Большой спорт — проекция войны

Георгий ФилимоновГеоргий Филимонов

Спорт вне политики? Уже нет. Сегодня Большой спорт — это и есть политика. Политизация спорта абсолютна. Так было, есть и будет. Спорт — проекция войны.

Предшествующие Олимпиаде в Рио беспочвенные, превратившиеся в инструмент давления допинговые скандалы, доклад Макларена, снятие со стартов команд по отдельным видам спорта, необъективное судейство на Играх, ангажированное и предвзятое отношение со стороны ряда зарубежных журналистов и спортсменов, нелепо копирующих шаблоны антироссийской пропаганды, отстранение паралимпийской сборной России, «потеря» в WADA всех проб американских атлетов с 1990 по 2016 год — всё это свидетельствует о том, что на Играх в Рио против сборной России ведется организованная травля в рамках выстраиваемой Соединенными Штатами системы глобального давления.

Технологически выверенные скандалы вокруг нашей команды накануне Олимпиады не дают повода для сомнений — это чистой воды политический заказ. Можно вспомнить, например, что министры спорта 18 государств ЕС и Норвегии в канун Олимпиады призвали дисквалифицировать сборные команды России на всех международных турнирах.

Аргументы, которые используются оппонентами для давления на российских спортсменов, вполне могли бы послужить основанием для еще более весомых претензий в адрес атлетов из других стран, и прежде всего из США. Для любого человека, мало-мальски знакомого с кухней большого спорта на Западе, вполне очевидно применение их ведущими спортсменами продуктов высоких фармакологических технологий, в том числе аналогов запрещенных препаратов.

Понятно, что против России ведется многомерная сетевая гибридная война, и давление на спортивном фланге становится лишь одним из ее измерений.

Цель — нанесение ущерба имиджу России, дискредитация достижений спортсменов, удар по руководству государства, ослабление страны. Но почему такое стало возможным и осталось без решительного ответа? Здесь обнажаются уже внутренние проблемы российского спортивного чиновничества. Проблема с использованием темы мельдония и других препаратов как инструмента давления на российских атлетов давно появилась в арсенале западных политтехнологов. Нужно было сразу переходить в наступление в правовом и информационном пространствах, подключать квалифицированных юристов-международников, специалистов в этой области права, адвокатов, грамотных пиарщиков и медиатехнологов. Но вместо этого наблюдался штиль, по всей видимости связанный с попытками решить вопрос тихо, на бюрократическом уровне, или надеждой на авось.

Нельзя разговаривать с WADA, превратившимся в инструмент политического шантажа в руках заокеанских бенефициаров, с позиции школьника, получившего двойку.

Игра по правилам шулера, которую ведет агентство, — путь в никуда. Оно не должно нам диктовать свои экстравагантные условия.

На 129-й сессии МОКа, состоявшейся в начале августа, член комитета израильтянин Алекс Гилади публично заявил о необходимости обратить внимание на репутацию WADA, добавив, что сегодня нужно найти способ создать организацию, отвечающую всем требованиям МОКа. Аналогичное мнение высказал и член МОКа из США Ларри Пробст. По его словам, системе борьбы с допингом необходимы реформы, и создание новой структуры было бы лучшим решением проблемы. Глава МОКа Томас Бах также заявил, что после Олимпийских игр в Рио будет пересмотрена глобальная система антидопинга.

Накал страстей вокруг Рио вернул нас к осмыслению системных ошибок в российском спорте. Что касается внутренней проекции проблем, проявившихся в преддверии Игр в Бразилии, то здесь хочется напомнить о дискриминации неолимпийских медалеёмких видов спорта, в том числе и тех, в которых Россия имеет безусловное лидерство, в пользу олимпийских дисциплин. Этот перекос — гипертрофированное финансирование олимпийских видов, что, как показывает практика, не приводит к нужному стране результату.

России нужны масштабные проекты по развитию массового спорта и физкультуры. Вряд ли нас обрадует перспектива, когда население огромной страны в своей основной массе станет «диванными» любителями зрелищ, наблюдающими по телевизору за выступлениями небольшой группы профессиональных спортсменов. Неужели в столь богатой талантами необъятной России нельзя создать успешную футбольную команду из воспитанников профильных ДЮСШ? Вопрос повис в воздухе при абсолютной уверенности соотечественников в том, что не только можно, а необходимо. В России безотлагательно должен быть воссоздан механизм подготовки спортсменов для спорта высших достижений на основе селекции из массового спорта.

Среди других проблем — новые федеральные стандарты для подготовки спортсменов в группах спортивного совершенствования (ГСС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), на реализацию которых в бюджетах регионов нет средств. У регионов нет объектов, соответствующих таким стандартам. Поэтому до сих пор нередки случаи отъезда наших прославленных спортсменов на сборы и персональные тренировки за рубеж. Это из практики. Проза жизни.

Проблем хватает, однако их наличие отнюдь не лишает наших олимпийцев шанса на победу. Напротив. Несмотря на изощренный внешний прессинг, они оправдывают ожидания миллионов российских болельщиков, достигая заветной мечты, отстаивая честь Родины, — побеждают. Они — герои. Игры в Рио — наглядное подтверждение.

Что делать спортивным чиновникам? Если очевидно, что большой спорт — это большая политика и проекция войны, то нужно хорошо владеть искусством политики, отстаивать интересы России и уметь воевать. Как великая спортивная держава.

Источник

Георгий Филимонов
Филимонов Георгий Юрьевич (р. 1980) — российский политолог, общественный деятель. ВРИО Губернатора Вологодской области. Экс-заместитель Председателя Правительства Московской области. Доктор политических наук, профессор РУДН. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...