9 и 10 декабря делегация Изборского клуба посетила Брянскую область. Ключевым событием визита стал круглый стол на тему «Брянщина – солнечное сплетение Русского мира»  в Хрустальном зале Правительства Брянской области. В заседании приняли участие губернатор Брянской области А.В. Богомаз, представители региональной власти, общественных организаций, члены и эксперты Брянского регионального отделения Изборского клуба.

Ведущий круглого стола – Розанов Олег Васильевич, первый заместитель председателя Изборского клуба, публицист, общественный деятель, руководитель аналитического центра «Копье Пересвета».

Олег Розанов: Здравствуйте, коллеги, мы начинаем  наш круглый стол в Брянске. Как сказал наш президент: «Россия не имеет границ». Соответственно, и Русский мир не имеет границ, но отрадно, что солнечное сплетение Русского мира находится на Брянской земле.

Приветственное слово предоставляется губернатору Брянской области Александру Васильевичу Богомазу.

Александр Богомаз: Уважаемые члены Изборского клуба и гости, я очень рад приветствовать вас на нашей гостеприимной, радушной, героической земле!

Изборский клуб уже давно стал ярким явлением в общественной жизни брянщины. Он объединил подлинных патриотов Отечества. Вы проводите большую и важную работу по пробуждению национального самосознания у нашего народа, по возвращению к нашим корням, исконным ценностям, по возрождению духовного величия России.

Тот факт, что сегодняшнее заседание круглого стола посвящено Брянскому краю как солнечному сплетению Русского мира, говорит о том, какое значение вы придаете нашему региону и его роли в современной России. И это не случайно. В отличие от многих регионов, нам удалось в первозданном виде сохранить русские народные традиции и ремесла, народную культуру, русский дух и миропонимание.

Каждый, кто приезжает к нам, может наглядно убедиться в том, что Русский мир для нас – понятие очень широкое, и оно не ограничивается современными границами Российской Федерации.

Брянская область – уникальный регион, который граничит с Калужской, Курской, Орловской и Смоленской областями России, а также с Гомельской и Могилевской областями Белоруссии,  с Черниговской и Сумской областями Украины. Семь районов Брянской области граничат с Белоруссией и шесть — с Украиной. Исторически территория региона является местом активного взаимовлияния традиций, культур и языков братских славянских народов. У нас фактически каждая семья имеет родственников и друзей в Белоруссии и Украине.  А в приграничных районах  очень много смешанных семей. Здесь действительно — солнечное сплетение, важнейший и крупнейший славянский узел, нити из которого ведут путь во все уголки Русского мира.

Но мы знаем и то, насколько опасным может быть удар в солнечное сплетение. Этого нам всем допустить нельзя. Поэтому для всех нас крайне важно сохранять и укреплять мир.

Я рад, что Изборский клуб придает первостепенное значение объединению патриотов нашего государства и противодействию иностранного вмешательства в дела нашей страны через агентов влияния государственных структур в СМИ, бизнесе, политических партиях и общественных организациях.

В ходе сегодняшнего заседания нам предстоит обсудить немало вопросов, в том числе непростых, дать на них правильные ответы, найти правильные решения.

Я еще раз хочу вас всех поблагодарить за то, что вы сегодня проводите заседание клуба на нашей Брянской земле и пожелать вам всем успешной работы, острой и плодотворной дискуссии.

Спасибо большое.

Олег Розанов: Спасибо, Александр Васильевич. Задали настроение. Теперь слово предоставляется председателю Изборского клуба, писателю, публицисту, философу, общественному деятелю Александру Андреевичу Проханову.

Александр Проханов: Понятие «Русский мир» до конца не раскрыто, оно имеет много толкований, вокруг него разгорается терминологическая полемика, религиозная и национальная. Это понятие, как бутон, в конце концов, раскроет свой восхитительный цветок, и задача наших мыслителей, наших идеологов внести свой клад в такую категорию, как русский мир.

Как я понимаю эту категорию? Говорят, что князь Владимир явился в Херсонес, и там ему предложили на выбор ряд религий: ислам, католичество, иудаизм и православие. И он, рассматривая эти религии, выбрал православие. Я хочу сказать, что это метафора не совсем справедлива, ведь Господа и религию нельзя выбирать – это Он тебя выбирает. Религия – это  не бижутерия на лотке, который преподнесли князю, и он брал, рассматривал то одну, то другую, смотрел на них на солнце,  и выбрал ту, которая ему больше понравилась — Православие. Нет! Не Владимир выбрал Православие, а  Православие выбрало Владимира. И я думаю, что до него туда являлись другие князья, правители, но они почему-то не подходили православной веры, и она ждала именно Владимира, может даже выкликала, выманивала его к себе.

И когда он стал в купель своими босыми ногами, и на него пролилась крещальная вода, в этот момент свершилось удивительное таинство – в это время свет Православия, вселившись во Владимира, полыхнул над огромным пространством Киевско-Новгородской Руси: от Балтики до Черного моря. Пространство это было населено огромным количеством людей: славянами, угро-финнами, варягами, греками – и все это огромное множество людей, пространств, земель, это была первая Русская империя, первое русское державное государство. И оно стало через Владимира православным. А потом в последующие времена, в последующие царства этот православный свет полыхнул вплоть до Тихого океана — и образовался Русский мир.

Русский мир – это таинственное явление, состоящее, по-видимому, из двух измерений, двух ипостасей. Первое – это земного измерение, в нем движутся народы, караванные пути, собираются войска, меняются границы, одни народы сближаются, другие отдаляются друг от друга, происходят распри – это мир перемен. Второе – это Русь горняя, предвечная, в которой нет перемен, нет мглы, нет распрей, нет сомнений. И Русский мир соединяет в себе это земное и небесное – Русь небесную и Русь земную. И если земная Русь подвергается иногда расколам, напастям, пленениям, уменьшениям (и может даже прекращать существование, проваливаясь будто в черную дыру), то небесная Русь – неподвижна, она не подвержена тлению, и благодаря ей в эти черные дыры капают капли фаворского света, и снова зарождаются новые формы русской империи, русской государственности, возникают города, царства, строятся заводы и храмы.

Таких империй в недрах русского мира было пять:

1.Киевско-Новгородская империя, которая закончилась распадом, после нашествия татар.

2 Московское царство на семи холмах, которое завершилось смутным временем.

  1. Романовская империя, с Петром І и с Пушкиным, которая породила удивительные свершения, удивительные победы.
  2. Красная, Сталинская, Советская империя, которая просуществовала 70 лет, обеспечив Победу в величайшей мировой войне.

5.Сегодняшнее государство Российское, которое мы строим. Оно, при всей своей хрупкости, сулит грандиозные победы, оно будет повторять весь этот русский путь, всю эту синусоиду Русского мира.

Россия и русская цивилизация через эти черные провалы переплывала маяком, переплывала благодаря такой категории как «русское чудо». Русское чудо – это тоже часть русского мира. Исторические закономерности не действуют для нашей страны, через них нельзя объяснить исчезновение Киевско-Новгородской Руси и появление Московского царства. Нельзя пояснить причину возникновения сегодняшней России, потому что нас уже уничтожили в 1991 так, что нам уже невозможно было появиться, а Россия опять возродилась!

Вот эти чудеса, это русское чудо – оно реализуется в иконах Русского мира. Из Киевско-Новгородской Руси в Московскую  Россия переплыла с иконой Богородицы Боголюбивой, явившейся  князю Андрею Боголюбскому,  который затем написал ее.  А через Смутное время русская цивилизация переплыла с иконой Казанской Божьей Матери, написанной после взятия Казани Иваном IV. Страшную чудовищную дыру между Романовской и Советской империей Россия переплыла с Державной иконой Божьей матери. Дыру от 1991 года до сегодняшней России Русский мир переплыл на иконе, именуемой Победой. Русская победа в 1945 году – это икона. Это гораздо больше, чем просто военная или политическая победа – это Победа рая над адом, абсолютного света над абсолютно страшной тьмой. Недаром мы принесли  такое количество мучеников – наших солдат, погибших на войне. Такие победы не даются силами одного полка или одной армии, такие победы даются только через распятие. И в этом смысле наша Победа – это Христос, вначале распятый, а потом воскресший. И это чувство победы, которая повторяюсь, является нашей святыней (недаром Бессмертный полк напоминает пасхальный ход), является для нас мистической.

В религиозном сознании ясно, что победа 45-го года была одержана тысячу лет назад, когда Владимир крестился в Херсонесе. Она уже была одержана, и вся наша история двигалась к этой Победе.

Сегодня эта победа, которую пытались во время перестройки ошельмовать, осквернить, – уцелела, перепорхнула 1991 год и витает над нами как путеводная звезда. Русский мир – это мир русской вселенской Победы.

Миссия Брянской земли, где были Пересвет и Ослябля, где творил Тютчев, где было великое и могучее партизанское движение, где создавались удивительные города и удивительные монастыри – вновь сочетать  на какое-то время расколотое  единство русских народов.

Как это будет происходить? Трудно сказать. В период, когда идут бомбардировки Донбасса, когда украинцы, ущемленные отпадением от  них Крыма, пытаются ввергнуть туда своих диверсантов, когда пропаганда националистическая сделана самым главным инструментом по разрушению русского мира – трудно сейчас сказать, как это будет. Но это будет неизбежно. Об этом говорит вот это вероисповедание, о котором я сказал, что Русский мир бессмертен, бессмертна эта удивительная златоглавая Россия, которая так ясно и  удивительно видна из вашей Брянской области.

Спасибо.

Олег Розанов: Спасибо, Александр Андреевич. Всегда очень возвышено и метафорично – лучший писатель России, мыслитель, философ, человек, который в 90-е годы один противостоял системе, выстоял, и сейчас его устами, его словами говорит высшая власть в государстве.

В славный Брянск приехал замечательный отечественный экономист, ведущий отечественный экономист, политический и государственный деятель, академик РАН; Советник Президента РФ по вопросам евразийской интеграции, постоянный член Изборского клуба  Сергей Юрьевич Глазьев

Сергей Глазьев: Здравствуйте, уважаемые друзья. Если позволите, я спущусь из мира горнего на грешную землю, где не все так хорошо, но, как мы видим в Брянской области, – не все так плохо, как нам пытаются внушить.

Продолжая мысль Александра Андреевича о развертывании русского мира, я бы хотел начать с рассказа о реализации проекта нашего президента В.В. Путина – евразийской интеграции. Сегодня русский мир собирается как раз через евразийскую идею, чувствуя ответственность за судьбы мира, которые решаются на нашем огромном евразийском пространстве. Мы построили Евразийский экономический союз и сейчас ведем большую работу с Китайской народной республикой.  Это принципиально новая модель интеграции – собирание пространств.  Она (мы об этом прямо не говорим, и нет на эту тему никаких теоретических доказательств), но, если почитать труды Трубецкого, который писал в 1927 году, почти сто лет назад, – то он говорил о том, что «нашим главным врагом является  национал-сепаратизм и нацизм, но он предвидел, что мы преодолеем эти вызовы, исходя из понимания «общности судьбы», «общности истории» и «общности интересов».

Пока мы сделали только первый шаг: сняли границы с Белоруссией, Казахстаном, с Киргизией и Арменией – у нас с ними нет таможенных границ, а с Белоруссией нет и пограничного контроля. Мы формируем единое экономическое пространство. Работает уже наднациональный орган, которому переданы функции торговые, экономические, технической политики, таможенного регулирования.  Благодаря снятию таможенных границ мы немедленно получили бурный рост взаимной торговли,  примерно в два раза в течение двух лет, который правда, сегодня приостановился в связи с экономическими трудностями, прежде всего у нас в России (на долю, которой приходится примерно 8о% валового продукта Евразийского экономического союза). Но эти трудности преодолимы, и мы видим на примере Брянской области, что можно добиться высоких темпов экономического роста даже в очень сложной ситуации. Это подтверждает мысль нашего президента о том, что трудности в основном внутри нас.

Конечно, мы сегодня в тяжелом внешнеэкономическом и внешнеполитическом положении, против нас ведется  гибридная война. Она не случайна:  как только наши главы государств ЕАЭС приняли решение создавать Таможенный союз, тут же из-за океана нам бросили вызов, сказали, что мы возрождаем Советскую империю, угрожаем чьим-то интересам. И в духе либерального фашизма, который сегодня стирает государственные границы, стирает национальные культуры, превращает всех нас в «экономических человеков» без роду и племени, было заявлено, что наша созидательная работа противоречит интересам глобального гегемона, которым себя объявили США. С тех пор против нас ведется гибридная война, жертвой которой стала уже Украина, просто из-за того, что украинское руководство не захотело подчиниться диктатору из Вашингтона, отказалось подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. После этого все западные политики  набросились на Киевские властвующие элиты, начали выкручивать руки и, в конечном счете, организовали  государственный переворот и превратили Украину в оккупированную территорию, в которой нет сегодня легитимной власти, а есть антиконституционный незаконный режим, который свою легитимность ведет с оккупационных властей Третьего Рейха.  Это видно по тому, какие герои у них на знаменах (гитлеровские коллаборационисты, которые в свое время были осуждены Нюрнбергским трибуналом), но все это не помешало нашим западным партнерам признать этот античеловеческий неофашистский режим.

В настоящее время мы потеряли, к сожалению, возможность созидательной конструктивной работы с Малороссией и с Новороссией, и с  Карпатороссией, которые всегда были частями Русского мира, и без которых полноценная работа ЕАЭС весьма затруднительна. Эта территория сейчас повергнута в глубочайший социально-экономический кризис, катастрофу, лишена национального суверенитета.

Я характеризую ЕС как бюрократическую империю, которая является сателлитом американской империи, которая стремится к экспансии и уничтожению любого национального своеобразия. Выход Великобритании – это всего лишь первая ласточка страны, которая нашла в себе силы отказаться от этой поступи европейской бюрократии, которая уничтожает все, что нарушается, и универсальное новое регулирование мировой экономики и интересов транснационального капитала. Мы хорошо понимаем, что этот, так называемый транснациональный капитал  – это в основном капитал, который подпитывается федерально резервной системой США, и та глобальная либерализация, которую мы наблюдаем сегодня в мире, ориентирована на обслуживание интересов американской олигархии, которой сегодня противостоит наша евразийская экономическая интеграция, где в отличие от либеральной глобализации, мы исходим из принципов национального суверенитета, принципов взаимной выгоды, дружбы и сотрудничества.  Никто не лезет во внутренние дела друг друга, объединяют нас только те сферы деятельности, от которых мы получаем  общий синергетический эффект. Вот вам принципиальное отличие нового мирохозяйственного уклада, в который вступает мир, где главным принципом деятельности является не извлечение прибыли любой ценой, а подъем общественного благосостояния, не подавление инициативы творчества людей  в угоду каким-то правилам глобальной бюрократии, а наоборот, раскрытие творческого потенциала личности, создание благоприятных для этого условий, где каждая страна имеет право на свою специфику, свои особенности. Каждый участник Евразийского союза имеет право выстраивать свою экономическую модель развития, он не обязан слушать рекомендации МВФ, не обязан все открывать и парализовывать, подчинять свою экономику интересам иностранного капитала. Именно эта модель сегодня обеспечивает в мире экономический рост.

Этот новый мирохозяйственный уклад, который сочетает в себе планирование стратегической индикативной рыночной самоорганизации, государственное регулирование  с частным предпринимательством, государственную собственность на ключевые финансовые и инфраструктурные активы  с развертыванием частного бизнеса в тех сферах, где инициатива приносит максимальную отдачу, для улучшения благосостояния людей, показывает темпы экономического развития.

Китай, который  руководствуется заветами наших ученых еще советской АН, американских мыслителей, которые еще 50 лет назад говорили о формировании конвергентного строя, где лучше сочетать рыночную и плановую экономику  для гармонизации интересов всех участников хозяйственной деятельности,  уже 5 лет лидирует по темпам экономического роста. Эту пальму первенства Китай перехватил у Японии, где сформирован аналогичный мирохозяйственный уклад, похожая система производственных отношений, хотя выстроенная на базе частной собственности, а не государственной.

Похожую модель мы видим в Корее, в Индии, во Вьетнаме. Приходится сожалеть, что мы 25 лет назад позволили себя посадить в последний вагон поезда, который шел  в тупик, дали себя обмануть очень примитивной концепцией переходной экономики. Образцом этой экономики декларировались США, импортировались их институты, механизмы, правила, мы стали раскрыты для того, чтобы американские корпорации нами управляли. Мы много лет потеряли в связи с этим, потеряли много нашего производственного потенциала, но видим, что через все эти испытания мы проходим, сохраняя потенциал развития, и строим ЕАЭС.  Наш президент предложил строить большое евразийское партнёрство, не отвергая наших европейских коллег, предлагая сотрудничество вместо конфронтации, и на этом пути, я уверен, мы сможем построить свое  экономическое чудо.

Мне очень отрадно, что в Брянске сегодня мы видим очень хорошее воплощение этой модели, где руководство области дает возможность раскрываться частной инициативе, исходя из задач развития производства, повышения благосостояния, оплаты труда, где ведется принципиальная борьба с коррупцией, выстраивается эффективная система государственного регулирования. Двузначные темпы роста, которые сегодня показывает экономика Брянской области – это хороший пример для всех остальных.

Вы знаете, сегодня в Москве ведутся дискуссии на тему, какие темпы роста нам подходят. Министерство экономики выступило с прогнозом на 20 лет, где предложило нам смириться практически с нулевыми темпами роста, потому что два процента, которые они рисуют – это, по сути, в пределах  статистической ошибки. И в то же время мы видим, что происходит  в Брянской области,  где самые сложные отрасли доминируют в экономическом комплексе – это агропромышленный и военно-промышленный комплекс,  машиностроение, которые были основательно разрушены в 90е годы. К тому же  все области РФ, которым не повезло, и в них нет нефти и газа, оказались в очень тяжелом положении. Брянская область здесь не исключение.

Я не первый раз здесь, и в основном мы говорили о проблемах, которые казались непреодолимыми еще 10 лет назад. Сейчас же мы видим потрясающие успехи именно в этих, казавшихся ранее депрессивными, отраслях. Этот  пример показывает, что рекомендации наших ученых, специалистов в области теории экономического развития, которые  говорят о том, что главным фактором современного экономического роста является научно-технический прогресс, новые технологии, обоснованы.  Инструментом поддержки этих новых технологий является стратегическое планирование, которое дает бизнесу понимание приоритетов развития, а с другой стороны –  гибкая денежная политика, которая дает кредиты по разумным процентам, на нужные строки. Это и дает возможность ориентироваться на темпы роста порядка 10%.

Брянская область является сегодня примером такого динамичного развития. Я очень рад, что вы приняли нашу делегацию, и думаю, что опираясь на наши идейные истоки, духовные традиции, научно-промышленный и производственный потенциал, а самое главное — на людей, которые хотят работать, Брянская область будет успешно развиваться  и даст хороший пример для всей нашей России.

Олег Розанов:  Спасибо, Сергей Юрьевич.

Как видится, главным геополитическим вызовом для России на ближайшее двадцатилетие, а  может быть и на более длительный срок,  будет являться борьба ЗА Украину. Не с Украиной, а за нее.

Брянская область, находящаяся на стыке, обязана стать привлекательной «витриной» Русского мира. И, конечно, на Вас, Александр Васильевич, на вашей администрации лежит огромная ответственность. Вы, в прямом смысле, находитесь на передовой. От того как вы выстроите модель в Брянской области во многом будет зависеть эта борьба и победа – русская победа, которая неизбежна! Поэтому Брянская область – это передовая Русского мира  в продвижении своих интересов на бескрайние просторы, потому что еще раз повторяю, как сказал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин,  у России нет границ, а  у Русского мира  – и подавно!

В этой связи, когда мы говорим о создании нового Шелкового пути, хотелось бы предоставить слово человеку, который лучше всех может осветить эту тему – постоянному члену Изборского клуба, эксперту по Китаю и Японии, политологу, профессору Российского университета дружбы народов Юрию Вадимовичу Тавровскому.

Юрий Тавровский:  Действительно, очень много слышно про «новый шелковый путь», про евразийский пояс, экономическое развитие и т.д.

В сентябре 2012 года начали выстраивать эту инициативу, и с тех пор во  всем мире идет большой шум, в том числе и у нас – есть сторонники, есть противники. На самом деле шелковый путь  существует, и проходит он через Брянск – через ЖД станцию «Брянск-2». Дело в том, что еще в 1992 году китайцы в поисках безопасной транспортировки своих экспортных товаров в Европу, проложили маршрут по уже существующей железнодорожной магистрали от своей страны до голландского порта Роттердам. Он начинается в одном из крупнейших портов мира, расположенном на Желтом море. Туда приходят товары со всего Китая, из соседнего Тайваня, Южной Кореи, Японии. Там они грузятся в контейнеры и отправляются специальными поездами на запад.

Идет этот поезд через весь Китай до границы с Казахстаном, где товары перегружаются с китайской колеи, мировой, на поезда нашей колеи и следуют дальше, через весь Казахстан, входят на территорию России, идут через станцию «Брянск-2» до Белоруссии, затем в Польшу, Германию и Роттердам. Это просто такой инфраструктурный железнодорожный маршрут.

Затем несколько лет назад была выдвинута идея создания шоссейной дороги в Западную Европу, она начинается там же, но идет до Санкт-Петербурга. И если ЖД дорога действует, то шоссейная дорога пока построена только до границы с Россией, до Оренбурга, дальше пока только планируется.

Мы в Изборском клубе постоянно анализируем этот проект. И смотрим, что в нем полезного  для нас, потому что понятно – для китайцев он очень выгоден. И здесь важно, что президент РФ поддержал этот проект, договорился Си Цзиньпином о сопряжении шелкового пути с ЕАЭС. Но если честно, практически ничего не делается в этом направлении: идут совещания, составляются планы, программы, а конкретного ничего не происходит. В тоже время наши соседи работают. В Беларуси на китайские деньги создается очень большой промышленный парк, куда будут переводиться несколько китайских заводов. Наши друзья в Казахстане не только используют дорогу, которая идет по их территории, и получают за нее транзитные платежи, они еще помогают китайцам прокладывать альтернативные пути, которые не проходят по территории России.

Если говорить о том, что реально строится,  то это дорога из Китая в Пакистан и на берег Персидского залива. Строится ускоренными темпами там и порт, что позволит скоро китайским товарам  попадать в Иран, Ирак и т.д

Встает вопрос: где наш интерес? Где интерес Брянска? То, что я сегодня увидел, показало, что здесь потенциал имеется. Сейчас Китай –   это великая продовольственная держава, которая съедает половину того, что в мире производится, и выращивает тоже половину. Но за годы экономического рывка  они принесли в жертву свою природу: воду, воздух. Земля вокруг городов отравлена. Все побережье около Пекина, Шанхая постоянно находится во мгле от различных выбросов в атмосферу. Вода в великой реке Хуанхэ непригодна даже для полива земли.

Покупая рис, китайцы уточняют из какой он провинции, т.е можно ли его есть. В этом году в некоторых провинциях, которые специализируются на производстве кукурузы, упали урожаи в 10 раз – перекормили землю химическими удобрениями, и минимум 10 лет будет такая ситуация теперь. Поэтому китайцы сейчас обратили внимание на наши продукты питания – они страшно популярны в Китае. За русскими продуктами репутация «чистых», качественных, вкусных.

Ну и президент Путин внес вклад, когда угостил Си Цзиньпиня нашим мороженым во время последней встречи, теперь все в Китае едят наше мороженое, которое очень дорого стоит у них – его есть престижно.

Ввиду этого, некоторые наши регионы начинают грузить свой товар и отправлять его по этому шелковому пути. Хотя, по большому счету,  не только нам, но и Европе нечего предложить Китаю для того, чтобы этот путь функционировал в обе стороны.

Еще одна интересная область – это электронная торговля. Мы сейчас создаем каталоги русских товаров, чтобы предлагать российские товары в других странах. И мне кажется, что у вас тоже очень много товаров, которые с удовольствием китайцы бы выписывали.

Я думаю, что международное положение Брянска, основывающееся на возвышении последних двух лет, имеет будущее. Надеюсь, что вы используете этот шанс, потому что вы уже стоите на Шелковом пути. Удачи вам!

Олег Розанов: Спасибо вам, Юрий Вадимович. Очень было бы хорошо, чтобы Вы приняли самое живое участие в разработке китайско-брянской темы. Для присутствующих сообщу, что Юрий Вадимович  – автор биографии нынешнего руководителя Китая — Си Цзиньпиня

Слово предоставляется Делягину Михаилу Геннадьевичу  — постоянному члену Изборского клуба, экономисту, аналитику, общественному и политического деятелю, академику РАЕН, директору Института проблем глобализации.

Михаил Делягин: Спасибо  большое, уважаемые коллеги. Мы сейчас говорим о Брянщине как солнечном сплетении Русского мира.  Русский мир и русская культура  в силу своей специфики  могут дать ответ на три очень болезненных вопроса, которые стоят перед всем современным человечеством. О них не очень много говорят, потому что это проблемы фундаментальные и в сегодняшнем мире не очень понятно, что с ними можно сделать.

Хотя мы пользуемся замечательными технологическими достижениями, (а технологический прогресс в последние годы совершил чудовищный рывок вперед), но этот прогресс основан на принципах, открытых еще в годы холодной войны. Оказалось, что для развития необходимы сверхстимулы. Когда исчезла угроза уничтожения мира в холодной войне, вместе с ней остановилась разработка новых технологических принципов. Лучшие бизнесмены мира, которые посвятили жизнь коммерциализации этих новых технологических принципов, прямо говорят о том, что коммерциализировать становится нечего.

С другой стороны, развитие традиционных современных технологий  уперлось в возможность расширения глобального рынка – невозможно углублять дальше специализацию, потому что глобальный рынок один, а дальше его расширять не получается. При этом новые технологии, которые мы сейчас применяем, грозят дегуманизацией. Они оказались настолько мощными, что в состоянии изменять человека. А изменение человека заставляет его потреблять по-новому, что позволяет создавать новые рынки. Соответственно западная цивилизация всерьез взялась за трансформацию человека ради новых рынков. И перед нами стоит угроза дегуманизации.

Русская культура – это единственная большая культура, которая отвечает главным вызовам сегодняшнего дня и одновременно. 1. Она очень технологична (как бы мы себя не ругали, но мы инженерный народ). 2. Мы обладаем гуманизмом, который мы даже не осознаем. 3. Наша культура является мессианской по своему характеру, что позволяет нам решение проблем распространять на весь мир. Думаю, как раз осознание этого и побудило нашего президента к словам о том, что у Русского мира нет границ.

С другой стороны, мы входим в болезненный для всего мира период – это период разделения глобального рынка на макрорегионы, в результате чего многие технологии, в том числе технологии жизнеобеспечения, будут избыточно дороги, для того, чтобы монополиям было проще зарабатывать на этом деньги, и не будут находить себе должного числа потребителей.  Скажем, обновление антибиотиков: 10 лет без  нового поколения антибиотиков и мы окажемся в Средневековье, когда любая царапина может оказаться смертельной.

В нашей стране, в силу не очень эффективного управления военно-промышленным комплексом, огромные деньги выделялись на исследования просто так, без гарантированного результата, как это принято в западном мире. В результате очень много создано технологий, часть которых обладает уникальными свойствами – они очень дешевы и сверхпроизводительны. Они даже получили такое название как «закрывающие технологии», потому  что их применение закрывает целые отрасли традиционных производств, потому что они становятся не очень нужны.

В условиях монополизированной экономики, в сегодняшних условиях они не могут найти себе применения, потому что их вырубают или государства, которые боятся безработицы, или крупные монополии, которым не нужна конкуренция. Но в завтрашнем мире, когда мы окажемся в ситуации макрорегионов, при разрушении части глобальных монополий, эти технологии начнут развиваться. И мы имеем здесь огромное конкурентное преимущество. Эти технологии носят частично и социальный характер, потому что когда наша экономика ориентировалась не на завышение прибыли,  а на снижение себестоимости, у нас применялись совершенно уникальные технологии организации производства, которые позволяли снижать себестоимость очень быстро. У нас есть очень хорошие, внятные перспективы. Самое главное – понимать, что ключом к развитию, ключом к нашему будущему являются технологии. Мы входим сейчас в ситуацию, когда мы получаем огромное технологическое преимущество над нашими конкурентами. Эту возможность нельзя упустить, поэтому готовиться к ней нужно уже сейчас.

Олег Розанов: Спасибо, Михаил Геннадьевич.

Думается справедливо предоставить слово Брянским экспертам, потому что когда мы ездим по стране, главная наша цель – услышать регионы, услышать экспертов, ваши переживания, ваши предложения.

С большой радостью и надеждой слово предоставляется эксперту федерального Изборского клуба, жительнице города Брянска Кузьминой Ирине Валентиновне.

Ирина Кузьмина: Добрый день, уважаемые земляки, добрый день уважаемые гости, искренне рада видеть своих коллег! Все проблемы, о которых вы сегодня говорили, переживаются нами настолько глубоко, что мы готовы, кроме своей основной деятельности, делиться мыслями, планами, достигать каких-то задач сверх рабочего времени. Это у нас называется энтузиазмом или патриотизмом.

Александр Андреевич, мне приятно было слышать из уст Сергея Юрьевича такие слова, что пришло время дать возможность развиваться творческой личности. Я с большой надеждой слушала руководителя государства, который говорил об объединении общества и власти и о поддержке некоммерческих организаций. Хотелось бы от Вас как от философа, политика, уважаемого мной человека услышать алгоритм эффективного взаимодействия власти, общественных организаций.

Брянская область, действительно, сильна традициями, сильна верой. И добавлю к перечню тех икон, о которых вы говорили Свенскую икону Божьей Матери, которая спасла эту землю еще при нашествии Наполеона и после этого стала золоторизною. Спасибо большое, что дали слово, спасибо за приветствие. Хотелось бы услышать Ваше мнение.

Александр Проханов: Странным стечением обстоятельств Вы спрашиваете меня, хотя я не являюсь специалистом по этому вопросу. Но Изборский клуб тоже является своего рода некоммерческой организацией. И я могу сказать, как Изборский клуб взаимодействует  с властью.

Изборский клуб был создан в момент, когда наша власть переживала кризис – это была пора Болотной площади, когда сотни тысяч либералов вышли на площадь. И тогда власть, в лице президентской администрации, обратилась к некоторым патриотически лидерам, в числе которых был и я, был М. Шевченко, был А. Дугин, был С. Кургинян… с просьбой выступить на Поклонной горе. Это была пора, когда Поклонная гора состязалась с Болотной площадью. Мы пришли на Поклонную гору в лютый мороз, туда стеклось сотни тысяч людей, которые превышали по численности тех, кто находился на Болотной площади, и мы выступали, манифестировали, проповедовали наше государство.

С этого момента начался перелом. Болотная площадь поняла, что патриотическая масса  сильнее, интеллектуальнее, организованней. Мы, по существу, в какой-то степени, заслонили государство. Государство заслоняли ОМОН, полиция, заслоняли внутренние войска, но интеллектуально, духовно  государство тогда заслонили русские патриотические мыслители, философы. После этого государство престало видеть в нас противников, врагов, утратило подозрительность, которая тянулась еще с 90х годов. И после этого нам не только не помешали соединиться в наш клуб, а власть даже помогла нам.

С какого-то момента нам помогали грантами, потому что наша работа не такая уж и дешевая: офис, командировки, оплата поездок, издание нашего журнала «Изборский клуб».

Чем мы платим государству? Мы, по сути, один раз откликнулись на ее зов в период кризиса. Всё остальное время государство не требует от нас ничего, кроме одного, чтобы мы собирались за круглые столы, устраивали мозговые штурмы и формулировали идеологемы, постулаты. Потому что в 90-е наши русские коды усилиями наших либералов были замутнены, разрушены, они выбивались зубилом, и мы восстанавливаем эти традиционные коды. В этих занятиях мы проводим уже четвертый год. И, к нашему большому удовлетворению, некоторые формулировки наших докладов, наших постулатов  мы вдруг обнаруживаем в документах президента, премьер-министра…. Созвучие наших представлений с тем, что думает государство, думает власть  – очень радует. И мы оцениваем нашу работу по частотности появления в речах наших государственных деятелей.

Создание идеологии очень сложный, мучительный и даже опасный процесс, ее нельзя создать без усилий, нельзя создать без мыслителей. Наше идеологическое строительство – это опасный промысел, опасная работа. И государство смотрит на нас как на явление важное и полезное, в частности, наши поездки по стране иногда происходят по инициативе государства.

Поэтому повторяю, мой опыт взаимодействия НКО и государства именно таков: государство видит пользу, рассматривает как часть гражданского рождающего общества, спонсирует его через гранты и пытается абсорбировать результаты этой деятельности. Она не всегда эффективна бывает в других отраслях, но сама социальная политика России после 1991 года заключается в том, чтобы создать мобильную, многодневную, многоаспектную социальную среду, которая бы каким-то образом скомпенсировала наш государственный централизм. Потому что русская власть, на мой взгляд, всегда будет централистской, всегда будет сильной, может, даже отчасти грубой, потому что таковы пространства, такова история. А гражданское общество умягчает эту власть, облагораживает, делает более сложной.

Вот, пожалуй, все, что я могу Вам сказать. Если Вам это полезно, я буду рад.

Олег Розанов: В дополнение к словам Александра Андреевича скажу, исходя из своего опыта и знаний, что наш визит состоялся по инициативе губернатора Брянской области – Александра Васильевича, а это свидетельствует о том, что в области все хорошо. Гораздо хуже, когда нас просят приезжать в регион с определенными какими-то целями и миссией, так что все в Брянской области даже очень благополучно.

А теперь слово предоставляется постоянному члену Изборского клуба, историку, публицистуРыбакову Владимиру Андреевичу.

Владимир Рыбаков: Уважаемые коллеги, я бы хотел еще раз затронуть тему Русского мира.  Она здесь, конечно, превалирует, но она очень глубокая, многогранная и говорить можно много.

В общем и целом можно характеризовать Русский мир как наднациональное сообщество культуры, русского языка, но все гораздо глубже и острее. Суть его, как уже говорилось – это непреходящее русское мессианство, в свою очередь, суть которого, как писал в свое время философ Бердяев, «ощущение мира, лежащего во зле, в грехе и попытка преодоления этого греха».

Первой попыткой, первым проявлением можно считать легенду о граде Китяже, который ушел под воду и появится только в день Страшного суда. Монах Филофей, который говорил о Москве как о Третьем Риме –последнем царстве Божественной правды, это та же сама попытка каким-то образом отдалиться от внешнего зла, и с его помощью решить какие-то даже внешнеполитические проблемы, которые были решены, потому что Московское царство перешло в Российскую империю. Советское государство тоже строилось на попытке преодолении человеческой сущности. Может она была где-то жестока, но в идеале все строилось на самых гуманистических потребностях.

В 1995 году, после того, как образовалась черная дыра, как говорит Александр Андреевич,  я очень хорошо помню, как нам пытались привить западные человеческие ценности, но проект рухнул, потому что внутри нас живет глубинная Россия, которая не позволила этому чуждому проекту завладеть нашей страной, нашими умами и сердцами.

Русский мир, в отличие от западного сообщества,  имеет в своей сути такие категории как «божественная правда», «божественная истина». Это очень сложные понятия, возможно даже где-то эмоциональные – и в этом наша загадочность. Над Западом довлеет идея абсолютной свободы, и когда эта идея доходит до своей крайности начинается ее перерождение, что приводит к саморазрушению.

Если говорить о Брянской области, то это очень гармоничная часть Русского мира, которая дала массу положительных и великих героев – это  Пересвет и Ослябля, это философ и поэт Тютчев, это такое массовое явление как брянские партизаны. В этом отношении я горд за свою малую Родину и надеюсь, что она еще не раз принесет свой вклад в строительство и развитие Русского мира.

Олег Розанов: Слово предоставляется Филимонову Георгию Юрьевичу – постоянному члену Изборского клуба, политологу, общественному деятелю, доктору политических наук, профессору РУДН, директору  Института стратегических исследований и прогнозов РУДН.    

Георгий Филимонов: Услышанное сегодня из уст губернатора и увиденное в Брянске наводит на мысль, что мы имеем дело с лучшими практиками региональной политики, которыми нужно делиться с другими субъектами федерации. Безусловно, это было очень интересно. Я бы сказал, что мы видим образцовую модель развития аграрного сектора. Много нового я вчера и сегодня услышал от губернатора о производстве картофеля, о зерновых.  Даже возникла идея отдельно приехать, чтобы еще более подробно познакомиться со всем, потому что возник реальный интерес к вопросам аграрного развития  как драйверу экономики  региона.

Что хочется сказать? Запомнилась фраза Александра Васильевича, я даже процитирую: «Мы не деньги хотим просить, а менять мозги людей. Поменять сознание человека для того, чтобы развивать экономику, внедрять новые технологии для получения эффекта, который еще несколько лет назад было невозможно представить».  При этом мы все понимаем,  что экономика – это базис, а базис сам по себе является фундаментом чего-то, ведь невозможно быть колоссом на одной ноге, важно, чтобы были обе. И говоря о социальной сфере, о развитии в сфере культуры в регионе необходимо также помнить о том, что Брянская земля (к сожалению, вынужден сейчас констатировать, не услышал я ни у одного из докладчиков) – это древняя земля, одна из жемчужин древней славянской цивилизации. Да, вспоминали подвиг во время ВОВ, вспоминали Пересвета и Осляблю, но есть большой пласт славянской дохристианской культуры. Я вчера услышал, что есть очень интересный археологический проект раскопок, что здесь есть курганы, святилища, которые и являются подтверждением того, что мы с вами, уважаемые коллеги, под ногами своими не видим землю древнюю. Ведь не только на Афоне и в Иерусалиме под ногами Святая земля, а она и у нас под ногами – это Брянская, Смоленская, Вологодская и другие области, о чем, наверное, нельзя забывать никогда.

Те самые крупицы истории, собираемые в систему, те самые свидетельства тысячелетней нашей с вами общей истории, являются залогом рывка в будущее. Мы должны стоять прочно на своей святой земле, черпать энергию далеких великих предков и готовиться к будущему в экономическом, социальном, конституционном и во всех остальных аспектах.

Олег Розанов: Спасибо большое за яркое и эмоциональное выступление.

А мы предоставляем слово Трифанкову Юрию Трофимовичу постоянному члену Брянского регионального отделения Изборского клуба, доктору исторических наук, профессору БГТУ.

Юрий Трифанков: Если продолжить мысль уважаемого Александара Андреевича о сакральном смысле России в приложении к Брянску, то вот какая получается картина. Брянск залег между Украиной и Беларусью; он лежит между лесом и степью; Брянщина занимается и земледелием и лесным хозяйством; Брянщина –  это и степняки-казаки, и лесной житель; она сумела объединить в себе все это.

Илья Муромец  проезжая в Киев, где-то здесь схватился с Соловьем- разбойником. И вещий Боян тоже был из наших территорий – ему стоит здесь памятник. Когда начнется восстановление Руси – оно начнется с Куликова поля, и именно там Пересвет – русский брянский богатырь (мы с Москвой спорим по этому поводу) одержит духовную победу, и с Куликова поля будут уже возвращаться не московские, рязанские, брянские, смоленский войска – будут возвращаться русские. И это главное достижение Куликова поля, сакральное.

Потом наступит новый период роста, а затем упадки, и когда наступит Смута, то Романова на престол изберут усилиями брянских, точней сказать  – стародубских  северских казаков. Там,  в Москве, они туда придут.

Потом наступит время, когда мы воссоединимся с Украиной, и будут наши казаки тайком возить письма к Алексею Михайловичу и договариваться о воссоединении.  Эта связь не случайна. Ведь мы не просто так называем: Великая Русь – Россия, Малая Русь – это не потому что маленькая, это ядро ее, того великого средневекового русского государства. За брянско-черниговские леса уйдут люди, осваивая с точки зрения климатических условий жизнь северней – и возникнет Белая Русь. Брянщина объединяет их.

Дальше наступит ХІХ век, и Тютчев, который родился здесь, на Брянщине, скажет свое гениальное «Умом Россию не понять…». Это тоже  что-то сакральное, важное.

И наступит ХХ в., придут сюда немецкие войска, и первой на Руси погибнет деревушка Хацунь  под Брянском (8 октября 1941 год) – она является сегодня символом всех погибших деревень в России. И это снова что-то сакральное.

Я это перечисляю для того, чтобы мы ощутили сакральный смысл Брянщины. И даже паровоз Победы, который будет везти из Берлина победителей, будет создан брянцами, далеко отсюда, в Красноярске, работниками БМЗ!

Располагаясь в таком уникальном месте, мы являемся связующим звеном между Украиной и Белоруссией, мешаем Западу разорвать славянский мир, русский мир. Вот г. Грозный сейчас на Кавказе противостоит распаду Кавказа – тот город, который раньше был, наоборот, инициатором этого процесса. Если бы мы могли создать здесь, на Брянщине притягательный центр между Украиной и Белоруссией – это было бы очень хорошо.  Для этого нужны усилия нашего общества – не только Брянщины. Вот мы бы хотели попросить Москву подумать над этим, разработать такую программу, интеллектуально ее поддержать – это было бы очень неплохо. Спасибо!

Олег Розанов: Спасибо большое. Вы буквально задали программу, чем заниматься региональному отделению на Брянщине. То, что вы сказали, в полном объеме отражает ту тему, которую мы задали на этом круглом столе. Великолепное выступление.

А сейчас слово предоставляется Захарову Руслану Владимировичу —        эксперту Изборского клуба, финансовому аналитику, кандидату экономических наук, вице-президенту и первому заместителю исполнительного директора Российского общества дружбы с Кубой.

Руслан Захаров: Приветствую всех! Очень приятно быть на вашей, действительно  многострадальной земле. Как Юрий Трофимович сказал, очень глубокие, мощные корни у этой земли, очень глубокая история и все это очень важно. Но еще важней, что перед регионом стоят такие, действительно, серьезные вызовы  развития: геополитические, связанные с государствами Украина и Белоруссия, и внутрироссийские.

В стране идет здоровая конкуренция между регионами, и ваш губернатор, два года как исполняющий обязанности и всего год как губернатор области вступил в гонку с очень мощными, опытными губернаторами и политиками, многие из которых по 20 лет находятся в должности. И тот запал и задор, который я видел, меня очень тронули.

Очень хочется пожелать Божественной благодати этой прекрасной земле, великолепной, доброй! При поддержке таких мудрых, системных руководителей  обязательно будет результат. Ваш губернатор – уроженец этой земли, а это не во всех регионах так, – и очень любит свою землю. Дай Бог, чтобы все получилось, чтобы брянцы с гордостью считали, называли себя основой, лидерами нашей России.

Олег Розанов: Очень приятно, что человек первый раз приехал и так прочувствовал брянскую землю.

Слово для выступления предоставляется Швыркову Александру Ивановичу –  эксперту Брянского регионального отделения Изборского клуба, кандидату философских наук, доценту БГТУ.

Александр Швырков: Мое выступление озаглавлено «Русский мир и православие» и оно будет достаточно личным.

Прежде всего, хочу сказать, что я переехал в Брянск чуть больше года назад из Украины, в которой прожил почти 20 лет. Я верил в прогресс и модернизацию, и что  для построения государства достаточно рациональных оснований, много лет был атеистом. Однако переехав в Россию, в Брянск и прожив здесь год среди русских людей, можно сказать, пропитавшись русским духом, я понял, что Русский мир действительно существует, причем не как какая-то отвлеченная концепция, а  реально.

Во-вторых, я понял, что русскому человек не выжить без православия, причем православие – это не день  вчерашний (как я думал раньше), это скорее день будущий. Я понял, что даже если русский человек потеряет все, но сохранит веру, то он, в конце концов, победит.

В-третьих, я понял, что понять все эти вещи, о которых я сказал, очень трудно, даже русскому человеку очень сложно, если он не живет в России, а еще лучше – в русской глубинке.  Дойти до этого, будучи оторванным от своей земли практически невозможно. Наверное, таково действие родной русской земли, и по-другому быть не может.

И последнее, я считаю свои слова чем-то вроде свидетельских показаний человека, который долгое время « не видел, но узрел». Не думаю, что они могут кого-то обратить в веру, но думаю, что мой опыт укрепит в вере тех, кто уже верит: в Бога, в Россию, в русский народ.

Олег Розанов: Спасибо, Александр Иванович. Единственным незыблемым институтом за тысячелетнюю историю России оставалась Русская Православная Церковь. И пока она у нас есть, в том виде, в котором она просуществовала тысячу лет, думаю, будущему России ничто не угрожает.

Слово предоставляется Ушкалову Сергею Валерьевичу –   постоянному члену Изборского клуба, председателю Брянского регионального отделения Изборского клуба, историку, издателю. 

Сергей Ушкалов:  В своем выступлении не могу не отреагировать на реплику Георгия Юрьевича Филимонова об истории края. Как историк с этого и начну.

Брянск – это по-настоящему «солнечное сплетение Русского мира». Так сложилось исторически. В древние времена на берегах рек, протекающих по территории области, расселялись славянские племена: северяне, кривичи, радимичи, вятичи и поляне, есть единичные захоронения дреговичей, словен новгородских. Археологические изыскания указывают на то,  что помимо славянских племён на территории области проживали финно-угры, тюркские племена, а также балты и варяги. История Брянской земли неразрывно связана с историей Российского государства и это тоже наложило отпечаток на наш регион и людей, которые здесь проживают. Когда-то Брянская земля входила в состав Киевской Руси, но когда Киевская Русь от усобиц и татарской конницы погибла, брянские земли входили частично в Черниговское, Новгород-Северское, Смоленское княжества. Это лишнее свидетельство тому, что русские, белорусы и украинцы – это один народ и та идентичность, что сейчас рождается на Украине основана на лжи, подтасованных исторических фактах и бредовых мифах.

Когда-то Брянщина входила в состав Великого княжества Литовского и Польского и только в 1500 году, когда расширилась и укрепилась вторая русская империя, империя последних Рюриковичей, Брянская земля снова вошла в состав русского государства.

Первая битва тех времён, когда начала рушится вторая русская империя, прошла именно здесь, на Брянщине, когда войска Бориса Годунова встретили армию Лжедмитрия. И только внезапная смерть Годунова свела к нулю эту значимую победу. Сложные времена смуты и рождение в ней Романовской империи также наложили свой отпечаток на нашей земле – по ней прошла граница между Речью Посполитой и русским государством.

По сути, до середины XVIII  века Брянщина была пограничным рубежом. Екатерининские победы отодвинули границы Российской империи далеко на Запад и Юг. Столь бурная история края повлияла на то, что здесь тесно переплелись культура старообрядцев, бежавших на границу империи от репрессий верховной власти, культура казачества, традиционно проживавшего на границах нашего государства, а также украинская и белорусская культура, что привело к формированию своеобразного менталитета.

Только в Российской империи выходцы из казацкой среды, ранее входившие в Речь Посполитую, могли сделать карьеру. С Брянской землёй неразрывно связаны такие имена как граф Пётр Васильевич Завадовский (первый министр Просвещения, создатель финансовой системы империи), граф Александр Андреевич Безбородко (канцлер Российской Империи, светлейший князь). Граф, поэт Алексей Константинович Толстой также своими корнями уходит в казацкие низы, так как его предком был  граф Разумовский.

Сложная история малой родины, наверное, повлияла и на формирование величайшего поэта, дипломата, государственного деятеля, нашего земляка Фёдора Ивановича Тютчева.

Революция и Гражданская война прошли на территории Брянского края относительно мирно. Я думаю, что на это повлияло как раз тесное переплетение культур: русской, украинской, белорусской, казацкой, еврейской. Поэтому братоубийственная война не затронула эту землю.

Природа края и ментальность, сформированная веками, так как регион был пограничным форпостом, повлияли на то, что во время Великой Отечественной войны Брянщина стала оплотом народного сопротивления немецко-фашистским захватчикам. Подвиг брянских партизан – одна из славнейших страниц истории Советского Союза.

В результате крушения Советской империи Брянщина снова стала передовым рубежом России: здесь пересекаются транспортные потоки, идущие из Европы через Украину и Белоруссию.
Здесь активно развивается агропромышленное производство, транспортное с/х машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, но положение области, её богатая история и культура создают дополнительные возможности для её развития. У нас огромный туристический потенциал. На территории области до сих пор существует порядка 50 усадебных комплексов; редкие по своей красоте и разнообразию архитектурных форм православные старообрядческие соборы; уникальные исторические города – Стародуб, Трубчевск, Погар, Почеп;  обилие археологических находок памятников, среди которых   Чашин курган и Вщиж. Это, а также  хорошая транспортная доступность региона, в том числе по отношению к столице, создают дополнительные возможности для развития туризма.

По истории и культуре Брянской области можно изучать сложную историю нашей страны и её культурное многоцветие».

Олег Розанов: Слово  предоставляется Батчикову Сергею Анатольевичу —  постоянному члена Изборского клуба, действительному члену Международной академии корпоративного управления, председателю правления Российского торгово-финансового союза, директору Центра проблем управления крупными социально-экономическими системами Международного научно-исследовательского института проблем управления.

Сергей Батчиков:  

Сегодня на очередном заседании Изборского клуба, который создавался как центр конструирования будущего, мы вновь обращаемся к концепции русского мира и тем неотложным задачам, которые стоят сегодня на повестке дня.

В чем главное отличие русского мира, русской цивилизации от цивилизации западной? Создающий культурную цивилизацию, культурно-исторический тип сознания активный народ, вокруг которого объединяются близкие народы, всегда имеет своё представление о взаимоотношениях человека и мира, человека и Космоса.

Ксения Касьянова в своей книге «Характер русского народа» отмечает, что есть всего две модели взаимоотношения человека и Космоса – либо подчинить себе всю Вселенную, либо сосуществовать, органично вживаться во Вселенную. Вторая модель, по мнению Касьяновой, характерна для русского народа. Мы живем в Космосе, сосуществуем с ним, не подчиняя его себе. Так же мы взаимодействуем и с другими народами: мы сосуществуем с ними, впитываем в себя их культуру, поддерживаем национальные элиты.

В свое время русские дошли до Тихого океана, не уничтожив ни одного народа. Некоторые утверждают, что это преувеличение, однако несомненно, что той кровавой бойни, которую неизменно устраивали коренным народам англосаксы,  в России не было. И сейчас живы многие малые народы, которые упоминаются в «Повести временных лет». Русский мир, сочетающий разные этносы и культуры, всегда служил опорой для развития присоединившихся земель,  дал многим народам возможность сохранить свои корни и культурную идентичность. Никогда не знал русский мир и кровопролитных религиозных конфликтов, а тем более войн. В этом – одно из несомненных достижений русской цивилизационной модели.

Господствующая последнее столетие, основанная на либеральных ценностях западная цивилизация действует иначе, по принципу плавильного котла – жестко  подчиняя, ломая и переформатируя мир по своим лекалам и стандартам. За колоннами подвижников демократии и общечеловеческих ценностей неизменно остаются дымы пожарищ, миллионы оборванных жизней, руины Вьетнама, и Ирака, Ливии и Сирии.

Русский мир всегда был и остается не просто конкурентом Запада, но и его экзистенциальным, бытийным оппонентом. Если лицо западной цивилизации определяют индивидуализм и культ мамоны, а мера счастья людей оценивается по материальному богатству, то русско-православная цивилизация воспринимает общество как единую семью, в которой объединение усилий, взаимоподдержка и взаимовыручка являются нравственным императивом. Русская цивилизация основана на принципах разумной достаточности, на традиции самоограничения, на приоритете национальных духовных ценностей, на стремлении не к сугубо материальному, а к социальному прогрессу, не к частной свободе, а к общей гармонии. Мерой оценки людей является не физическое богатство, а богатство души.

Объяснимым было на протяжении веков желание Запада захватить Россию военным путем, как он захватил почти весь мир. Однако все попытки подчинения с помощью военной силы были отбиты. И тогда новый мировой лидер избрал обходной путь –  была начата холодная война, которая после распада Советского Союза перешла в информационно-психологическую войну, цель которой – оказание социально-психологического воздействия на государство, общество и отдельно взятого гражданина для расшатывания фундаментальных основ (культура, история, обычаи, нравы), а также изменение культурной и политической идентичности народов (взглядов, мнений, мировосприятия, ценностных ориентиров, умонастроений, моделей поведения).

После распада СССР задача по разрушению и подчинению русского мира казалась практически выполненной,  и «наши западные партнеры» уже мысленно делили среди своих и территорию, и ресурсы.

Но несмотря на весь арсенал использованных средств, Россия в очередной раз выскользнула из приготовленной для нее ловушки. Примененные технологии оказались бессильны перед ценностными установками Русского мира, такими как уважительное отношение к мировоззрению, религиозному выбору, национальному происхождению другого человека, признание приоритета общественного над частным, осознание долга и ответственности перед страной и обществом, следование принципам солидарности и взаимовыручки, утверждение традиционных семейных ценностей, память о славных деяниях предков. К изумлению архитекторов нового мирового порядка оказалось, что ощущение принадлежности к иной цивилизационной модели живо, и более того Россия не собирается проводить свою политику по командам Запада, о чем впервые было заявлено в Мюнхенской речи Путина.

Выступая 27 октября в Сочи на последнем заседании Международного дискуссионного клуба Валдай (тема которого была «Будущее начинается сегодня: контуры завтрашнего мира»), президент Путин отметил, что в мире «существует дефицит стратегий и идеологий будущего». Элита Запада пошла по пути неолиберальной глобализации и перелицовки мирового порядка «под себя любимых» в интересах ограниченной группы бенефициаров. Большинство граждан в  западных странах осознает,  что у них нет никакого влияния на власть, и будущее видится им мрачным и лишенным перспектив.

Русский мир – это цивилизационный проект, который Россия может предложить миру как альтернативу западному проекту, альтернативу, предполагающую мирное сосуществование и творческое развитие разных народов и религий на основе уважительного диалога и принципов справедливости и солидарности.

Сумеет ли русский мир сделать альтернативу западному проекту жизнеспособной, поддержат ли ее другие страны, зависит от конкретных действий России.

На сегодняшний день доктрина русского мира достаточно подробно проработана. В 2015 г. основные тезисы были изложены в сборнике выступлений патриарха Кирилла «Семь слов о Русском мире». Большой концептуальный доклад «Доктрина Русского мира» подготовлен в 2016 г. членами Изборского клуба. В этом же ключе обращается к проблемам русского мира в своих выступлениях и президент Путин, в  том числе и в последнем послании президента Федеральному собранию.

Теперь дело за конкретными делами и корректировками проводимой политики.

Олег Розанов: Спасибо, Сергей Анатольевич, за выступление, затрагивающего очень глубокие основы нашего миропонимания.

Уважаемые присутствующие, к сожалению, у нас уже не получается выслушать всех. Обещаю, что те, кто не выступил, смогут разместить свои выступления  на сайте Изборского клуба.

Со своей стороны призываю вступать в Брянское Изборское отделение, сотрудничать с Изборским клубом. Милости просим на все наши мероприятия. Всем спасибо. Всего вам наилучшего. Благодарим!