Субботним утром «очередь на Серова» спустя много месяцев повторилась у здания Государственного Исторического музея. Его в буквальном смысле штурмовали, а охранник из последних сил держал двери, повторяя, что мест нет. Здесь выступал с лекцией «Февраль 1917 года: что это было?» глава Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря епископ Тихон (Шевкунов).
Такой ажиотаж немного сглаживал эффект от представленного лектором в самом начале ролика: на вопрос «Кого и когда свергли большевики?» люди в основном отвечали «Не знаю». Хотя мелькал и Николай I, и даже Александр I.
— Это симптоматично, — грустно констатировал владыка Тихон, рассказывая, что среди опрошенных был аспирант, учитель английского, журналист и другие с высшим образованием.
Вспоминая, что в советской школе всех учили, что произошла буржуазная революция, верхи не могли править по-старому, а низы не могли жить по-старому, он озвучил красноречивые цифры.
— История о «прогнившем» царском режиме как была, так и остается. За 20 лет правления, как нас убеждают, слабого, никчемного императора население возросло на 50 миллионов человек. По темпам роста промышленной продукции Россия обогнала США к 1913-1914 годам, по темпам роста она была как Китай, входила в пятерку экономик мира. Россия была житницей Европы, — напомнил епископ Тихон. — Историк Иван Солоневич писал: «Россия погибла от сплетен и клеветы».
Первый же вопрос слушателей был о злополучной «Матильде» — выходящем в октябре фильме Алексея Учителя о романе Николая II с балериной Кшесинской, проверить который дважды поручала депутат Госдумы Наталья Поклонская. Как выяснилось, представитель РПЦ судит не только по трейлеру, но и по сценарию.
— Многие видели трейлер, я читал сценарий. Какое может быть отношение, когда исторические факты грубо передернуты? Да, действительно Наследник был влюблен в балерину Матильду Кшесинскую, это было после того, когда принцесса Алиса, отказалась принять его предложение руки и сердца. Она не хотела тогда менять вероисповедание. До конца 1893 года Николай и Кшесинская общались, хотя та прекрасно понимала, что не может стать его женой. Эта связь не была секретом ни для кого. Когда же Алиcа согласилась (выйти замуж. — Ред.), Николай и Кшесинская расстались и больше уже не встречались. Сценарий мне передал сам режиссер, я сказал ему, что по меньшей мере нелепо, что именно такой фильм-фэнтези выходит в столетие революции. Александр III заявляет: «Я единственный из Романовых, кто не жил с балеринами». Александра Федоровна с ножом идет добывать кровь Матильды. Интимные сцены, в которых Николай мечется между Матильдой и Александрой Федоровной. Именно это, а не сам действительный факт когда-то имевших место отношений Наследника и Кшесинской, воспринимается и историками и православными людьми как элементарная клевета. По сути перед нами не «главный исторический блокбастер года», как заявлено в рекламном ролике, а дорогая экранизация на тему песни: «жениться по любви не может ни один король». Мы не собираемся выступать с очередными требованиями очередных запретов. Но оставляем за собой право просто говорить, о том, какова была история на самом деле и каковы ее лживые и вульгарные трактовки, — заключил епископ Тихон.