16 февраля 2017 г. в Изборском клубе на Ильинке был заслушан доклад, подготовленный экспертами Прибалтийского отделения Клуба под руководством председателя отделения, д.э.н. А.В. Гапоненко.
В обсуждении в формате скайп-конференции приняли участие представители зарубежных отделений Изборского клуба, а также федеральные эксперты Клуба, специалисты по международному праву.
Со вступительным словом к экспертам обратился первый заместитель председателя Изборского клуба Олег Розанов:
– Разговоры о поддержке российских соотечественников и всего русскоговорящего населения бывшего Советского Союза ведутся с начала 90-х. С разной степенью эффективности с ними работают российские фонды и Министерство иностранных дел. Однако юридический статус русских за рубежом до сих пор не определен.
Оценки численности наших соотечественников за границей разнятся. Однако на момент распада Союза их было точно не меньше 20 миллионов. Это не только потенциальные граждане, которые могут и должны вернуться на Родину, но и точка опоры в нашей внешней политике.
Введение юридически фиксированной формы квазигражданства или Карты русского позволит зафиксировать статус наших соотечественников и выстроить с ними долгосрочные отношения.
Мы считаем, что внедрение такой Карты в текущих условиях — исключительно благотворно как для России, так и для ее соотечественников. Пусть никого не смущает, что речь идет именно о Карте русского, а не россиянина. Данный инструмент предполагается для работы за пределами России, а там все россияне воспринимаются как русские. И это правильно, поскольку «русский» — понятие цивилизационное, оно исторически мирно объединяет в себе все народы России. Карта русского — это не абстрактные рассуждения о необходимости собирания Русского Мира, а конкретное дело в указанном направлении. И это дело ждет грамотного и квалифицированного исполнения.
Именно для этого мы здесь сегодня и собрались. Постоянный эксперт Изборского клуба Александр Гапоненко представит свой доклад по указанной теме, а вслед за этим все участники скайп-конференции и присутствующие эксперты смогут высказаться по этому поводу. Передаю слово Александру Гапоненко.
Александр Гапоненко – доктор экономических наук, директор Института европейских исследований (Латвия), почетный профессор Балтийской международной академии, председатель Прибалтийского отделения Изборского клуба:
– В настоящее время происходит интенсивный процесс строительства русской нации – общности людей, которые следуют в своей жизни русским духовным ценностям, вне зависимости от своего этнического происхождения. Процесс строительства любой нации, в том числе русской, основан как на самоформировании индивидов, так и на деятельности социальных институтов по их формированию: церкви, школ и университетов, театров и библиотек, музеев и галерей, средств массовой информации.
Российское государство обеспечивает силовую защиту процесса формирования русской нации от разрушающего воздействия конкурирующих этносов и их союзов (цивилизаций). Российское гражданство есть устойчивая связь членов русской нации с российским государством, которое обеспечивает их силовую защиту. Российские граждане, в свою очередь, обязаны защищать свое государство.
Около четверти всех членов русской нации живет за пределами России – в «рассеянии». Правильнее всего этих русских определить, как членов Русской цивилизации или Русского мира. Однако сейчас их именуют «российскими соотечественниками». Только менее десяти процентов всех соотечественников являются российскими гражданами. Причина непринятия русскими рассеяния российского гражданства заключается в том, что это ведет к резкому ухудшению их социально-экономического положения в странах проживания.
Девяносто процентов проживающих за рубежом русских имеют иностранное гражданство, либо не имеют гражданства вообще. Это сильно затрудняет для России возможность обеспечить их право на воспроизводство идентичности, а в случае возникновения опасности – эффективно взять под свою силовую защиту.
В ситуациях, когда жизни и здоровью членов русской нации, живущих за рубежом, угрожает опасность, они в массовом порядке принимают российское гражданство, организовывают референдумы и выражают на них волю по присоединению к России. Россия в той или иной форме встает на их силовую защиту.
Так было в Крыму в 2014 г, в Южной Осетии и Абхазии в 2008 г., в Приднестровье в 1992 г. Начиная с 2014 г. Россия оказывает поддержку русским в ДНР и ЛНР.
В тех случаях, когда зарубежные русские подвергаются этнической дискриминации, понуждаются к выезду из стран своего проживания, но их жизнь и здоровье не подвергаются прямой угрозе, – у России нет средств для их силовой защиты. Нет даже политических инструментов их учета, выявления и артикулирования их мнения.
Наиболее яркий пример такой ситуации – это лишение основной части русских Латвии и Эстонии прав гражданства после распада СССР, превращение их в неграждан. Неграждан лишили права на использование родного русского языка, получения образования на нем, было прекращено финансирование русских культурных институтов из государственного бюджета, введен запрет на работу СМИ, представляющих «русскую» точку зрения. Россия на эту политику «мягкой» ассимиляции русских реагирует только принятием заявлений МИДа. Наряду с Латвией и Эстонией, в условиях сильного этнического давления находятся русские Литвы, Украины, Туркменистана, Грузии.
Представляется, что в случаях «мягкого» давления на живущих за рубежом русских Россия может применять инструмент квазигражданства, то есть устанавливать с ними частичную правовую связь.
Инструмент квазигражданства применяли и применяют Великобритания, Франция, Испания, Португалия в отношении части жителей своих бывших колоний (заморских территорий) для того, чтобы сохранить для них возможность быть, соответственно, членами Британского мира, Французского мира, Испанского мира, Португальского мира.
Критерием вхождения в цивилизационный мир при этом выбираются: освоение соотечественниками в колониях языка, культуры, традиций, образа жизни, принятие ими веры наций, образовавших метрополии. Этническое происхождение, раса соотечественника не имеют определяющего значения. Этим британским, французским, испанским, португальским соотечественникам предоставлялось и сейчас предоставляется гражданство с ограниченными правами, которое, тем не менее, позволяло нациям метрополий поддерживать их национальную идентичность и защищать в случае необходимости.
Новые европейские страны, приступив к строительству наций, также широко используют инструмент квазигражданства для своих зарубежных соотечественников. Это, например, Хорватия, Словения, Польша, Венгрия. Они предоставляют соотечественникам практически равные с гражданами права на своей территории, за исключением прав избирать и быть избранным в органы власти и не призывают их на воинскую службу.
Наибольшую известность получила выдача «новыми» восточноевропейскими странами идентификационных документов: «карты поляка», «карты венгра». Практически, это квазипаспорта.
Может показаться парадоксальным, но квазигражданство используют и этнократические власти Латвии и Эстонии. Только они делают это не для того, чтобы консолидировать ядра латышской и эстонской наций со своим рассеянием. Инструмент «негражданства» латыши и эстонцы используют для того, чтобы «отправить» проживающих вместе с ними в одной стране русских во «внутреннюю правовую эмиграцию». Русских юридически «депортируют», но фактически оставляют жить в стране. Применение статуса «негражданин» позволяет лишать русских в этих прибалтийских странах не только возможности избирать и быть избранными, но и большинства прав на воспроизводство их этнической идентичности.
Технология «отправки» неграждан во «внутреннюю правовую эмиграцию» отработана в Латвии и Эстонии до совершенства. Например, Латвия лишила в 1991 г. гражданства почти 900 тыс. русских или треть всего населения. Они были внесены в специальный Регистр населения, им выдали паспорта неграждан. В стране принято около сотни законов, которые ограничивают права русских с помощью института «негражданства». Латвией обеспечено международное признание статуса неграждан, несмотря на возражения ООН, Совета Европы, ОБСЕ и прочих международных организаций.
Введение квазигражданства для живущих за рубежом русских позволит осуществить в отношении них, образно говоря, «внешнюю правовую иммиграцию» в Россию. Оно позволит отчасти включить зарубежное русское население в процесс воспроизводство русской идентичности на территории России. Возникшая правовая связь позволит также идентифицировать людей, которые подлежат силовой защите в странах проживания, в случае необходимости. Начнется процесс структуризации русской диаспоры, и ее консолидация с ядром русской нации в России.
Российские квазиграждане, в свою очередь, будут обязаны защищать за рубежом русские духовные ценности, включая ценности, проповедуемые православием, поддерживать русскую культуру и язык, распространять «русскую» точку зрения на окружающий мир и на Россию в том числе.
Квазигражданство будет указывать на частичную принадлежность человека к России как государству и полную принадлежность человека к Русскому миру. Квазигражданство целесообразно оформляться посредством выдачи Россией паспорта «Гражданин Русского мира».
Историческим аналогом паспорта «Гражданин Русского мира» является нансеновский паспорт или, иначе паспорт «Гражданина Мира», который выдавался как раз для установления хоть какой-то правовой защиты русских беженцев после Октябрьской революции в России.
Присвоение российского квазигражданства должно идти на основании добровольного волеизъявления человека быть гражданином Русского мира. Присваивать его должны уполномоченные на то органы российской исполнительной власти. Например, это может быть департамент МВД РФ и его представительства за рубежом, которые отвечают сейчас за реализацию программы добровольного переселения соотечественников в Россию. Этот же департамент мог бы вести электронный Реестр российских квазиграждан.
Критерием отбора претендентов на выдачу российского квазигражданства должно быть знание ими русского языка, основ русской культуры, истории, законодательства, обрядов, традиционной веры.
Квазигражданства можно будет лишать в установленном законом порядке за деятельность, направленную против русской нации, России и Русского мира.
Квазигражданство предполагает участие человека в работе зарубежных русских общин, в их территориальных и страновых объединениях. Расширение и активизация деятельности этих общин после введения института российского квазигражданства позволит структурировать и консолидировать проживающих за рубежом русских. Российские посольства за рубежом будут оказывать поддержку этим процессам так, как они оказывают сейчас поддержку деятельности Координационных советов российских соотечественников и их подразделений.
В России уже существует инфраструктура, которая может обеспечить деятельность квазиграждан. Это агентство «Россотрудничество», фонд Русский мир, Фонд правовой помощи соотечественникам, Фонд им. А. Горчакова.
Фонд «Русский мир» вместе с Координационными советами российских соотечественников уже давно проводят ежегодные страновые конференции российских соотечественников и Всемирную Ассамблею Русского мира раз в четыре года. Это прообраз структур организации власти квазиграждан в Русском мире.
Квазигражданам целесообразно предоставить право избирать своих представителей в особые палаты (зарубежные департаменты) при Государственной Думе, Совете Федерации, Общественной палате РФ. В этих палатах они будут иметь право совещательного голоса. Подобного рода представительства могут действовать и при исполнительной власти. Уже сейчас при МИДе РФ действует Всемирный совет российских соотечественников.
Статус гражданина Русского мира должен обеспечивать безвизовый въезд в Россию. Требуется также предоставление гражданам Русского мира беспрепятственного доступа к получению образования на русском языке, к услугам культурных учреждений в России. Квазигражданам должны предоставляться преимущества при устройстве на работу в России, по сравнению с иностранцами. Российским квазигражданам следует предоставлять льготы при получении российского гражданства, как заграницей, так и при переезде на постоянное жительство в Россию.
Для российского квазигражданства вполне возможно добиться международного признания, как этого добились Латвии и Эстонии для неграждан.
Претендовать на гражданство Русского мира смогут только бывшие граждане Российской империи и СССР, а также их потомки. Квазигражданство будет эффективным барьером на пути мощной экономической миграции из республик Средней Азии и Закавказья, поскольку их жители уже не владеют русским языком, не осваивают русскую культуру.
Одновременно квазигражданство позволит привлечь в ряды сторонников русской нации, России, Русского мира достаточно большое количество представителей титульных этносов в бывших союзных республиках. Они сейчас не готовы отказаться от своего гражданства, но готовы принять гражданство Русского мира. Это существенно ослабит русофобские настроения, царящие в некоторых постсоветских республиках.
Сергей Середенко (Эстония) – сопредседатель Прибалтийского отделения Изборского клуба, заведующий отделением права Института европейских исследований (Латвия), скайп-выступление:
– Современная политика РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, упирается в два вопроса: вопрос статуса соотечественников и вопрос построения и экспансии Русского мира. Как итог, Русский мир сегодня строят все – по веточке, по бревнышку. Получается величественный шалаш. Шалаш, который уже грозит обрушиться. Нужен проект. Нужны строители – соотечественники.
При решении вопроса статуса соотечественников постоянно всплывает тема «карты русского», которая суть – квазигражданство. Вместе с тем количество инструментальных/политических решений в отношении гражданства РФ, «расширения» гражданства РФ могут обрушить само понятие, идею и институт гражданства. Иными словами – «пристройки» к гражданству РФ ещё и квазигражданства первое может и не выдержать. Количество жизненных драм может перейти в качество и породить такое социальное недовольство, что Русский мир будет дискредитирован, как идея, и похоронит под собой гражданство России, как институт. Действительно, почему русский из Казахстана годами не может получить российское гражданство, а Жерар Депардье – в одночасье? Гражданству России тоже нужна идея.
Во избежание этого феномен гражданства РФ должен быть сначала исследован научными методами, детерминирован и политически признан (узаконен). И прежде всего, должен быть определён объект исследования.
В настоящий момент можно констатировать у гражданства РФ двух «расширений» – вертикального и горизонтального. Вертикальное расширение вверх – Союзное государство России и Белоруссии, СНГ, страны бывшего СССР и территории Российской Империи. Вертикальное расширение вниз – гражданство Татарстана, Карелии и др. Паспорт гражданина РФ не содержит и намёка на вертикальное расширение вверх, а вертикальное расширение вниз требует особого знания – так, по прописке в Казани можно опознать гражданина Татарстана.
Горизонтальное расширение – (исключительные) граждане РФ за рубежом, граждане РФ с двойным гражданством и граждане РФ, являющиеся также гражданами условно непризнанных государств. К горизонтальному расширению следует также отнести неопределённую группу соискателей российского гражданства, основной целью которых является достижение безопасности (не беженцы) – например, «уже 50 тысяч косовских сербов желают получить гражданство России, чтобы «предотвратить исламизацию»».
Понятно, что предметом первоочередного внимания является «полноправное» (термин ad hoc) гражданство РФ. «Полноправных» граждан РФ в первую очередь отличает наличие «внутреннего» паспорта и регистрации на территории РФ. Необходимо составить каталог совпадений и различий между корпусом прав и обязанностей «полноправных» граждан и «других» граждан РФ – работа, аналогичная той, что провели в Латвии по каталогизации различий в правах между гражданами и «негражданами». Этот каталог, исходя из смысла гражданства, должен состоять, прежде всего, из гражданских, политических и социальных прав.
Составление каталога должно идти сразу с двух сторон – «сверху» и «снизу». Для последнего целесообразно провести соответствующую социальную кампанию. Заполнение каталога «снизу» призвано обозначить в первую очередь неочевидные различия и «серую зону». Так, например, во Владимире гражданин РФ из Эстонии не смог получить в ЗАГС свидетельство о разводе на том основании, что оно выдаётся «по месту регистрации», а регистрации в РФ у него нет. Окончание составления каталога означает переход к следующим действиям: ликвидации «серой зоны» (корректировка законодательства) и передачи «полноправного» каталога философам права.
Осмысление гражданства РФ должно затронуть и его качественное содержание. Гражданство РФ – это привилегия (как в Эстонии и Латвии), статус, отсутствие статуса, право человека или что-то еще?
Антиглобалистский тренд и разворот к ресуверенизации означают одновременно переход к интенсивным поискам национальной идентичности, квинтэссенцией которой является гражданство. В этом смысле Россия действительно, согласно определению Д.А. Медведева, «молодое государство», т.к. «нормальное», «буржуазное» гражданство появилось в РФ впервые только в 1991 году – до этого было «советское». Согласно определению, данному в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Понятно, что это определение является совершенно неудовлетворительным, начиная с того, что постоянно проживающий в РФ иностранец и РФ тоже обладают устойчивой «совокупностью взаимных прав и обязанностей».
Сама идея гражданства является производной от идей свободы и равенства. (Само наличие каталога различий говорит о том, что равенства среди граждан РФ нет). Согласно В.П. Малахову, системообразующими идеями русского/российского правосознания являются идеи правды, милости, страдания и служения. Можно ли из них вообще вывести идею гражданства? На этот вопрос как раз и призваны ответить философы права, снабжённые эмпирическим материалом – «полноправным» каталогом прав и обязанностей гражданина РФ. Или гражданство РФ обретет идею, или идея ляжет в основу чего-то, что не будет гражданством в западном понимании. Вопрос совершенно принципиальный, потому что от ответа на него зависит ответ на вопрос о том, что же это за субъект – «Мы, народ…».
Результат работы философов права на сегодняшний день непредсказуем. С учётом того, что в каждом конкретном случае определение гражданства является «сущностно оспариваемым», вполне вероятно, что и сама идея гражданства не подходит для России. Если же сама идея и институт гражданства для России приемлемы, то результат работы философов права должен быть передан правотворцам для формулирования определения российского гражданства с целью закрепления его в российском законодательстве.
«Другая» сторона вышеупомянутого каталога должна пройти тот же путь, но с другой целью – целью формулирования «идеи соотечественника». Только такой подход может считаться естественно-правовым – позитивистский подход уже обнаружил свои многочисленные слабости. На настоящий момент можно констатировать, что «соотечественникам» присуща исключительно «культурная лояльность» России при том, что культурные права в «набор» гражданства в общем случае не входят.
Практикум. Для того, чтобы продемонстрировать необходимость составления каталога как «сверху», так и «снизу», достаточно привести в качестве примера актуальную дискуссию, случившуюся на Балтийском форуме, который проводило правительство Ленинградской области два года назад. Вопрос поднял участник форума из Литвы, который указал на то, что уволенные работники Игналинской АЭС не смогли переехать в Россию по программе переселения соотечественников и найти работу по специальности, т.к. перед ними встала «проблема первого отдела». Литва – страна НАТО. Такую разницу в правах вряд ли можно было обнаружить, исследуя каталог только на материале российского законодательства. С учётом того, сколько иностранцев привлекли на российскую службу Петр и Екатерина Великие, такой подход вряд ли можно считать российской традицией.
… А атомщиков с Игналинской АЭС без всякой помпы забрала к себе Белоруссия. И украинских атомщиков – тоже.
Владимир Букарский – исполнительный директор Молдавского филиала Изборского клуба:
– Молдавское отделение Изборского клуба с большим вниманием отнеслось к инициативе нашего друга и единомышленника Александра Владимировича Гапоненко, и провело небольшой SWOT-анализ этой инициативы.
Главной сильной стороной карты российского соотечественника станет то, что этот документ будет средством защиты соотечественников как внутри России, так и в странах их проживания. Эта карта станет обязующим средством реагирования для российских чиновников и дипломатических работников в случае ущемления прав тех людей, кто идентифицирует себя как русские (российские) соотечественники. Кроме того, эта карта вызовет у миллионов русских людей, оказавшихся за пределами России, чувство сопричастности к Русскому миру. Эти люди смогут более активно принимать участие в общественных дискуссиях, в том числе по внутрироссийским проблемам.
В то же время, следует признать, что у данной инициативы есть и немалые риски. Во-первых, эта карта сразу же станет маркером «пятой колонны России» для этих людей в странах их проживания и станет поводом для их преследований в наиболее русофобских государствах (Украина, Грузия, страны Прибалтики) вплоть до лишения их гражданства. В условиях таких стран, как Белоруссия, Молдова, Азербайджан, Казахстан или Киргизстан, выдача таких документов может отрицательно сказаться на популярности дружественных России политических сил. В частности, у молдаван, в основной своей массе симпатизирующих России, могут возникнуть вопросы, которые не замедлить озвучить их национальная квазиэлита, не вполне дружественная в отношении Москвы.
Во-вторых, непонятно, кто будет иметь право на данный документ и по каким критериям. Непонятно, кто его будет раздавать. Не повторится ли история с раздачей российских паспортов в ряде стран, где этим занимались нечистоплотные аферисты? Не будет ли это благое дело отдано на откуп «официальным» общинам – так называемым «профессиональным русским», тесно связанным с истеблишментом стран их проживания? Не возникнет ли такая ситуация, что эти карты будут приобретать все, кому не лень, в том числе путём коррупции?
В-третьих, необходимо учесть, что и в России проживают в немалом количестве этнические и религиозные меньшинства. Например, мусульмане составляют 10% населения Российской Федерации. Не вызовет ли раздача «карты русского» аналогичные инициативы с раздачей «карты мусульманина» со стороны Катара, Саудовской Аравии либо радикально-исламистских квазигосударственных образований?
Наконец, в-четвёртых, у определённой части политиков возникнет новое желание разыграть этническую карту и исключить из числа людей, которые могут претендовать на этот документ, представителей комплиментарных по отношению к России этносов – например, гагаузов и болгар в Молдове, абхазов и осетин на Кавказе, алавитов в Сирии. Как быть с теми же гагаузами и болгарами, которые на выборах дают почти 99% кандидатам, выступающим за единство с Россией? И не стимулирует это, опять же, Турцию и Болгарию к раздаче в этих районах своих карт соотечественников?
Подведём итог: мы считаем, что карта соотечественника в принципе нужна. Но перед тем как внедрять эту инициативу, надо тщательно оценить все риски, которые при этом могут возникнуть.
Стариков Андрей Дмитриевич – Эксперт Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ имени М.В. Ломоносова:
– Применение Россией квазигражданства для консолидации русской нации, консолидации соотечественников внутри русских диаспор и защиты их прав может быть связано с рядом рисков, которые должны быть обозначены и учитываться при использовании этого инструмента. Для оценки таких рисков целесообразно обратиться к польскому опыту – к практике выдачи так называемой «Карты поляка».
Карта поляка представляет собой документ, подтверждающий принадлежность лица – гражданина одной из стран СНГ и Балтии, к польскому народу. Владелец Карты поляка имеет ряд прав негражданского характера: право на бесплатную долгосрочную многократную визу; право работать и заниматься предпринимательской деятельностью на тех же основаниях, что и граждане Польши; право пользоваться на территории Польши бесплатной системой образования и бесплатной экстренной медицинской помощью и т.д. Для владельцев Карты поляка также предусмотрена упрощенная процедура получения польского гражданства.
Практика использования Польшей инструмента квазигражданства сталкивается с критикой и противодействием со стороны правительств сопредельных государств, где идет активная раздача Карты поляка. Так, в 2011 году Конституционный суд Республики Беларусь постановил, что Карта поляка «не соответствуют общепризнанным принципам суверенного равенства государств и невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства». В феврале 2012 года в Республике Беларусь вступают в силу поправки к закону «О государственной службе», запрещающие чиновникам, силовикам и парламентским депутатам быть держателями Карты поляка. В конце 2014 года этот запрет был расширен и на депутатов местных советов.
Попытки ограничить использование Польшей инструмента квазигражданства для внешнеполитического влияния предпринимались и в Литве, где польское меньшинство является наиболее крупным национальным меньшинством. В 2012 году в Сейм прибалтийской республики была внесена поправка о запрете обладателям Карты поляка избираться в парламент, однако эта поправка не была принята.
На Украине отношение к практике раздачи Карты поляка спокойнее, так как общая численность поляков, оставшихся здесь после переселенческой политики второй половины 40-х гг. прошлого века, довольно незначительна. Но и тут польский инструмент квазигражданства порой становится предметом критики.
Таким образом, Россия при использовании инструмента квазигражданства для консолидации своих соотечественником и защиты их прав должна быть готова к аналогичному и даже более агрессивному противодействию. Власти недружественно настроенных к России государств, где проживает значительное русскоязычное меньшинство – Украина и страны Балтии – могут повторить белорусский опыт, запретив держателям российского квазигражданства занимать государственные должности, и избираться в органы законодательной власти, а также расширить и ужесточить этот опыт. Наиболее активные представители русских диаспор в обозначенных странах, пытающиеся отстаивать права российских соотечественников парламентским путем, могут быть поставлены перед дилеммой: участие в выборах и статус депутата или российское квазигражданство. Наличие же лояльных России депутатов в органах законодательной власти сопредельных государств отвечает как внешнеполитическим интересам Российской Федерации, так и интересам русских диаспор в этих странах.
С другой стороны, именно такие политики, пользующиеся поддержкой русского меньшинства, должны быть «законодателями моды» на получение российского квазигражданства. Ситуация, в которой власти недружественных сопредельных государств поставят этих политиков перед дилеммой – «российское квазигражданство» или «статус депутата», – а большинство из них, руководствуясь политической целесообразностью, выберут второе, будет работать на размежевание русских диаспор.
Подобные риски необходимо учитывать при решении использовать инструмент квазигражданства в целях консолидации русской нации, защиты прав русского меньшинства в иностранных государствах или внешнеполитического влияния.
Валентин Радаев – заместитель директора Русского Культурного Центра «Соборная площадь» по взаимодействию с религиозными и общественными организациями, православный публицист:
– Паспорт Русского мира, дающий право на льготы и привилегии, связанные с принадлежностью к Русской цивилизации, может обернуться для его владельцев поражением в правах и ограничениями в местах их постоянного пребывания за рубежом.
В этой связи уместно рассмотреть возможность индивидуального или коллективного вступления занимающих активную жизненную позицию и мировоззренчески связанных с Русским миром соотечественников в ряды Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), который был создан в мае 1993 года, в трудный период национальной истории, когда русский народ остро нуждался в объединении. На протяжении долгих веков русские проживали на территории одной страны, были объединены общей государственностью и общими духовными ценностями. Начиная с 1991 года русские стали разделённым народом, о чем было прямо сказано уже в одном из самых первых заявлений Собора. В этот период инициативу объединения всех русских людей, независимо от страны проживания и политических взглядов, взяла на себя Русская Православная Церковь. Вдохновителем, духовным вождем Собора стал нынешний Глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В Президиум и Совет ВРНС входят известные российские политики и общественные деятели, представители мира науки, культуры и образования, военачальники, соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья. В работе VI ВРНС, проходившего в декабре 2001 года и посвященного теме «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох», принял участие Президент России Владимир Владимирович Путин.
Святейший Патриарх исходит из того, что Всемирный Русский Народный Собор должен объединять местные элиты, приобщать эти элиты к тем мыслям, которые генерируются в недрах ВРНС, чтобы последствия имели влияние на местную культуру, на систему образования, на общественный климат в том или ином регионе.
Структура Собора включает, помимо вышеупомянутых органов, Бюро Президиума ВРНС, Секретариат ВРНС, Экспертный центр ВРНС и Правозащитный центр ВРНС. Собор имеет сеть региональных (в Архангельске, Екатеринбурге, Калининграде, Ставрополе, Тюмени) и зарубежных отделений ВРНС (в Абхазии, Приднестровье, на Кипре и ряде других стран). В составе его коллективных членов присутствуют авторитетные общественные организации: РОО «Московские суворовцы», Межрегиональная общественная организация «Клуб «Русский предприниматель» и целый ряд других объединений. Святейший Патриарх поставил перед Бюро Президиума ВРНС задачу развивать Собор не только как общественный форум, но и как постоянно действующую организацию.
21 июля 2005 года Всемирному Русскому Народному Собору был предоставлен специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций. Тогда же было создано представительство ВРНС при ООН. В июле 2013 года ВРНС впервые провёл масштабную культурную акцию в Литве: общественный форум «Русская неделя в Друскининкай». По итогам этой акции было принято решение о создании представительства Всемирного Русского Народного Собора в Литовской Республике.
Будучи на протяжении многих лет всероссийской трибуной общественной мысли, ВРНС ежегодно проводит Соборы, организует Соборные слушания и региональные форумы, имея реальную возможность объединить всех нравственно ответственных и патриотически ориентированных соотечественников вокруг идеи Русского мира.
В качестве идеологической платформы такого объединения способна выступить принятая Собором Декларация русской идентичности, раскрывшая понимание «русскости» как явления. По словам Патриарха Кирилла, «русскость» как феномен, объединяющий другие национальности и создающий единое пространство для огромной страны, сегодня, как и вчера, как и всегда, сколько существует великая Россия как многонациональное государство, является важнейшим фактором, сохраняющим нашу страну, ее статус».
В Декларации русской идентичности содержатся контуры Концепции солидарного общества, призывающей соединить всё самое лучшее и ценное из различных эпох нашей истории в великом синтезе религиозных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской Империи, социальных императивов солидарности и равенства, провозглашённых в советском обществе, справедливом стремлении к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Подобную идеологическую модель можно описать формулой «вера — справедливость — достоинство — солидарность — державность».
Преимущество способа духовно-нравственного объединения соотечественников на основе принадлежности к Русской цивилизации через членство в ВРНС состоит в том, что оно не только не нарушит их связи с российским государством через уже существующие институты культурного взаимодействия с исторической Родиной, но дополнит и обогатит их новыми формами и методами идеологической работы с ними.
Не видя в лице ВРНС конкурента, а сотрудничая с ним в интересах объединения Русского мира, российское государство будет готово выделить необходимые средства на выпуск социальных карт зарубежного соборянина ВРНС, дающих право на льготы и привилегии, связанные с принадлежностью к Русской цивилизации, перечень которых может включать безвизовый порядок пересечения границы при въезде в Россию, бесплатный проезд в общественном транспорте Москвы, льготы при обучении студентов, при посещении ряда театров и музеев столицы, а также оказании медицинской помощи зарубежным соборянам.