Умер Гейдар Джемаль. Умер гений. Умер вселенский философ, чья мысль отрывалась от земли и неслась ввысь, в лазурь, где он искал ответы на все земные вопросы. Это был мистик, который умел преодолеть бренное и инертное. Он обладал технологиями, которые соединяли его с таинственным и почти не постижимым уму.
Гейдар — революционер. Но не революционер баррикад, тайных операций, интриг. Он — революционер, который мыслил категориями вселенской революции, которая уже несётся в мире и сметает на своём пути костное, омертвелое, несправедливое, гнетущее, основанное на материальном, на превосходстве банкира над учёным, на превосходстве стяжателя над дервишем, на превосходстве рационального над поэтическим и невыразимым.
Гейдар Джемаль был одним из крупнейших российских интеллектуалов. Он имел огромный авторитет в исламских кругах, но его философия выходила за пределы исламской ойкумены. Он мыслил категориями мирового пространства. Гейдар полагал, что народные массы, которые пребывают в состоянии уныния, угнетённости, подавленности, будучи соединёнными и окрылёнными религиозным озарением, преодолев страх перед угнетателями, преодолев страх смерти, совершат революцию справедливости. Джемаль, несомненно, является драгоценным достижением российской религиозной мысли и его уход – это крупная потеря не только для нас, его друзей, но и для всей российской реальности.
Гейдар — проповедник. Он говорил с пророческими интонациями, в его проповедях я слышал рокот священных текстов. Для него проповеди возвышенных идеалов являлись Божественной миссией. Когда ему было плохо, когда его мучили боли, когда он не мог ходить, не опираясь на трость, он являлся в эфир и в атмосфере интеллектуального хаоса, противоречий, иногда просто отвратительной грызни, звучал его профетический голос. Голос, который проповедовал перед самой смертью, а быть может и на смертельном одре, высшую божественную истину, истину, для которой ключевым словом является справедливость.
Судьба была немилосердна к нему. Его били утраты, его преследовали, его не понимали. Судьба отнимала у него самых любимых и близких. Но Гейдар ушёл, оставив после себя на земле сына, который несёт в себе огонь отца. Он оставил после себя друзей, которые его обожали, которые сохранят о нём память. Он оставил после себя учеников, которые объединились в сообщество, которое вполне можно называть школой Гейдара Джемаля.