ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ РУССКУЮ КУЛЬТУРНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЕЕ НУЖНО ОБОСОБИТЬ
Валерий Коровин
Русский этнолог Сергей Широкогоров изучал малые народы, этносы и обнаружил в них очень сложные системы внутренних культурных ограничений, сдерживающих их. Их единственное отличие в том, что эти системы ограничений иные. Так же и культурные ценности русского народа кому-то кажутся дикими или варварскими.
Вот, например, западный философ Джон Хобсон описывает систему взглядов, с помощью которой европейцы оценивают весь остальной мир. Так вот, с точки зрения европоцентризма цивилизацией является только сама Европа, Запад как таковой, как цивилизационная основа. Те, кто стремится стать Западом, но не догоняет Запад, по Хобсону – варвары. К ним относимся и мы, русские, потому что мы стремимся, гонимся, вопреки всякой логике и здравому смыслу, за Западом, но не догоняем его. А вот те, кто не стремится стать Западом, – это дикари. То есть они вообще вычеркиваются из категорий, которые воспринимаются Западом как положительные. Часто западные высокомерные цивилизаторы вообще не воспринимают их как людей, а относятся к ним как к части живой природы.
Я бы хотел обратиться к самому термину «культура» – это то, что выделяет человека из живой природы и представляет собой альтернативу понятию «натура», определяющее, собственно, природу. Все, что выделяет человека из природы, то есть является выражением его жизнедеятельности, проявляется в различных явлениях, таких как эпос, песня, сказка, даже само государство, – все это относится к сфере культуры, то есть к надприродным явлениям.
Совокупность этих культурных проявлений и есть дух народа, то есть нематериальная категория, которая определяет народ как органическую общность, отличную от другой. Вот так же, как культура выделяет человека из природы, так русская культура выделяет русский народ как органическую общность из множества других народов.
Для того, чтобы нам выстраивать цветущую сложность евразийской интеграции, о которой говорил Сергей Юрьевич Глазьев, ответственный за эту интеграцию, необходимо свою культурную идентичность каким-то образом обособить от других, дабы сохранить ее самодостаточной, и в этом культурном обмене развивать ее и приумножать.
Но, к сожалению, за последние двадцать пять лет мы погрузились в состояние растворения собственной идентичности в некоей глобальной масскультуре, западной культуре, которая нам агрессивно навязывается. Мы все больше утрачиваем свою особенную культурную матрицу, отказываясь от нее в пользу западной, высокомерно определяемой как «цивилизованная культурная матрица», навязывающей себя всем остальным. Вот против этой глобализаторской западной культурной матрицы наше государство и должно выставлять ограничения или запреты, о которых только что сказал Сергей Феликсович Черняховский.
Таким образом, русская культура является особым явлением, надматериальной категорией, определяющей русский дух. Такое постулирующее понятие как патриотизм, происходит от термина «патрио», то есть собственного наследия предков, отцов, «патро». Таким образом, то, что является основой духовности и культуры, одновременно является и наследием предков, которое в виде культурной матрицы создали наши «первые отцы», основатели русского народа, который, в свою очередь, создал это континентальное государство со своей особой культурой и своей особой надматериальной духовностью.
Поэтому совершенно не случайно, на мой взгляд, именно таким образом определяется тема нашего круглого стола, ибо, если мы хотим продолжать развивать Россию как самобытную культурную среду, то нам необходимо опираться именно на патриотизм, то есть на сохранение наследия наших предков. Если в воспитательных и образовательных программах этот фактор будет учтен, – а учитывать его сегодня очень сложно, потому что агрессия глобализаторской западной культуры очень велика, она все подавляет и растворяет в себе, так вот, если мы научимся вычленять из общего объема то, что действительно соответствует нам, нашему культурному коду, обособлять это и пытаться донести последующему поколению через музыку, песни, наши традиции и обычаи, то мы сохранимся как государство, как особая цивилизация и сможем провести это в следующие поколения через века.