Итоги президентских выборов во Франции, возможно, не принесут никаких сюрпризов, но точно попортят нервы хозяевам игры в экономике и политике. Буквально за несколько дней до выборов оказалась как минимум под вопросом преемственность курса Франсуа Олланда и всей французской элиты. Сразу четыре кандидата, по данным соцопросов, балансируют в двадцатипроцентной рейтинговой зоне. С небольшим отрывом в первом туре идет Марин Ле Пен. Следом за ней – главный кандидат от глобалистов Эммануэль Макрон и умеренно правый евроскептик Франсуа Фийон. Неожиданно до этой лидирующей тройки поднялся крайне левый кандидат Жан-Люк Меланшон.

Если об остальных известно уже достаточно, то о последнем почти не говорят, а зря. Кажущийся почти невероятным выход во второй тур таких кандидатов, как Ле Пен и Меланшон, может загнать весь политический истеблишмент в угол. Оба кандидата, несмотря на диаметральную разницу в политических взглядах, сходятся во многих программных постулатах. Так, оба выступают в за суверенную Францию, выход страны из НАТО (Меланшон) и ЕС (Ле Пен).

По сути, мы имеем дело с двумя версиями популизма, обращенного не к отдельным социальным группам или экономическим элитам, а ко всему народу, уставшему от марионеточного противостояния социал-демократов и системных правых. Так, Меланшон напрямую обращается к рабочему классу, забытому и обездоленному, к простому народу. За это правые (во многом справедливо) обвиняют его в троцкизме и призрении к французской культуре.

Некоторые тезисы Меланшона кажутся для Франции по-настоящему революционными. Например, еще несколько недель назад он заявил об исчерпанности Пятой республики и необходимости учреждения новой – шестой. Ровно за неделю до выборов он также сообщил на своей страничке в Facebook, что в случае победы не собирается переезжать в Елисейский дворец. Чуть ранее появились записи о намерении самостоятельно оплачивать коммунальный услуги в своей квартире в дали от центра. Многих также шокировали его заявления, что он не смог бы жить в «слишком белых центральных районах Парижа», что ему по нраву «цветные» окраины со смешанным арабским и африканским населением.

Такая повестка в расчете на радикальный, но не желающий голосовать за Ле Пен, электорат может принести ему выход во второй тур. Однако подозрения о связях или как минимум договоренностях с хозяевами Франции закрадывается, когда мы узнаем другую очень интересную информацию. С 1983 года Меланшон является членом масонской ложи Великий Восток – самой древней и известной, в которой когда-то еще состоял Лев Троцкий. В опубликованных недавно материалах его выступления перед братьями 30 мая 2016 года он поддержал борьбу с и без того не самой влиятельной католической церковью, выступил за либерализацию французского общества и т.д. Другие тезисы этой речи вызвали у масонов скорее осуждение. Он говорил о необходимости выхода Франции из НАТО и ЕС, даже процитировал Де Голля.

Как бы то ни было, французские эксперты и опросы населения по итогам нескольких теледебатов последнего месяца отдают пальму первенства именно Меланшону. Он показался телезрителям наиболее убедительным и последовательным из всех кандидатов. На данный момент, согласно опросам центра IFOP, за него планируют проголосовать 19 % французов (в 2012 за него проголосовали 11,1 % французов, а еще месяц назад за него планировали отдать голоса 9-12 % граждан Французской Республики). Настоящей катастрофой французские политики называют прохождение во второй тур дуэта Ле Пен и Меланшона. Патриот справа и радикал-коммунист слева – такой политической альтернативы Франция не видела со времен окончания Второй мировой.

Олег Розанов
Розанов Олег Васильевич (р. 1969) — общественный деятель, публицист. С 2015 года ответственный секретарь Изборского клуба по региональной и международной деятельности. С 2016 года — первый заместитель председателя Изборского клуба. Председатель Правления Движения «Русская Мечта». Подробнее...