В российский прокат вышел новый фильм известного режиссера Владимира Бортко «О любви». Картина появилась на экранах кинотеатров 23 марта и сразу стала предметом дискуссий. Можно ли показывать ее молодежи? «Толстого никто не обвиняет, а на меня почему-то посыпались обвинения», — сказал в эксклюзивном интервью «Правде.Ру» Владимир Бортко.

— Владимир Владимирович, как возникла идея фильма и почему прежде чем приступить к съемкам ждали 13 лет?

— Я и сам не знаю, почему так долго ждал это кино. Сценарий был написан в 2004 году и практически остался без изменений. Были разные фильмы, которые тоже задерживались по всяким причинам, и вот спустя много лет я опять вернулся к этой идее. Не давало покоя то, что сюжет чем-то отдаленно напоминает «Анну Каренину». Мне, как и Толстому, захотелось рассказать о современном женском характере, который не хочет жить в окружении слабых мужчин. Фильм состоялся.

— Музыку написал композитор Максим Дунаевский. Вы сразу нашли музыкальное решение к фильму?

— Когда картина была смонтирована, я показал ее Дунаевскому, до этого мы никогда не работали вместе. И когда мы посмотрели первую версию картины, то одновременно поняли, что нужно что-то изменить в монтаже. Пришел новый монтажер, поработал над своей версией, и картина заиграла совершенно по-другому. Вот что значит монтажер высокого класса!

Я просил Дунаевского написать хорошую мелодию, что он, в принципе, и сделал. Но после того как доработали монтаж, он еще три раза переделывал музыку. Отказался от «сладкой» давящей киномузыки и написал только музыкальное ощущение. У главной героини, которую играла актриса Анна Чиповская, была чувственная роль, поэтому ее нельзя было забивать музыкой. Не знаю, как вам, но мне мелодия в картине очень нравится.

— Очень красиво снят Санкт-Петербург, прекрасная операторская работа, картинка завораживающая…

— Я очень люблю Санкт-Петербург, и для меня было важно показать город таким, каким я его знаю. Если вы были в Санкт-Петербурге в октябре-ноябре, то в это время нет солнца, всё в тучах… И мне хотелось, чтобы ощущение главной героини совпадало с настроением города. Сначала все хмурое, серое, потом ее чувства расцветают, и она счастлива, наступает весна. Потом мы приходим в лето, но оно питерское, холодное, и чувства у героини тоже поменялись. А потом опять холод, все застыло.

Мне хотелось идти вслед за ощущениями героини и одновременно показать бесконечно красивый и разный город. Кстати, мне уже не раз высказывали благодарность за съемки Петербурга. Он стал одним из героев фильма и придал картине особое эстетическое качество.

— Теперь позвольте от комплиментов перейти к критике… Некоторые зрители после просмотра фильма говорили о том, что не хотели бы, чтобы этот фильм посмотрела молодежь. Обоснование — фильм не пойдет на пользу.

— А что такое польза? О какой пользе идет речь? Тогда не стоит читать «Анну Каренину» и почти всю классическую литературу. Прочтите эпиграф к книге Льва Толстого: «Мне отмщение, и аз воздам». Что следует трактовать — отмщение рано или поздно все равно придет. За измену, не обязательно супружескую, а за предательство самое себя, за нарушение моральных устоев.

— Вам не кажется, что вы предлагаете зрителю героиню сегодняшнего дня — нарцисичную и эгоистичную девушку, которая просто буквально «идет по трупам» к своему счастью. Типаж такой молодой женщины сегодня весьма востребован в обществе.

— Вы знаете, как бы вы ее ни обзывали, мне эта героиня дорога, потому что она цельная натура. Она требует к себе такого же отношения, но сама готова отдать больше. Мужчины не выдерживают тех чувств, которые она сама переживает. Она отвергает тот «договор о любви», который ей подсовывают, и просит большего. И в какой-то момент ей кажется, что она нашла равного по чувствам партнера. Но и тот не способен любить, как она.

Мы показывали фильм разной аудитории, и, как ни странно, большинство мужчин было на стороне главной героини, а все женщины обозвали ее стервой. Но я, как человеку, который в свое время по-настоящему любил (не знаю, как у вас с этим чувством сложилось в жизни), могу сказать одно: когда человек влюблен, он не способен думать о последствиях.

— Насколько вы не любите, когда с вами спорят на площадке?

— Я передаю свои мысли актеру и прошу исполнить так, как это вижу. Если он соглашается, съемки получаются. Если нет — съемки не получаются.

Есть такая фраза (я люблю ее повторять): «Мелодия написана композитором, а исполняют ее музыканты». И исполнять мелодию можно на разных инструментах, можно на скрипке Страдивари, а можно на скрипке пятой мебельной фабрики. Музыка вроде бы одна и та же, но звук совершенно другой. Поэтому когда мне предлагают разные варианты, я что-то беру, что-то отвергаю. У меня жесткий режиссерский выверенный рисунок, который я прошу соблюдать.

Тем не менее, я рад, что удалось поработать с этими молодыми актерами.

— Критики отмечают, что в вашей картине нет положительных героев. А сами вы как считаете?

— У нас есть прекрасный положительный образ, который сыграла Маша Миронова. Она ведет себя как настоящая интеллигентная женщина, которая не хочет жить с мужем-обманщиком. Она не терпит обман — ни ради денег, ни ради комфорта, ни ради житейских благ. Она ведет себя так, как ведет себя большинство русских женщин, не терпящих измены и лжи. В крови наших замечательных женщин — чистота и порядочность.

Вообще, жизнь — такая сложная и многообразная штука, что никто вам не сможет сказать, как нужно жить. Она повернет вас именно так, как нужно ей. Жизнь сильнее чем ваши размышления о морали.

Чем кончается картина? Кому в картине хорошо? Никому. Как у Толстого в «Анне Каренине». Толстого никто не обвиняет, а на меня почему-то посыпались обвинения. Простите, Бога ради, если не угодил.

— Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, о вашем следующем проекте?

— Следующий фильм я буду снимать по роману писателя Александра Проханова «Убийство городов». Действие происходит в настоящее время, в 2014 году, в Москве и на Донбассе. Съемки начинаются в мае-месяце.

Для нас это новый жанр, потому что по событиям, которые происходят сегодня, в российском кинематографе снимается крайне редко. И мне видится это чрезвычайно актуальным. В Америке в порядке вещей снимать фильм после громкого события, и буквально через год после события мы уже смотрим про это.

В моем кино все персонажи имеют свои прототипы. Проханова будет играть актер Владимир Меньшой. Вторую главную роль исполнит Алексей Чадов. Он сыграет молодого журналиста, который отправился на Донбасс и увидел войну своими глазами.

Несмотря на то, что я государственник и патриот, хочу предоставить слово либеральной общественности. Пусть они выскажут всё, что думают по этому поводу.

ИсточникПравда.ру
Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...