Изборский клуб открыл в Севастополе отделение, руководителем которого стал общественный деятель, предприниматель Сергей Алексеевич Лисейцев. В заседании клуба на тему «Возвращение Крыма в Россию» приняли участие эксперты из Севастополя, Москвы, Брянска.
Главная задача Изборского клуба — восстановление и идеологическая целостность нашего мировоззрения, идеология государства российского на современном этапе, которая должна основываться на вековых традициях нашей культуры, духовности, государственности. Это задача, которая должна решаться в том числе и в Севастополе.
Мы видим свою задачу в восстановлении исторической традиции и понимаем, что экономическое развитие, подъём благосостояния людей могут основываться только на укоренившихся ценностях. Уклад, который был сформирован в 90-е годы, настолько сильно противоречил, и сейчас многие его элементы противоречат нашим духовным ценностям, что ничего, кроме катастрофы, ожидать от этого эксперимента не приходилось.
Вместе с тем люди, которые следуют нашим традициям, несмотря на все сложности, добивались успеха, и Сергей Алексеевич Лисейцев — живое олицетворение успешной работы и в социальной сфере, и в деловой, и в культурной, олицетворение русского традиционного предпринимательства, которое исходит из того, что люди зарабатывают деньги не для того, чтобы их тратить на себя, а чтобы поднимать благосостояние общества.
Очень важно дать севастопольцам некоторое видение наших идеологических построений, попытаться сформировать образцовую парадигму социально-экономического управления, которая бы соответствовала нашим идеологическим ценностям и традициям.
Севастополь уникален не только как сакральный центр, но и как город, который пострадал, но был вдохновлён верой в лучшее, и этот позитивный настрой очень важно поддержать с точки зрения технологии управления.
Если мы обратимся к нашим духовным ценностям и сравним с тем, как у нас устроена материальная жизнь, увидим, что это разные вещи. Первенство духовного над материальным всегда было стержнем нашей культурной духовной традиции. Современная ультралиберальная модель всё ставит наоборот: духовное не имеет значения, а главное — прибыль, которая в основном выводится за рубеж, в офшоры. И в этом причина деградации нашей экономики.
Однако если посмотрим в будущее, мы увидим, что мир движется совсем не туда, куда нас затащили шоковая терапия и ультралиберальные реформы. Сегодняшний центр экономического развития — Китай и Индия, сюда же можно добавить Корею, Вьетнам, успешно развивающиеся экономически и в области социальной сферы, науки, культуры. Они руководствуются принципиально иными подходами к формированию системы управления, и десятикратно опережают по темпам экономического развития западный мир. Мир переживает переход к новому хозяйственному укладу. И в этой новой модели всё строится похоже на наши духовные ценности и культурные стереотипы. В основе лежит принцип первенства духовного над материальным. Поощряются те сферы деятельности, которые влекут повышение уровня благосостояния. Прибыль является лишь одним из результатов организации производства. Научный труд — это всегда коллективный труд.
Когда мы начали проводить радикальные реформы, мы сели в последний вагон поезда, который уже стоял в тупике. Вопрос, можно ли отыграть в направлении перспектив формирования новой системы институтов, — это вопрос практический. Конечно, это можно сделать. Для этого надо существенно менять всю систему. Можно ли это сделать отдельно в городе Севастополе? Думаю, можно. Здесь для этого есть все условия: в Севастополе нет олигархата; нет крупного банковского капитала, более того, ему сюда вход запрещён (санкции делают своё дело, и здесь нужно рассчитывать на собственные преимущества и внутренние силы, внутренние — не значит только севастопольские). Сочетание этой исторической традиции — сакрального центра, военно-морского флота, машиностроения, которое было здесь развито, образования и культуры — тот сплав, который может стать основой для формирования экономического чуда. Вопрос в том, как раскрыть этот конкурентный потенциал. Здесь нет готовых рецептов, это одна из наших задач. Но необходимые условия, мне кажется, налицо.
Когда нет крупного олигархического капитала и нет желающих заниматься привычными для олигархата видами деятельности, вполне возможно построение современной этическо-финансовой системы, которая бы организовывала финансирование инновационных инвестиционных проектов по принципу совместного участия инвестора и новатора, ориентируясь не на максимизацию прибыли, а на результаты практического воплощения новых научно-технических идей, имеющих вполне конкретное потребительское экономическое значение.