Наиболее ярким стало выступление на V Ставропольском форуме Всемирного Русского народного собора писателя, публициста, общественного деятеля Александра Проханова. Он напомнил аудитории историю Крестителя Руси великого князя Владимира, предание о котором гласит, что ему предложили на выбор несколько разных религий:

– Мне всегда казалось, что это не совсем верно трактуется: мог ли князь выбирать веру, подобно тому, как выбирают в разложенной на лотке бижутерии наиболее приглянувшуюся… Нет, не он выбрал православие, а православие выбрало его! И через него свет православия разлился по Руси, и в те мгновения, когда состоялось крещение Владимира, возник Русский мир. Огромное таинственное явление, существующее уже тысячу лет, причем в двух своих проявлениях: земном, пространственном, переменчивом, и горнем, незыблемом, нетленном, предвечном. Мир земной, человеческий переживает печали, катастрофы, а то и просто исчезает, были такие моменты в истории, когда Русское государство исчезало. Возникали чудовищные, страшные, черные ямины, в коих пропадала, казалось, безвозвратно русская цивилизация. Но в эти ямины с небес проливается фаворский свет, и опять возникает государство российское, опять плодоносят пашни, цветут города, появляются великие проповедники, творцы, воители… И так Русский мир существует поныне. И мы сегодня строим новое державное государство, на которое проливается фаворский свет. В русской истории всегда присутствует категория, именуемая русским чудом. Россия преодолевает эти черные дыры на… иконах, в которых, как в ковчегах, сберегается русская душа. Такими на переломах истории были икона Богородицы боголюбивой Андрея Боголюбского, Казанская икона Божией Матери, икона Державной Божией Матери… А после кромешных 90-х такой иконой явилась Победа 1945 года. Во время горбачевской перестройки, когда разрушались все основы, все формулы нашей жизни, такой иконой явилась наша Победа, под ее знаменем собралась новая великая Россия. В советские годы эта Победа трактовалась как идеологическая, военная (и все это правда), но сегодня, когда обществу вернулось религиозное сознание, эта Победа – священная. И война была священная, решалась судьба не просто Советского Союза, а судьба выбора: пойдет ли человечество дьявольским путем или же последует чертежам Божиим.

– Патриарх сказал, что в России начинается вторая христианизация, – заметил А. Проханов. – Действительно, в годы гонений на церковь опустели алтари, не звучало евангельское слово, на огромных территориях не ступала нога пастыря… Теперь туда идут миссионеры и на этих пустошах строят храмы и проповедуют. Однако христианизации подлежат не только пространства, но и времена. Так и двадцатый век не мог быть только чудовищным, черным, сатанинским, потому что в нем была Победа. А она проливает свет уже и на двадцать первый век. В каждом фрагменте нашей истории есть частица горней России, нетленной, божественной, Святой Руси. И если какие-то периоды нашей истории так мучительно стыкуются, это происходит и на небесном уровне, лучезарная Святая Русь освещает и наше время, которое порой называет страшным, ужасным, – беснуются богачи, сошедшие с ума от свалившегося богатства, много несправедливости. И все же мы живем в святое время, и в каждом из нас есть эта святость. Если мы ощутим ее в себе, и в ближнем, и в государстве, и власти, мы спасемся, выстоим, русская победа ХХI века будет одержана.

ИсточникСтавропольская Правда
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...