Шапкозакидательские и ура-патриотические настроения среди российских экспертов и политиков на фоне избрания Трампа нужно чуть остудить. Слишком оптимистичные ожидания могут привести нас в итоге к последствиям куда более плачевным, чем победа кандидата от демократов Хиллари Клинтон.
Единственное, на что нам можно робко надеяться – это прагматичная концентрация Америки на своих внутренних проблемах. Никакой русофильской политики в американском истеблишменте не было, нет и не предвидится. У США вообще нет ни друзей, ни врагов – лишь временные попутчики в реализации национальных интересов.
Сама постановка вопроса о гипотетически пророссийском Трампе абсурдна и выдает крайнюю некомпетентность. Вопрос нужно ставить иначе – изменятся ли после выборов национальные интересы США, которые во многом тождественны интересам крупного бизнеса. Ответ – нет.
Положительным итогом избрания Трампа может стать, во-первых, перевод на самообеспечение русофобской истерии Украины, Польши, Прибалтики и других, заказанной еще при Обаме. Никто бесконечным истерикам препятствовать не будет, но в их нарочитой раскрутке Вашингтон вряд ли заинтересован. Любой лай в сторону России – за свой счет.
Во-вторых, у нас появляется надежда на невмешательство США в международные дела там, где это напрямую не затрагивает их национальные интересы, то есть интересы крупного бизнеса. Возможно, мы сможем вести прагматичный диалог там, где наши жизненные интересы явно не пересекаются.
В-третьих, никто из безмерной любви к России отменять санкции не будет – даже не надейтесь. Санкции – это инструмент глобальной конкуренции, и в тех сферах, где мы по-прежнему конкурируем, санкции сохранятся под любым предлогом. А как они будут называться – Поправка Джексона Вэника, «список Магнитского», украинские или сирийские санкции – это вообще дело десятое. К тому же широко известна политическая байка о том, что «со сменой американского президента в государстве меняется лишь фотография жены на рабочем столе в овальном кабинете». Поэтому никакой резкой смены курса ожидать не приходится.
Надо понять, что Дональд Трамп был избран американским народом для исполнения его же предвыборного лозунга – «Сделаем Америку вновь великой». Ни России, ни Украины, ни Китая в списке не значится. Лишь величие Америки будет определять внешнюю политику Вашингтона. Поэтому нам по-прежнему и даже еще больше нужно быть сильными. Чтобы вести диалог и договариваться с сильными, нужно крепить свою мощь, не спрашивая ни у кого разрешения и не ожидая одобрительного кивка из Белого дома. История принадлежит сильным.