23 марта в прокате стартует новый фильм Владимира Бортко «О любви», над сценарием которого он работал около 13 лет. Сам Бортко сравнивает историю главной героини Нины с великим романом Льва Толстого «Анна Каренина», а также с пьесой Генрика Ибсена «Кукольный домик», в которой Нора тоже в какой-то момент понимает, что живёт во лжи. В преддверии премьеры мы встретились с режиссёром и поговорили об исполнительнице главной роли Анне Чиповской, о предстоящем фильме «Убийство городов» и, конечно, о любви.

Владимир Владимирович, говорят, что имя определяет судьбу. Вы тёзка нашего президента…

– Мой дедушка Владимир Александрович, мой отец Владимир Владимирович, я Владимир Владимирович, мой сын Владимир Владимирович, мой внук Владимир Владимирович. Пять Владимиров в семье. Дедушка родился в 1897 году. Тогда ещё никакого Путина не было!
Когда вы в последний раз спускались в столичную подземку?

– Я давно не езжу на метро… Но могу сказать, что всю раскадровку к «Собачьему сердцу» я сделал в питерском метро.
Давайте перейдём к разговору о ленте. Я так поняла главный посыл фильма: не все умеют любить.

– Да, всё верно.

А вы умеете?

– Это очень личный вопрос… Мне 70 лет. Я уже и забыл, что это такое. Наверное, умею, раз 44 года живу в законном браке. Будем считать, что это любовь.

Главная героиня Нина изменяет мужу. А у вас никогда не возникало желание посмотреть налево или направо?

– Ну, этого я вам точно рассказывать не буду. (Улыбается.)

Поскольку сценарий написан лично вами, многие могут перенести его на вашу личную жизнь.

– О, я знатный любовник в свои 70 лет!

Жене показывали картину?

– А как же! Она сказала, что это один из лучших моих фильмов.

Главная героиня – женщина, её окружают слабые мужчины, которые не умеют любить. Можно ли назвать этот фильм феминистическим?

– Да, вполне. Понимаете, вся Россия на бабах держится. Прислушайтесь: Россия! Она! Россия женского рода. Конечно, не хотелось бы, чтобы милые дамы останавливали на ходу лошадей, входили в горящие избы. Но пока приходится, ведь кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят.

Нина – это образ современной русской женщины?

– Господи, да никакого образа! Просто мне так кажется. Хотелось снять историю о женщине-поэте, которую я пару раз встречал и в которой чувств больше, чем от неё требуется. Её чувства никому не нужны.

У неё есть прототип?

– Нора из пьесы Ибсена «Кукольный домик».

Каково мужчине рассказывать историю о женщине?

– Это мужской взгляд на женскую судьбу. Я прекрасно понимаю, что если бы этот фильм снимала женщина, он был бы совершенно другим. Любопытно наблюдать за реакцией мужчин и женщин на этот фильм. Те мужчины, которые видели работу, соглашаются со мной и придерживаются моих взглядов. А вот женщины не понимают главную героиню: называют её стервой.

Ну какая же она стерва?.. Нина просто запуталась, она ищет счастье.

– Вот это и напишите!

Как вы искали актрису на главную роль? И когда вы поняли, что это должна быть Аня Чиповская?

– Когда Чиповская пришла на пробы и сыграла небольшой фрагмент, я сразу понял, что это она – Нина.

Вы впервые работали с Чиповской.

– Более того, я никогда её раньше не видел.

Правда? Она же довольно известная актриса, у неё за плечами много ролей.

– Ну, это вам она известна, а мне нет. Для меня это очередная девушка.

А почему вы Алексея Чадова позвали в следующий ваш проект – экранизацию романа о Донбассе «Убийство городов», а Чиповскую – нет?

– Я её звал, она отказалась. Всё-таки тема такая – Донбасс. А с Лёшей я с колоссальным удовольствием буду работать. Он сыграет писателя. Я очень доволен Лёшечкой.

Кстати, многие сейчас стараются дистанцироваться от политики, а вы нет. Как в вас уживается режиссёр и политик?

– Ну, я же сейчас сижу перед вами. Всё моё кино – это политическое заявление.

И где же в фильме «О любви» политика?

– Ну, это действительно не совсем политика. Хотя в какой-то степени даже здесь есть… Вот эта констатация женской неустроенности?.. Нина крупнее, чем все мужчины, которые ей попадаются на пути. Нина растоптала себя, убив в себе любовь. Чувство ей мешает, оно ей уже не нужно. Никто на него не смог ответить. Она выходит из роскошного отеля после того, как в очередной раз изменила – не мужу, а себе, хватается за сердце и говорит: «Как больно!». Потом садится в шикарную машину и уезжает.

Она не находит счастье в любви и пытается отыскать его в каких-то материальных благах, но как мы все хорошо знаем…

– Там она его не найдёт. Не в деньгах счастье… а в их количестве! (Смеётся.) Вот у неё уже всё есть: «восьмёрка» (Ауди – прим. ред.) – неплохая машина, квартирка на Неве. Кстати, на самом деле это здание «Газпрома», а мы сделали его жилым домом в фильме, просто там можно было снимать.В Питере есть и реально такие же жилые дома, но нас туда не пустили.

Когда вы приступите к съёмкам «Убийства городов»?

– Когда деньги дадут. Пока дали только очень маленький кусочек. Всё-таки войну дорого снимать. Если дадут, то будет Владимир Меньшов, Алексей Чадов и Сергей Пускепалис.

Писали, что Алексей Панин сыграет главу ополченцев.

– У него крошечная роль на полторы минуты – он будет играть гада, которого тут же убивают свои же. Больше я его никогда в жизни не возьму сниматься.

На днях объявили, что Голливуд собирается экранизировать роман Булгакова «Мастер и Маргарита»…

– Не читайте перед обедом советских газет! Везде в новостях указана инициатором Светлана Мигунова-Дали. Кто это? Она числится как продюсер и актриса фильма «Легенда №17». Она же играла там третьего зайчика на втором фоне! Эта история с экранизацией продолжается лет 15. Каждый раз возникает эта барышня с новостью, что вот-вот и проект запустится. Но он почему-то не запускается. Мне кажется, она таким образом пиарит себя.

Вы не верите,  что Голливуд всё-таки экранизирует книгу?

– Никогда они этого не сделают! Голливуду не интересна эта история. Она исключительно советская.

ИсточникМетро
ПОДЕЛИТЬСЯ
Владимир Бортко

Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее…