Из-за русофобской истерии многие европейские страны и, пожалуй, более всего страны Прибалтики, теряют в лице РФ важного стратегического партнера. Итоги 2016 года говорят о том, что антироссийские санкции ничего кроме убытков бывшим союзным республикам не принесли.

Одним из самых ярких примеров негативных решений руководства прибалтийских стран может служить потеря доходов Латвии от наиболее крупного перевалочного пункта — Вентспилсского порта. Одним из главный «клиентов» этого транспортного морского узла была Россия. Ранее «ПолитЭксперт» сообщал, что РФ решила по максимуму использовать свои порты. Теперь же стали известны суммы потерь Латвии от диверсификации российской стороной логистических схем.

Так, грузооборот Вентспилсского порта в 2016 году сократился на 16,4%. Для сравнения: в 2015 году через порт было переправлено 22,5 млн грузов, а в 2016 году этот показатель снизился до 18,8 млн тонн и будет сокращаться и далее. Об этом пишет агентство «Южный Федеральный».

По данным издания, более всего грузооборот снизился на терминале ООО «Вентспилс Нафта терминалс» (Ventspils nafta terminals), специализация которого — перевалка сырой нефти и нефтепродуктов. В 2017 год пункт вошел с сокращением объемов грузов до 7,5 млн тонн грузов, это на 22% меньше, чем в 2015 году. А ведь общая пропускная способность терминала составляет 29 млн тонн. То есть его мощность используется лишь на четверть и вот уже несколько лет показатели лишь падают.

Еще один перевалочный пункт Вентспилсского порта, занимающийся перевалкой нефти — АО «Вентбункерс» (Ventbunkers) – также констатирует снижение загрузки, а значит и сокращение прибыли. За год через него прошло лишь 2 млн тонн груза, что на 30% меньше, чем в 2015 году. При этом общая мощность терминала задействована всего на 30%.

Всего Вентспилсский порт располагает девятью терминалами, предназначенными для перевалки нефти, удобрений и других грузов. Уровень грузооборота на каждом из них существенно снизился, а надежд на то, что былые объемы восстановятся, увы, нет.

Специалисты отмечают, что в новом, 2017 году латвийские порты не ждет ничего радостного. Главная причина продолжающейся тенденции к снижению товарооборота через порты, как мы уже говорили. Заключается в том, что Россия активно стала использовать собственные порты для отправки грузов, и главным образом нефти. Ближайшие два-три года пройдут под эгидой переключения всех грузопотоков на российские логистические точки.

Сможет ли Латвия решить вопрос загрузки своих портов без России? Этот вопрос «ПолитЭксперт» задал директору Института проблем глобализации Михаилу Делягину. Он подчеркнул, что сокращение объемов нефтеперевалки на 16,4%, в общем-то, не такая большая цифра, эта цифра будет лишь расти в ближайшие два года. А вот найти замену российским компаниям, которые платили Латвии за услуги портов, будет невозможно, уверен эксперт.

«Мировые транспортные потоки проходят мимо Прибалтики. Она никому не была нужна, кроме Российской Федерации. Нужна еще отчасти Белоруссии, но белорусы предпочитают свои грузы направлять через всю Европу. Прибалтика имеет какую-то ценность только для России, но они сами лишили себя единственного рынка», — подчеркнул Делягин.

Он напомнил, что латвийские власти оглашают «бредовые идеи» о заинтересованности Китая в Прибалтике как в транспортном узле. Но китайцы — бизнесмены, для которых важны качество и вменяемость властей стран, с которыми они имеют дело. А как известно, отметил собеседник «ПолитЭксперта», и с тем, и с другим в Прибалтике большие проблемы. Кроме того, коммерсанты Поднебесной используют такие большие порты как, например, Амстердам. Поэтому им латвийские транспортные мощности не нужны в принципе.

Исходя из сказанного Михаилом Делягиным, «ПолитЭксперт» предположил, что Латвии в такой ситуации грозит получить вместо работоспособных транспортных узлов убыточные ржавеющие железяки. «А зачем Латвии работоспособные порты?», — задал встречный вопрос экономист.

«Они продадут железки на металлолом, какое-то время поживут с этими деньгами, как Украина. Из Латвии уехало, по некоторым оценкам, более четверти населения, уедут и все остальные. Ну и что?» — усомнился в дееспособности латвийских властей Делягин и добавил, что Латвия, как и вся Прибалтика, была нужна только в рамках Советского Союза, а теперь Евросоюзу исключительно как источник ненависти к России.

Винить в такой ситуации латвийским властям некого, кроме себя: несколько последних лет они руководители прибалтийских стран взяли курс на очернение России. Именно они наиболее агрессивно настаивают на продлении экономических санкций, безосновательно обвиняют Москву в недружественных шагах, что служит для них оправданием расширения баз НАТО.

Продолжать экономическое сотрудничество в такой ситуации крайне затруднительно и непрактично. Поэтому Москва приняла решение отказаться от услуг латвийских портов. Благо, в последние несколько лет Россия активно развивала свою сеть морских транспортных узлов…

ИсточникПолитэксперт
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...