Коллективный разум едет в Екатеринбург
Изборский клуб два дня проведет в Екатеринбурге, Верхней Пышме и Нижнем Тагиле. Коллективный разум отечества будет решать, как нам преодолеть раскол традиций российской государственности: дореволюционной, советской и неолиберальной. О том, как нам выйти по ту сторону красных и белых, рассуждает писатель, главный редактор газеты «Завтра», председатель Изборского клуба Александр Проханов.
— Александр Андреевич, скоро Вы приедете на Урал в расширенном составе Изборского клуба и там планируете создать региональное отделение клуба. Чего ожидаете от этой поездки?
— Изборский клуб отправляется на Урал. Почему на Урал? Изборский клуб ‑ это такой коллективный разум, который стремится понять вектор развития сегодняшней России, сформулировать идеологическую доктрину сегодняшней России. Урал для этого – самое подходящее место, ибо Урал в истории русской государственности является ключевым, таинственным, во многом неразгаданным и действующим вопреки очевидным представлениям об истории.
Например, здесь складывалась великая романовская империя Петра, которая без Урала не имела бы ни якорей для великого флота, ни орудий для второй Нарвской битвы, ни новой экономики и нового купеческого слоя, купеческого уклада Демидова, без этих глубинных рудников и штолен. В то же время Урал ‑ это место, где по существу завершилась эта трехсотлетняя романовская империя, которая канула трагически в эту Ганину яму, оставив после себя восхитительный и ужасный след. Здесь же, на Урале родился тот, кому суждено было огромным молотом, своей чудовищной кувалдой, разгромить красную сталинскую империю, разбросать ее осколки по пространствам Евразии. Я говорю о Ельцине, который вырос и возник из уральских гранитов, из уральских круч и ознаменовал конец четвертой красной империи.
Урал ‑ это место, где в священном Верхотурье до сих пор струится светоносный воздух, уходя в небеса, связывающий землю с небом. Это и древняя столица Урала, с ее церквами, с ее праздниками, с ее реалистическим строгановским барокко, сибирским барокко. Это место, в котором русское православие, перекочевав через европейские равнины и реки, обрело свое неповторимое, уральское обличие. Здесь же, на Урале, по сей день цветет угрюмое, загадочное, пугающее, восхитительное язычество. Здесь в каждой круче мерещится Хозяйка Медной горы, в каждом бокале, выточенном из уральских камней, из уральского малахита или яшмы, мерещится Данила-мастер.
А что говорить об Аркаиме на Южном Урале? Об этом таинственном месте, откуда, как со все большей уверенностью говорят российские и европейские археологи и историки, вышло арийское племя и растеклось одной своей частью в Индию, создав по пути в Индию свою изумительную Ригведу, а другой своей волной, другим свои потоком – в Иран, написав в дороге Авесту. Это многомерное, загадочное место является притягательным для современных идеологов, которые хотят рассмотреть и угадать в этой тугоплазме русских явлений сегодняшний путь, сегодняшнее продвижение России.
— Расскажите о программе вашего визита.
— В наших деяниях предполагается посещение Верхней Пышмы, места, где плавят медь, места, откуда вышел и где процветает замечательный русский предприниматель Андрей Анатольевич Козицын. Это Хозяин Медной горы, создавший свою медную империю, империю, которая служит национальным интересам государства Российского, которая создает металлургическую мощь новой России. При этом вторая, другая, невидимая миру деятельность этого замечательного предпринимателя, связана с поддержанием русского народа, со спасением русского народа от бед и каверн, которые на него накинулись. Это удивительное явление, которое заслуживает осмысления, исследования и трансляции в другие регионы, в другие области русского предпринимательства.
Мы хотим посетить Уралвагонзавод, тот самый танковый завод, что во время Великой Отечественной войны и после войны был символом национального величия, национальной победы, национальной мощи а также и экономической, духовной, интеллектуальной красоты. Уралвагонзавод, который для сегодняшних либералов является исчадием ада, который подвергается насмешкам, демонизации только потому, что на этом заводе работает и служит когорта новых русских государственников, новых гвардейцев, преображенцев и семеновцев, которые готовы подпереть плечом еще слабое, шаткое, время от времени готовое рухнуть, русское государство.
И наконец, мы хотим провести наше екатеринбургское заседание, опубликовать, обнародовать и презентовать наш доклад, в котором исследуем необходимость соединения красных, советских, сталинских государственников и белых, православных монархистов и империалистов. Эти две великие русские эры находятся все еще в состоянии вражды, в состоянии непримиримой схватки. Мы же стремимся объяснить, что эти эры на высоком историческом уровне, на некоей исторической высоте уже соединились и друг другу не противоречат. Это очень важная тема. Не просто какая-то прихоть историков, исследователей прошлого. Это жизненная необходимость соединить в русском миросознании две эпохи и не дать противникам России ворваться в эту трещину, которая и по сей день пролегает в нашем миросознании, не дать им учинить разлом, учинить разгром. А такое происходит повсюду в современном мире, где стратегический противник находит слабые места в социуме того или иного государства, находит эти противоречия, эти не сваренные стыки религиозные, культурные, национальные, и вбивает в эти стыки клинья. Сначала вбиваются клинья идеологические, мировоззренческие, а потом в эти разломы влетают эскадрильи штурмовиков, превращая государство в пепел.
Указать на это, предупредить против этого ‑ такова наша задача, такова цель нашей поездки. Мы очень надеемся на то, что в наших дискуссиях, в наших встречах примут участие уральцы, уральские философы, уральские политики, экономисты, историки, концептуалисты, конфликтологи и предприниматели. Мы очень надеемся на то, что наш Изборский клуб вернется из этой поездки обогащенным, усвоив великие уроки уральской и нашей общерусской истории.
— Один из круглых столов, который вы проводите в Верхней Пышме, называется «Национальная модель экономики». Что имеется в виду? То, что российская экономика должна развиваться какими-то своими путями, отличными от другого мира?
— К сожалению, российская экономика зачастую носит контрнациональный характер. Русские ресурсы захвачены крупной компрадорской буржуазией, компрадорским олигархатом, и они питают другие цивилизации. Созданы такие машины, такие финансово-экономические помпы, которые выкачивают из России ее ресурсы и вбрасывают их в другие цивилизации, обогащают и питают эти цивилизации, а России остаются крохи. И Россия от всех этих финансовых хитростей чахнет, задыхается, ей не хватает средств ни на что: ни на дороги, ни на детские дома, ни на звездолеты. И поэтому наша экономика и этот экономический уклад, который был создан в России после 91 года, не жизнеспособны, они обречены. Они обречены на увядание, на угасание и разруху, и обрекают Россию на бунты, на протесты и на русскую смуту.
Поэтому экономисты новой волны предлагают иные экономические модели и иной экономический уклад. Это не означает какой-то особой русской национальной экономики, но это должна быть экономика, ориентированная на нужды нашего народа. Это должна быть экономика, ориентированная на русскую судьбу, на русское развитие. Я думаю, что подобные национальные модели экономики вполне могут существовать в Китае, в Иране, в других странах, в которых элита является плотью от плоти своего народа.
ИТАР-ТАСС-Урал, 18.04.2013