Народ выше республики

Валерий КоровинВалерий Коровин

Татарам важнее быть народом, нежели «гражданами республики Татарстан»

30 августа в Татарстане отметили День Республики. Казалось бы, ничего особенного. Нынешняя Российская Федерация состоит, как сказано в Конституции, из краёв, областей и республик. Звучит довольно обыденно. Но не всё так просто.

Сама по себе республика – это форма государственного правления, государственного устройства. То есть, по сути, это и есть государство. Его полноценность определяется уровнем суверенитета. Чем больше суверенитета, выраженного в его основных атрибутах – флаг, гимн, герб, парламент, конституция, декларация о суверенитете – тем больше самостоятельность, независимость, выше уровень политического самоопределения.

В России не принято особо вчитываться в конституцию, ибо все понимают, что всё решает царь, или тот, кто вместо него, поэтому для кого-то это будет откровением, но в нашей нынешней конституции так и записано: Республика, в скобках – государство – имеет свою конституцию и законодательство. Мало того, каждая из существующих сегодня республик в составе РФ в своё время приняла декларацию о суверенитете, а также обрела все атрибуты суверенитета, включая, ещё до недавнего времени, собственных президентов. Некоторые даже декларировали наличие собственных армий. Сегодня это кажется курьёзом, но в 1992 году в Якутии был введён визовый режим для не граждан Якутии.

То есть в составе государства России есть… как бы это помягче сказать… другие государства. Мало того. Это есть ни что иное, как европейские национальные государства республиканского типа. Но как так получилось? Ведь до революции 1917 года никаких государств в составе российского государства не было.

Большевики, захватившие власть в России в 1917 году, как известно, были марксистами, а марксизм – это западное, европейское учение эпохи модерна, основанное на европейском же, соответственно, историческом опыте, в ходе которого народы Европы объединялись в империи. А империи – распадались на национальные государства через самоопределение десакрализованных и атомизированных народов в новые политические формы – национальные государства, или государства-нации.

Тот же алгоритм был принят большевиками и для России. И ничего, что её народы не достигли необходимого уровня десакрализации и политизации, а значит, и близко не подошли к какому-либо самоопределению. Возникновение множества политических наций – республик, – произошло директивно, стремительно, по большевистски. То, что происходило в Европе 2-3 столетия, в большевисткой России было реализовано за 2-3 года. Народы как бы самоопределились в политические нации, создавшие республики, далее в них к власти пришли большевики, политический авангард пролетариата, который, затем, объединился в Союз советских социалистических республик, как бы приглашая республики Европы присоединиться к этому алгоритму.

То есть Республика Татарстан, образованная на основании Декрета ВЦИК и Совета Народных Комиссаров от 27 мая 1920 года, как, впрочем, и все другие республики – есть порождение сугубо европейское, а в нашем случае – марксистское. Республика есть, а вот… – и это, возможно, станет ещё одним откровением – самих татар в России нет. Как это нет, возразят татары, мы же есть? По факту – есть. А нормативно, юридически, понятийно – нет. Как нет и других народов – якутов, чеченцев, русских. Есть республики, это да, и то не у всех. Есть граждане РФ, россияне с паспортом. А народов – как органических исторических общностей, создавших нашу общую, тысячелетнюю государственность – нет. Вот такой вот казус постсоветского, марксистского устройства.

Отказавшись от советской, марскистской по своей сути, идеологической доминанты, нравится это кому-то или нет, мы всё ещё до сих пор остаёмся в рамках того понятийного пространства, которое было сформировано в Европе в эпоху модерна, завершившуюся на наших глазах. Эта понятийная идейная основа западного цивилизационного опыта, адаптированная большевиками под российские условия в прошлом столетии, всё ещё определяет наше сознание. У нас есть республики с атрибутами суверенитета и даже некие абстрактные национальности, в определение которых каждый вкладывает что-то своё, не понимая, что это явление – национальность – представляет из себя по сути.

Но у нас номинально нет народов с их традициями, считавшимися марксистами пережитком, и религиями, считавшимися марксистами мракобесием. Мы никак не вырвемся из лап агонизирующего модерна. Никак не выберемся из-под обломков давно устаревших марксистских химер, порождённых европейским цивилизационным высокомерием.

Россия – всё ещё традиционное государство народов с их многообразием традиций, это мультиконфессиональное, традиционное государство-империя, в котором столетиями уживаются русские, якуты, чеченцы, калмыки, татары и другие народы. И они есть. А вот республики – эти чучела народов, набитые опилками, скоро уйдут в небытие. Народы есть, и мы живы. Остальное – химеры.

Источник

Валерий Коровин
Коровин Валерий Михайлович (р. 1977) — российский политолог, общественный деятель. Директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ, член Евразийского комитета, заместитель руководителя Международного Евразийского движения, главный редактор Информационно-аналитического портала «Евразия» (http://evrazia.org). Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...