На экраны выходит «О любви» – во всех смыслах женская драма, наполненная ностальгической атмосферой Петербурга начала 2000-х и мелодичными фантазиями композитора Максима Дунаевского. Картина о самоотверженной и преданной любви, об измене, о невероятной силе женского чувства, которое так часто остаётся без достойного отклика.
Владимир Бoртко, снявший картину по собственному сценарию, поделился с корреспондентом «Киноафиши» своим мнением о роли женщин в кино и вечной актуальности истории.
Почему вы решили снять «О любви» в киноформате?
В принципе, драма как жанр, ушла в телевидение, ибо человек почти ничего не теряет – сидит дома, пьет чай, телевизор хороший, почему бы и нет. А в кино остались экшн и другие такие вещи, которые смотрит молодой зритель. Но, я все таки думаю, что смотрение в зале сильно влияет на восприятие, и поэтому я с удовольствием сделал эту историю в большом кино. Мне интересно, как это все будет… Бог его знает, наше кино может не будет пользоваться успехом, но я сделал всё, чтобы зрителю было не скучно, а интересно.
А кто ваш зритель?
Как ни странно, я думал, что эта история заинтересует старшее поколение. Но вдруг выясняется, что старые тётки это не смотрят, а молодые девушки смотрят взахлеб. Для меня это было совершенно неожиданно, и я очень надеюсь, что девушки притащат молодых людей и будут смотреть с ними. Потому что для меня важна женщина на экране, женщина молодая, в цветущем возрасте, и чтобы о ней рассказывали, а не о том, какая она капитан милиции…
В каком проявлении для вас интересна женщина в кино?
Мне казалось, что нужно сделать её на экране равным партнером мужчине, не помощником, потому что таких итак хватает. Вот американские актрисы, у них забастовка была – не хотят играть помощников окружного прокурора! (смеётся)
И в какой мере это близко к жизни? Если в кино, вы говорите, женщине чаще отводится роль второго плана, то в реальности разве вы замечали подобное? Все таки мода на равноправие…
А Ангела Меркель второй план что ли? Нет, женщины выходят на основную арену и чувствуют себя равными партнерами с мужчиной.
То есть это конкретно проблема кино?
Думаю, да. Конечно, поскольку здесь может быть стереотип восприятия, может, потому что мужчины все таки пока еще богаче, чем женщины. Но, в принципе, вы посмотрите на политику – это очевидные вещи.
Сценарий «О любви» был создан ещё в далёком 2004-ом, и в него не вносились никакие изменения. Актуальна ли история сейчас, в 2016 году?
Я считаю, что ничего не поменялось, кроме игорного клуба, который уже нельзя показывать, потому что сейчас это уголовное преступление. А тогда любой приличный банк держал у себя все эти вещи. А всё остальное – как было, так и осталось. А что, у нас меньше стало коммуналок? Нет, я сам живу на Петроградке, которая на 60% из коммуналок состоит, где живёт творческая интеллигенция, рядом со мной. Актуально! Хоть ничего не поменялось.
Трагедия в том, что она [главная героиня] не востребована как духовная личность, потому что рядом с ней этот козёл, биржевик, владелец банка. Да, он ворочает миллиардами, может быть миллионами, но душевно он гораздо тупее, чем она, вот в чем дело.
Самое поразительное, и это для меня было абсолютно удивительно, моя группа, сидящие здесь женщины, посмотрела и говорит: «Ну и стерва!». Для меня это было неожиданно, почему стерва? Нет не стерва, я её очень жалею, по одной простой причине – она не нашла равного партнера, и многие женщины у нас его не находят…