалом Советского Союза. В силу этого можно надеяться, что антилиберальные просоветские эссенции деда проникнут в кровь и сознание внука. Отец Вайно — вице-президент "АвтоВАЗа". Сам Вайно занимался экономическим и управленческим моделированием. Он технократ. Он рассматривает развитие не как поступательное движение идей, но как поступательное движение технологий. Это говорит о том, что Вайно мог бы стать модератором новой экономической политики, которой бредит наша страна. Стать модератором перемен, связанных с развитием, которые насущны, без которых страна валится на бок, задыхается и готова погибнуть.
В своё время рядом с Императором Николаем II возник Пётр Столыпин, человек, который стремился толкнуть Россию в долгожданное развитие, и только пуля прервала его полёт. В Китае после мощнейших социально-политических преобразований Мао Цзэдуна, возник гений Дэн Сяопина, который нашёл подходы к сложнейшей китайской реальности и сделал её сверхдержавой. В США таким человеком был Роберт Макнамара. Став министром обороны, он внёс в управление военной машиной США столь новые и оригинальные методики, которые, не разрушив старый комплекс, лишь увеличили его возможности, справились с новыми сложностями, в которые вступил американский ВПК, и вся экономика в целом. Его идеи и практика сделали Штаты бурно развивающейся страной. У меня есть ощущение, что новый глава президентской администрации может стать русским Макнамарой, что его появление на столь высоких и важных ролях знаменует предстоящее развитие, предстоящие не просто кадровые перемены, а перемены, связанные с долгожданным русским рывком.