Создание украинского правительства в изгнании, о котором объявил экс-премьер Николай Азаров, – шаг во всех отношениях правильный и конструктивный. Хотя бы потому, что сам Азаров был одним из самых эффективных премьер-министров Украины, это политик, который пользовался огромным уважением и авторитетом и его сохранил, несмотря на государственный переворот, который произошел в стране в 2014 году.
Кроме того, и сам Азаров, и другие члены создаваемого правительства в изгнании были в свое время назначены на свои места абсолютно законно, с соблюдением всех необходимых процедур. И так как они не признают госпереворот, который произошел на Украине, и не считают легитимными выборы ни нынешнего президента, ни Верховной рады, в которых в силу разгоревшейся гражданской войны не участвовало огромное количество населения, то имеют полное право изложить свое видение политического будущего своей страны. Думаю, многие на Украине поддержат этих людей.
Исторический опыт существования правительств в изгнании говорит о том, что это достаточно эффективный метод политической борьбы. Деятельность польского правительства в изгнании, работавшего в Лондоне, привела к тому, что страна пережила и нацистскую оккупацию, и социалистический режим и ныне является такой, о которой мечтали члены кабинета Станислава Миколайчика. Аналогично можно говорить и о других странах «восточного блока», которые были вначале захвачены Германией, потом освобождены и уже в политическом смысле оккупированы Сталиным – идеи их правительств в изгнании в конце концов воплотились в жизнь, пусть и спустя несколько десятилетий. С точки зрения государства – не такой уж долгий срок.
Думаю, на Украине все будет гораздо быстрее, хотя бы в силу нестабильности в стране. Мировая конъюнктура ныне такова, что нынешняя власть в стране может в любой момент оказаться в своего рода политической изоляции или как минимум перестать получать поддержку американского правительства, которое и было одним из инициаторов государственного переворота и свержения демократического правительства.
Путь к стабильности на Украине не в том, что одна из сторон возьмет верх – полагаю, такая победа в принципе невозможна из-за большой крови и огромных потерь, которых она потребует. Мы это видели в и 2014-м, и в 2015-м, это происходит и в Сирии: гражданская война – страшная трагедия. Остается надеяться, что мировое сообщество заставит киевские власти (в первую очередь) и оппозицию сесть за стол переговоров и договориться о нормальном политическом будущем Украины. Именно поэтому инициатива Николая Азарова кажется мне абсолютно верной, а главное – имеющей большие политические перспективы.