Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович на очередном заседании Совета Федерации рассказал сенаторам о мерах, которые предпринимаются Правительством РФ по развитию транспортной инфраструктуры и транспортного машиностроения на среднесрочную перспективу.
В рамках обсуждения этой тематики сенатор Вячеслав Штыров задал вопрос: «Как вы оцениваете итоги реформы реконструировани
«Если говорить об итогах так называемого реформирования или структурных изменений в системе железнодорожного транспорта, все основные шаги уже сделаны», — считает заместитель Председателя Правительства РФ. По его мнению, теперь речь идет о том, чтобы настроить правильным образом технологию работы железных дорог, чтобы она удовлетворяла потребности современного периода, а не двадцатилетней давности.
«Речь идет прежде всего о внедрении новой модели грузовых железнодорожных перевозок, основные элементы утверждены, но тем не менее пока еще в стране есть неопределенность по двум ключевым вопросам», — сказал Аркадий Дворкович.
Первый – это технология управления грузовым подвижным составом. По словам чиновника, на этом рынке с одной стороны есть конкуренция, что позволило нарастить производство грузовых вагонов, обеспечить доступ грузоотправителе
Он также озвучил смежный вопрос, связанный с возможностью использования частных локомотивов. «Есть дискуссии на эту тему, они не завершены. У меня осторожный подход к этому вопросу. Все-таки «Российские железные дороги» — крупнейший инфраструктурный оператор, который имеет возможность экономить за счет масштаба и делать это более эффективно. Это не всегда получается, но тем не менее возможности такие есть. Мы продолжим рассмотрение этой темы», — сказал заместитель Председателя Правительства РФ.
Второй вопрос – это модель рынка пассажирских перевозок. «Пока этой новой модели практически нет», — сообщил Аркадий Дворкович. В стране, по его словам, продолжаются споры по маршрутам дальнего следования, как это должно происходить, как государство должно оказывать поддержку, каковы приоритеты – нужно ли поддерживать по принципам выделения отдельных наиболее уязвимых категорий населения по маршрутам или как-то еще. Не до конца решен вопрос системы пригородного железнодорожного сообщения. «Но если говорить об итогах «в крупную клетку», на макроуровне, 2016 год стал фактически первым, когда железнодорожная отрасль обошлась без государственных дотаций. Она стала жить без громадных многомиллиардных субсидий и может таким образом функционировать и в дальнейшем. Значит, в целом были сделаны правильные шаги», — считает чиновник. Однако, по его словам, железных дорог в стране строится мало. Это железные дороги в обход Украины, дополнительные пути, связанные с обходом Краснодара, расширение пропускной способности Восточного полигона, небольшие проекты, связанные с увеличением пропускной способности железнодорожной сети Северо-Запада и Дальнего Востока. «Это очень и очень мало, но это наша сегодняшняя реальность и в связи с теми ограничениями, которые есть», — резюмировал Аркадий Дворкович.
В своем выступлении на эту тему сенатор Вячеслав Штыров обратил внимание вице-премьера на то, что в Российской Федерации строится железная дорога Беркакит – Томмот — Якутск. Сенатор сказал, что это единственная дорога, которая строится в стране. По ней выпущено два постановления Правительства РФ, 2005 и 2008 года, она должна была быть введена в эксплуатацию в 2013 году, сейчас 2017 год, она не введена, сказал сенатор. В 2011 году Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев участвовал в укладке «золотого звена» на конечной станции этой железной дороги.
«На нее истрачено 47 миллиардов рублей, осталось два миллиарда. Два года стройка уже заморожена из-за организационных вопросов, которые касаются Агентства железнодорожного транспорта, подрядчиков, заказчиков и так далее. Это как вообще понимать? Почти 50 миллиардов рублей заморозили, никакие проблемы, которые должна была решить железная дорога, не решены. Никому это не надо и на самом деле уже и забыли о том, что существует такая железная дорога. Я напоминаю вам, что она строится и она единственная в стране, которая строится», — сказал Вячеслав Штыров.
Также сенатор внес несколько предложений. Во-первых, по мнению сенатора, вопрос тарифов на электроэнергию требует особого рассмотрения. «Ничего там страшного нет и существуют и организационные, и экономические механизмы по существенному выравниванию тарифов. Предлагаю этот вопрос рассмотреть у нас в Совете Федерации на отдельном «круглом столе»», — сказал Вячеслав Штыров. Также он предложил рассмотреть вопрос о состоянии авиации, поскольку несмотря на внешнее улучшение показателей, региональная авиация стагнирует. Кроме того, сенатор предложил обсудить итоги реформы железных дорог. «Там есть много позитивного, скорость передвижения грузов по железным дорогам увеличилась – с семи километров в час до девяти. Так пешеход ходит. Но там есть и много проблем. В свое время граф Витте говорил, что значение тарифов на перевозки железнодорожным транспортом имеет не меньшее значение для нашей страны, чем таможенная и налоговая политика. Это осталось актуальным по сей день», — сказал сенатор.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала предложения коллеги. «Я бы поддержала предложения Вячеслава Анатольевича и предлагаю дать поручение комитету по экономическому развитию организовать в январе такой «круглый стол» и разберем вопрос тарифов по косточкам. Нам Анатолий Борисович Чубайс обещал, что у нас будет единый рынок оптовой электроэнергии, равный для всех и так далее. Понятно, что задача непростая, но двигаться в сторону ее решения надо. Иначе трудно говорить о привлечении инвестиций, развитии промышленности в регионах, где зашкаливают тарифы на электроэнергию. Мы живем в едином экономическом пространстве, поэтому надо думать, как эту задачу решать, без потрясений, конечно», — сказал Валентина Матвиенко.