На осенних выборах в Государственную думу известный кинорежиссер и сценарист Владимир Бортко победил в Центральном одномандатном округе №216 в Санкт-Петербурге. Сегодня создатель фильмов «Мастер и Маргарита» и «Тарас Бульба» — первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре, входит во фракцию КПРФ. Депутатскую деятельность мастер успешно совмещает с работой в кино. В марте на экраны выходит его очередная картина — «О любви». Но разговор с Владимиром Бортко корреспондент «Красной Линии» Александр Андреев начал не с его фильмов, а с ситуации в российском кинематографе в целом.

— Владимир Владимирович, что происходит сегодня в российском кино?

— Назову некоторые цифры, и вы сами все поймете. В России производят приблизительно 82 художественных фильма в год. Из них на экран попадает только 12. Остальные до широкого зрителя не доходят. То есть их запускают лишь для того, чтобы получить деньги. А из тех двенадцати, что крутят в кинотеатрах, доход приносят, может быть, четыре, от силы шесть. Зато 86 процентов фильмов в российском прокате — американские. Почти все кинотеатры в России, это 2,5 тысячи экранов, в той или иной степени принадлежат американцам. Они купили или построили их для себя и продают там свою продукцию. Причем кинотеатры у нас освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Так что Россия спонсирует Голливуд примерно на 100 — 120 миллионов долларов в год.

— Очень нерадостно.

— Есть объективные вещи, которые трудно изменить. Не только это. Например, кто у нас ходит в кино? В основном зрители от 12 до 38 лет. Старшее поколение предпочитает телевизор. У меня часто спрашивают: «Почему в кинотеатрах не показывают такие же фильмы, какие мы любили в молодости?» Да потому, что они перекочевали на телевидение. Те, кто сидит сегодня в кинотеатрах, хочет смотреть другое кино, со спецэффектами. А оно стоит больших денег. Производство одного американского блокбастера обходится дороже, чем все российские фильмы вместе взятые.

У нас таких денег нет.

— На что тогда надеяться?

— Лично я жду того времени, когда наши зрители захотят увидеть на экране свою собственную жизнь. И найдутся люди, которые смогут это снять и показать. Может быть, не я, не представители моего поколения режиссеров, но рано или поздно это произойдет.

— Уверены?

— Конечно. Нужно только найти правильный жанр, написать хороший сценарий. И рассказать людям о том, что они действительно хотят видеть. Ведь человек приходит в кино, чтобы посмотреть что-то о себе. Сегодня из четырех билетов в кинотеатр три покупают девушки от 16 до 22 лет. А где фильмы про молодых женщин?

Их нет!

— Поговорим об интересах людей более старшего возраста. Знаю, что вы написали сценарий к фильму о Сталине. Но до съемок дело не дошло. Почему?

— Сценарий прочитали, сказали: «Давай сделаем так, чтобы Сталин на 70 процентов был плохим, а на тридцать — хорошим». Я на это ответил, что у меня трудности с процентами.

— Какой период жизни Сталина вы описали?

— От Великой Победы в 1945-м до его убийства в 1953 году.

— Вы уверены, что это было именно убийство?

— На сто процентов! В нем были заинтересованы все — от империалистов Трумэна и Черчилля до ближайшего сталинского окружения. Сталин готовил большие изменения в стране. Но тогда многие из сталинского окружения стали бы не нужны. Этого и боялись.

— Есть перспектива когда-нибудь все-таки снять такой фильм?

— Думаю, есть. И не только фильм. Меня недавно спрашивали, как я отношусь к памятнику Сталина. Отвечаю: «Такой памятник будет, и не один». Потому что вычеркнуть из памяти народа выдающуюся личность Сталина невозможно. Народ помнит все. Помнит плохое, но помнит и хорошее. А Сталин делал для народа в основном хорошее. Мы все живем сегодня на белом свете в какой-то степени благодаря тому, что именно Сталин руководил страной и армией в годы Великой Отечественной войны.

— Что вы считаете главным достижением советской эпохи?

— Как ни парадоксально, это не каналы и не заводы. Главное — мы были никем, а стали всем. Советская власть работала на то, чтобы сделать человека лучше. Прежде всего — поднять уровень культуры. Моя мама, 1921 года рождения, жила на Украине в селе Большая Александровка. И уже в девятом классе участвовала в постановке «Ромео и Джульетты». В 1937 году, в деревне! Да, там был свой театр. Вот над чем работала Советская власть. Главное — воспитать человека.

— Почему сегодня вы с КПРФ?

— Как почему? Потому что это единственная партия, реально защищающая мою страну. Когда говорят: «Госдума приняла, Госдума решила», то это по меньшей мере неправильно, даже нелепо. Потому что в Думе большинство имеет партия «Единая Россия». И принимает все, что приходит «сверху». Госдума сегодня — это ширма для законов, которые пишутся в другом месте. А КПРФ против этого.

Есть и другие причины быть с коммунистами. За шесть тысяч лет в человеческой цивилизации изменилось буквально все. Компьютер, «умная железка», играет в шахматы с чемпионом мира и обыгрывает его. Фантастика! И только одно осталось, как и прежде. Шесть тысяч лет назад действовало правило: «Человек человеку волк». Вот это и не изменилось. И лишь единственный раз в человеческой истории появилась идея: давайте не будем друг другу волками, постараемся быть людьми. Может быть, с первого раза это не очень получилось. Но это была только первая попытка, поверьте. Такие попытки надо продолжать, иначе человечество погибнет.

Оглянитесь вокруг: что происходит с природой? Кто вырубил сорок процентов лесов на Земле и продолжает рубить со страшной силой, сокращая количество кислорода? Кто отравил всю рыбу в Мировом океане? Люди. А почему? А потому, что, как известно, если капиталист увидит триста процентов прибыли, то нет такого преступления, на которое он не пойдет ради нее. И поэтому я с КПРФ.

— А что вы можете сказать о либералах? О российских либералах?

— Давно убедился, что странная это вещь — русский либерал. Что такое либерализм? Это отрицание традиционного порядка вещей. Но русский либерал отрицает не порядок вещей, а саму Россию. И радостно потирает руки, когда с его страной что-нибудь случается. Возникает какая-нибудь ошибка, и он дико радуется этому. Начинает бить свою страну, забывая о том, что бьет собственную мать.

— Как вы чувствуете себя в Госдуме среди «единороссов»? Не возникает вопрос: «А я-то что тут делаю?»

— Нет, не возникает. Потому что вода камень точит. И основная работа происходит не в зале, а в комитетах. Поэтому чего-то можно добиться. Конечно, «партия власти» делает практически все, что хочет. Например, протащила вступление России в ВТО, чтобы якобы «торговать на равных». Но как можно торговать на равных при нынешнем состоянии экономики? Чем мы можем торговать? Пенькой, медом, салом?

Это в прошлом. Теперь это нефть, газ, лес. Кому-то — меньшинству — это выгодно. А всем остальным нет. И об этом надо говорить.

— Владимир Владимирович, что думаете о происходящем на Украине? Вы там довольно долго жили в молодости…

— Да, это так. Сегодня народу внушают, что Россия появилась на свет 12 июня 1990 года, когда была принята Декларация о государственном суверенитете. Такой у нас теперь «день рождения». Но это же просто смешно! Родословную нашего государства надо вести с крещения Руси, когда мы были вместе с теперешними Украиной и Белоруссией. А если так, то отделение Украины от России подобно отделению левой ноги от правой. Это невозможно, это бред. И он играет на руку нашим «друзьям» за океаном. Еще в начале 1990-х годов Збигнев Бжезинский в книге «Великая шахматная доска» писал, что с Украиной Россия великая держава, а без Украины — нет. Поэтому главные усилия были направлены на то, чтобы оторвать Украину от России. Это понимали и Гитлер, и Наполеон. И те 5 миллиардов долларов, которые американцы потратили на промывку мозгов украинцам, сделали свое дело. Мой друг с Украины, с которым мы учились в институте и знакомы сорок лет, прислал мне письмо: «Больше не звони, не пиши, знать тебя не хочу». Возвращение Крыма в Россию он воспринял как кровную обиду.

Россия для него теперь — страшный агрессор.

— С таким отношением ничего не поделать?

— Надо делать. Не пускать на самотек, как было раньше. Допустим, 4 ноября мы, в России, отмечаем дату, связанную с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 году. Во главе движения стояли Минин и Пожарский. Но основной удар нанесли запорожские казаки во главе с гетманом Сагайдачным. Об этом мало говорят, а говорить надо. Потому что через 42 года собралась Переяславская рада, и запорожцы решили объединиться с Россией.

Уверен, что все вернется назад. Мы снова будем вместе. Говорю об этом совершенно ответственно.

ИсточникКПРФ
Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...