Доклад Сергея ГЛАЗЬЕВА
НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
НЕОБХОДИМОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Евразийская экономическая интеграция — это не только взаимодействие, взаимное приспособление, сотрудничество, объединение национальных хозяйств, но и восстановление, восполнение единства — то есть это новая целостность. Основы евразийской идеологии были заложены более столетия назад в размышлениях Н. С. Трубецкого, которые в дальнейшем разрабатывались целой плеядой крупнейших русских мыслителей: от Петра Савицкого, Николая Алексеева и Льва Карсавина до Льва Гумилёва.
Сегодня процесс евразийской экономической интеграции обычно рассматривается в контексте формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Запуск процесса современной евразийской интеграции обычно связывают с проектом формировании Евразийского союза государств (ЕАС), представленным президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в марте 1994 года в МГУ им. Ломоносова. Для достижения стабильности и безопасности в Евразийском регионе Назарбаев предложил создать реально работающий союз государств, основой объединения которых должны были стать экономические взаимосвязи. Он подчеркнул: «Учитывая различия между странами в уровнях развития рыночной экономики, демократизации политических процессов, мы предлагаем формирование дополнительной интеграционной структуры — Евразийского союза… При этом принимаются во внимание поливариантность интеграции, разные темпы, неоднородность и разновекторность в развитии государств СНГ… Цель — согласование экономической политики и принятие обязательных для исполнения государствами-участниками совместных программ проведения экономических реформ».
Такая международная организация — Евразийское экономическое сообщество — была создана в 2000 году как реакция пяти государств-членов (России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана) на многолетнюю пробуксовку интеграционных инициатив в рамках СНГ. Тем самым на постсоветском пространстве было образовано интеграционное ядро государств, заинтересованных в снятии пограничных бартеров и формировании единого экономического пространства.
Через семь лет после подписания Договора об учреждении ЕврАзЭС, в октябре 2007 года, в Душанбе главами трёх из пяти государств был принят Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и утверждён План действий на 2008–2010 годы по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Эти документы определили стратегию и последовательность шагов по созданию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Это решение полностью соответствовало вызревшей к тому времени концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции. После выпадения из интеграционного процесса Украины и Узбекистана три оставшихся крупных государства решили реализовать, наконец, планы создания ТС и ЕЭП, оставив остальным возможность присоединяться к этому процессу по мере готовности. В то время участие Киргизии было отягощено её членством в ВТО, члены которого могли существенно осложнить создание Таможенного союза. В свою очередь, без Киргизии было затруднено участие в Таможенном союзе Таджикистана, не имеющего общей границы с формирующейся Единой таможенной территорией.
Кажущаяся стремительность процесса евразийской интеграции связана с длительной задержкой на старте, обусловленной как нерешительностью руководства Украины и Узбекистана, пока оставшихся в стороне от евразийской интеграции, так и противодействием влиятельных проамериканских сил в российской властвующей элите. Возможно, в этой задержке проявилось типичное свойство национального характера — как известно, «русские долго запрягают, но быстро ездят».
Полтора десятилетия было потеряно на взаимные уговоры между государствами СНГ, пока не согласились с концепцией разноскоростной интеграции, которая позволила сформироваться ядру евразийского интеграционного процесса. За это время таможенные границы разорвали тысячи кооперационных связей между предприятиями наших государств, что повлекло снижение эффективности производства и деградацию промышленности. Учеными доказано, что чем дольше мы затягиваем восстановление общего экономического пространства, тем меньший интеграционный эффект мы получим. Объективная необходимость повышения эффективности и конкурентоспособности наших экономик, ставшая особенно очевидной на фоне глобального кризиса, требует скорейшего углубления и расширения евразийской интеграции.
Таким образом, спустя почти два десятилетия после распада СССР тенденция дезинтеграции на части постсоветского пространства сменилась движением к воссоединению, пока только в сфере хозяйственной деятельности. Это движение происходит в соответствии с той евразийской идеологией, которую представляли упомянутые выше философы — без политического принуждения, на абсолютно добровольной основе, с полным пониманием взаимных выгод и обязательств, при строгом соблюдении суверенитета и равенства государств — участников интеграционного процесса. Л. Н. Гумилёв, чье столетие мы отпраздновали в 2012 году, говорил о том, что интеграция должна основываться на принципе первичности прав каждого народа на своё устройство. В Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве этот принцип строго соблюдается: объединяются только экономические потенциалы суверенных государств, на этой основе формируется единая система регулирования в рамках переданных на межнациональный уровень функций и полномочий, создаются условия для общей политики развития, включающей промышленную, сельскохозяйственную, энергетическую, транспортную, научно-техническую, образовательную, структурную составляющие.
Пока в этом процессе не участвуют Украина и Узбекистан, присоединение которых к ТС и ЕЭП существенно расширило бы общий рынок и придало бы ему большие возможности к самостоятельному развитию и расширенному воспроизводству. Вместе с тем создание ТС трёх государств сформировало интеграционное ядро, притягивающее не только остальные государства СНГ, но и другие государства Евразии. Вокруг ТС строится широкая зона свободной торговли, включающая СНГ, Сербию и Черногорию на западе, Монголию и Вьетнам — на востоке.
По объективным историческим, экономическим и политическим причинам ключевую роль в организации процессов евразийской интеграции играет Россия. Исследования общественного мнения, проводимые различными социологическими службами, свидетельствуют о сохраняющемся представлении о России как объединяющем центре у населения всех государств СНГ. От России ждут инновационного прорыва, ждут сигналов на осуществление системных преобразований, которые будут учитывать национальные интересы государств — участников процессов евразийской интеграции. Так, на высоком уровне находится поддержка ТС и ЕЭП в их государствах-участниках: 80 % — в Казахстане, 72 % — в России и 60 % — в Белоруссии. Доли положительных ответов на этот вопрос (поддержки ТС и ЕЭП) респондентами в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Молдове и Армении составили 60 % и более. На Украине поддержка ТС–ЕЭП населением составляет более 55 %.
Важной особенностью процесса евразийской интеграции является её открытый характер. Российские руководители неоднократно говорили о перспективе формирования общематериковой зоны сотрудничества, от Лиссабона до Владивостока на основе отношений свободной торговли и взаимовыгодной кооперации. Такая широкая евразийская интеграция, включающая и Европу, и Китай, и Индию, а также государства Среднего и Ближнего Востока, могла бы стать мощным стабилизирующим фактором, способствующим преодолению мирового экономического кризиса и создающим новые возможности для развития. Думающая и наиболее ответственная часть мирового сообщества осознала, что во избежание новой волны самоистребительной конфронтации и для обеспечения устойчивого развития необходим переход к новой мировоззренческой модели, основанной на принципах взаимного уважения суверенитета, справедливом глобальном регулировании, и взаимовыгодному сотрудничеству. Мы имеем уникальную историческую возможность вернуть себе роль глобального объединяющего центра, вокруг которого начнётся формирование принципиально иного баланса сил, новой архитектуры глобальных валютно-финансовых и торгово-экономических отношений на началах справедливости, гармонии и сотрудничества в интересах народов всей Евразии.
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза в соответствии с нормой ВТО установил, что Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС — это форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
В развитие этого основополагающего международного договора в кратчайшие сроки была разработана и принята договорно-правовая база Таможенного союза, определившая необходимые для его функционирования институты, включая первый на постсоветском пространстве наднациональный постоянно действующий регулирующий орган — Комиссию Таможенного союза (КТС), которой был передан ряд важных функций в сфере таможенного, тарифного, нетарифного и технического регулирования, а также осуществления санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Ключевым решением, которое перевело формирование Таможенного союза из виртуального в реальный режим строительства, стало создание наднационального органа — Комиссии Таможенного союза и её секретариата, которая фактически приступила к работе в феврале 2009 г. В течение трёх лет была проделана работа по приему и реализации полномочий для осуществления государственных функций регулирования торгово-экономических отношений, последовательно создавался механизм функционирования Единой таможенной территории. Состав функций регулирования экономики, передаваемых на наднациональный уровень, вытекает из указанного выше определения единой таможенной территории и включает все полномочия, реализуемые в отношении товаров и услуг, пересекающих таможенную границу. Её упразднение между государствами — членами ТС предопределяет необходимость передачи связанных с этим функций на наднациональный уровень, включая проведение единой внешнеторговой политики в отношении остального мира и соответствующее ограничение суверенитета государств-членов во внешнеэкономической сфере с делегированием ими полномочий наднациональному органу, вырабатывающему обязательные для исполнения решения.
Минимально необходимый для эффективного функционирования единой таможенной территории набор делегируемых на наднациональный уровень функций включает: введение торговой политики и единого таможенного тарифа; таможенное регулирование; унификацию торгового режима и ведение торговых переговоров с внешними партнёрами; введение, принятие защитных мер; введение нетарифных ограничений во внешней торговле, единой системы ветеринарного, санитарного и фитосанитарного контроля; введение таможенно-торговой статистики.
Одновременно с унификацией и передачей на наднациональный уровень указанных функций необходима гармонизация функций, остающихся в ведении национальных органов и влияющих на проведение единой внешнеторговой политики, включая:
— создание единых условий свободного движения товаров, устранение имеющихся во взаимной торговле барьеров и ограничений, выравнивание условий конкуренции, включая предоставление субсидий и равный доступ к госзакупкам;
— создание условий для перехода к расчётам в национальных валютах, согласование механизма установления валютных курсов национальных валют, формирование эффективной платежной системы;
— гражданское законодательство, законодательство о валютном регулировании и валютном контроле;
— регулирование транспортной деятельности;
— налоговое законодательство, в первую очередь — в области косвенных налогов;
— законодательство об экспортном контроле;
— уголовное и административное законодательство в части правонарушений, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу;
— законодательство о таможенной службе.
Строительство Таможенного союза осуществлялось в соответствии с Планом действий на 2008–2010 годы по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденным Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 6 октября 2007 г. № 1 (далее — План действий). Первым практическим действием по строительству ТС стало введение в действие 10 октября 2008 года Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, Договора о Комиссии Таможенного союза и Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединении к ним, на основании которых и была сформирована Комиссия Таможенного союза (КТС) и её секретариат — впервые на постсоветском пространстве появился наднациональный орган управления.
Полгода понадобилось КТС, её секретариату и национальным правительствам для того, чтобы выработать план практических действий по формированию Таможенного союза. Решением МежгоссоветаЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 9 июня 2009 г. № 9 были установлены этапы и сроки формирования Единой таможенной территории.
В соответствии с указанными этапами и сроками формирования Единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Таможенный союз формировался в три этапа: предварительный — до 1 января 2010 года, первый — до 1 июля 2010 года и второй — до 1 июля 2011 года.
Этапы формирования Единой таможенной территории |
|
01.02.2011 |
Перенос таможенного контроля на внешнюю границу РК |
01.07.2010 |
Введение в действие Таможенного кодекса Таможенного союза |
Перенос контроля на внешнюю границу РБ |
|
Введение механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин |
|
Отмена таможенного оформления товаров во взаимной торговле РФ, РБ, РК |
|
01.01.2010 |
Введение единого таможенно-тарифного и нетарифного регулирования |
К концу 2011 года были реализованы все ключевые решения МежгоссоветаЕврАзЭС, выполнены все основные мероприятия по обеспечению создания и функционирования Таможенного союза, формированию его договорно-правовой базы и институциональной структуры, единой системы внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, ведению согласованной политики в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. В соответствии со вступившими в силу международными договорами и решениями МежгоссоветаЕврАзЭС Комиссией ТС к этому времени осуществлялось выполнение функций в области таможенного, тарифного, нетарифного, технического регулирования, санитарного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного контроля. Для их нормативного, организационного и информационного обеспечения Комиссией ТС за три года работы было принято около тысячи решений, половина из которых носит нормативно-правовой характер.
Таможенное регулирование в Таможенном союзе основывается на Таможенном кодексе Таможенного союза, подписанном президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 27 октября 2009 г. Правовой доктриной Таможенного кодекса является минимизация административных барьеров в области таможенного регулирования. За основу структуры проекта Кодекса была принята структура Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Нормы Кодекса устанавливают на таможенной территории Таможенного союза:
— единые правила таможенного контроля;
— единые правила декларирования товаров;
— единый порядок применения таможенных процедур к товарам;
— единую методологию определения таможенной стоимости;
— унифицированные формы документов (в том числе в электронном виде), используемые при осуществлении таможенных операций и проведении таможенного контроля.
Торговая политика Таможенного союза, включая таможенно-тарифное и нетарифное регулирование импорта, была передана в ведение наднационального органа уже на первом этапе создания ТС. При этом в ведении национальных органов осталось применение ограничений экспорта, включая взимание экспортных пошлин, введение количественных ограничений и экспортный контроль. К компетенции государств — членов Таможенного союза также отнесено применение запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, а также применение мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. В Едином таможенном тарифе (ЕТТ ТС) применяются адвалорные, специфические и комбинированные пошлины.
В торговой практике государств — членов Таможенного союза применяются не только импортные, но и экспортные (вывозные) пошлины. Экспортные пошлины применяются к ограниченному кругу продукции, в основном сырьевых товаров (в России, например, это газ, нефть, лом черных и цветных металлов, лесоматериалы, необработанные шкуры крупного рогатого скота и некоторые другие). Вывозные таможенные пошлины вводятся на основании национальных нормативных правовых актов государств — членов Таможенного союза.
Применяемые в Таможенном союзе общепринятые в международной торговле нетарифные методы регулирования включают:
— меры прямого ограничения, связанные со следующими инструментами количественного контроля: квотирование, контингентирование, лицензирование, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;
— меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:
а) наличие определённых стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к маркировке, доставке товаров в определённые пункты пропуска) и б) возможности введения дополнительных таможенных или иных административных формальностей.
Согласно принятым нормативным документам, экспорт и импорт товаров в торговле Таможенного союза с третьими странами осуществляется без количественных ограничений. При этом меры экспортного контроля, технического регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля регулируются соответствующими международными договорами.
С 1 января 2010 года был утверждён и введён в действие пакет основных международных договоров в сфере нетарифного регулирования внешней торговли Таможенного союза, включая Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в торговле с третьими странами (далее — Единый перечень) и Положение о применении ограничений, а Комиссия наделена полномочиями в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Решением высшего органа Таможенного союза на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. Комиссия была наделена полномочиями в области специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств.
Важным элементом торговой политики стала работа по снятию сохранявшихся на Единой таможенной территории ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле, в основном связанных с субсидированием, государственными закупками, оказанием государственной помощи в сфере сельского хозяйства, использованием института спецэкспортёров и специмпортёров.
После вступления России в ВТО её обязательства перед данной организацией стали частью правовой системы Таможенного союза в целом и были распространены на всю Единую таможенную территорию. В связи с этим была принята новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в которой средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины снизилась с 9,6 % до 7,5–7,8 %.
Включение Единой таможенной территории в ВТО унифицировало торговый режим всех государств — членов ТС со странами, входящими в ВТО на условиях режима наибольшего благоприятствования, за исключением стран, с которыми имеются соглашения о свободной торговле. Это страны — члены СНГ: Армения, Молдова, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и Украина, — с которыми соответствующие двусторонние соглашения были заменены многосторонним Договором о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 года, а также Сербия и Черногория. В перспективе планируется установить режим свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли, в которую входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария, а также с Вьетнамом и Сирией.
Техническое регулирование в ТС, включая принятие технических регламентов, стандартизацию, оценку (подтверждение) соответствия, аккредитацию, испытания, государственный контроль и надзор, предусматривает проведение его членами единой политики. То же касается применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и технических требований, в том числе санитарно-эпидемиологических и гигиенических, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных, к продукции и процессам, связанным с ней. В этих целях с 1 июля 2010 г. Комиссии Таможенного союза были переданы полномочия в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
В целях унификации технического регулирования в рамках Таможенного союза продукция, в отношении которой технические требования, формы и схемы подтверждения соответствия, применяемые при этом методы исследований (испытаний) и измерений продукции у сторон совпадают, была сразу же включена в Единый перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов (Единый перечень), и допущена к обращению на Единой таможенной территории, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств — членов Таможенного союза с соблюдением следующих условий:
— сертификация проведена органом по сертификации, включённым в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (Единый реестр);
— испытания проведены в испытательных лабораториях (центрах), включённых в Единый реестр;
— сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по единой форме, утверждаемой Комиссией Таможенного союза.
Формирование, утверждение и введение Единого перечня и Единого реестра осуществляется Евразийской экономической комиссией. Единый перечень содержит список документов, на соответствие которым осуществляется подтверждение соответствия.
Соответствующим соглашением определены условия, при которых стороны взаимно признают аккредитацию органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия. Результаты испытаний продукции (протоколы испытаний), полученные в одном из государств — членов Таможенного союза, признаются на Единой таможенной территории Таможенного союза, если при подтверждении соответствия продукции испытания проводились в испытательных лабораториях (центрах), включённых в Единый реестр, и при этом применялись одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции.
Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года разработано с учётом положений действующих международных договоров, включая нормы Всемирной торговой организации и СНГ. Согласно этому соглашению, на таможенной территории Таможенного союза применяются Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Ввоз и обращение подконтрольных товаров на таможенной территории Таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), — свидетельства о регистрации или декларации о соответствии. Соглашением предусмотрено взаимное признание государствами — членами Таможенного союза документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), включённой в Единый перечень товаров, выданных уполномоченными органами по Единой форме и удостоверяющих соответствие продукции (товаров) Единым санитарным требованиям.
Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам также разработано с учётом положений действующих международных договоров, включая нормы СНГ и Всемирной торговой организации. Согласно этому соглашению, национальные уполномоченные органы осуществляют ветеринарный контроль (надзор) при перемещении подконтрольных товаров через таможенную границу Таможенного союза. Каждая партия подконтрольных товаров, ввозимая на таможенную территорию Таможенного союза, должна соответствовать Единым ветеринарным требованиями и перемещаться при условии наличия разрешения, выданного уполномоченным органом, на территорию государства которого ввозятся указанные товары.
Соглашение Таможенного союза о карантине растений разработано с учётом положений действующих международных договоров, включая нормы Всемирной торговой организации. Действие настоящего Соглашения распространяется на подкарантинную продукцию, включённую в Перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза. Уполномоченные органы государств — членов Таможенного союза осуществляют карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при перемещении подкарантинной продукции через таможенную границу Таможенного союза.
В завершение формирования правовой основы единой системы технического регулирования 18 ноября 2010 года было подписано Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Указанным Соглашением формируется правовое поле для применения технических регламентов Таможенного союза, которые утверждаются решениями Комиссии и носят обязательный характер для сторон. Соглашением установлено, что в качестве основы для разработки технических регламентов Таможенного союза применяются соответствующие международные стандарты (правила, директивы и рекомендации и иные документы, принятые международными организациями по стандартизации), за исключением случаев, когда соответствующие документы отсутствуют, не соответствуют целям принятия технических регламентов Таможенного союза, в том числе вследствие климатических и географических факторов или технологических и других особенностей, а в случае их отсутствия — региональные документы (регламенты, директивы, решения, стандарты, правила и иные документы), национальные (государственные) стандарты, национальные технические регламенты или их проекты. В случае принятия технического регламента ЕврАзЭС в отношении продукции, на которую принят технический регламент Таможенного союза, действие технического регламента Таможенного союза или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента ЕврАзЭС.
Экономическая целесообразность и важность формирования Таможенного союза, а затем и Единого экономического пространства обусловлена рядом объективных преимуществ интеграции. Наряду с расширением рынка сбыта товаров формирование Единой таможенной территории создаёт условия для восстановления трансграничной научно-технической и производственной кооперации предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и способствует экономическому росту государств-участников.
Другим немаловажным преимуществом интеграции является снижение транзакционных издержек. Согласно экспертным оценкам, до половины времени, затрачиваемого на транспортировку товаров, до создания ТС приходилось на простой в очередях при пересечении таможенной границы. Её устранение существенно облегчило кооперацию производства, при которой сложное изделие по нескольку раз пересекает межгосударственные границы. Создание Таможенного союза, таким образом, означает существенное снижение издержек при совместном производстве товаров, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта. Последовательное расширение этого рынка делает нашу экономику более устойчивой к влиянию глобального кризиса, расширяет возможности развития.
Объективность анализа требует указать не только выгоды, но и проблемы, с которыми столкнутся и уже столкнулись предприятия и государства — члены Таможенного союза. Очевидно, что вместе с формированием общего рынка трёх государств в некоторых отраслях возрастёт конкуренция. Прежде всего это касается химико-металлургического, агропромышленного и в меньшей степени строительного комплекса, а также торговли.
Вместе с тем негативные последствия обострения конкуренции для этих отраслей экономики ограничены. Так, большинство металлургических предприятий имеет значительную «подушку безопасности» в виде завышенных цен на свою продукцию, злоупотребляя доминирующим положением на своих национальных рынках. По многим позициям металлургической и химической продукции внутренние цены часто превышают мировые. В агропромышленном комплексе во всех трёх государствах основная конкуренция разворачивается с импортом продукции из третьих стран, которая доминирует на рынках крупных городов. В строительстве с созданием Таможенного союза возрастёт конкуренция на рынке стройматериалов, важнейшие ниши которого монополизированы крупными кампаниями, систематически и существенно завышающими цены на свою продукцию. В торговле возникают определённые искажения в механизмах рыночной конкуренции в связи с различиями в косвенном налогообложении товаров, обращающихся в разных национальных юрисдикциях. В частности, относительно низкие уровни НДС и акцизов в Казахстане создают конкурентные преимущества казахстанской торговле, особенно подакцизными товарами. Однако в течение достаточно длительного переходного периода сохранится принцип национального резидентства, что будет препятствовать свободному обращению товаров между национальными территориями. За это время будут приняты меры по г