Несколько лет назад наш президент сравнил свою работу с рабским трудом на галерах.

Понять его можно. Каждый, кто имеет хотя бы небольшой опыт работы в серьезных госструктурах – таких, как МИД, Госдума и т.д., понимает, о чем речь. Президент не хозяин сам себе: каждый день на месяцы вперед расписан по минутам. Хочешь – не хочешь, а иди, встречай гостей, вручай награды, уезжай в командировку. Ни сна, ни отдыха измученной душе. Подлинное добровольное рабство.

С другой стороны, это служение происходит в определенных условиях и контексте. Сегодня мы видим, ощущаем кожей, как сжимается огненное кольцо вокруг России и единомышленники Путина по либеральным взглядам вламываются на Украину, как будто не понимают, что чувствовали бы сами, если бы наш Лавров кормил пряниками бунтарей где-нибудь в Торонто. Все понимают. Вид только придурковатый делают.

России сложно, и Путину легче теперь не будет. Запад не отстанет и хватки не ослабит, с захваченных плацдармов не уйдет, а будет в безумном отчаянии и параноидальной русофобии переть на русского медведя. В этих условиях нужна мобилизация, предельная собранность и эффективность госаппарата, поддержка власти снизу, высочайшее доверие к национальному лидеру. Что-то из этого ряда есть, а чего-то и нет. Путинский режим как бы завис в состоянии застоя и тупика. Менять что-то пора и необходимо. А куда двигаться и как менять – никто не знает. Сам вождь тоже этого не знает. Обратим внимание на то, что при всей разноплановости сми, ни официальные медиа-ресурсы, ни либералы, ни патриоты, ни даже оппозиция Навального сотоварищи, не принимают тему будущего страны. Словно она кем-то табуирована. Или проще – словно никто не понимает, куда нам дальше двигаться. Еще десяток лет назад всё было куда прозрачнее. Вот эталон – Запад и вот «немытая Россия», которая должна к нему двигаться, перенося западный опыт на нашу почву. Теперь эталона нет, он рушится на глазах, погружаясь в пучину взаимных нападок, клеветы, политического безумия и варварского нашествия извне. Как теперь быть? Постсоветская элита по-прежнему уповает на Запад, но уже не чувствует себя в былой уверенности и безопасности.

Возможно, именно эти обстоятельства и объясняют причины переводы страны на рельсы ручного управления, где машинист – президент. Вот он открывает строительство газопровода «Южный поток», а вот дарит путевку в Сочи несчастной обитательнице обветшалого барака под Ижевском. Вот мановением руки уничтожает свалку в Балашихе, невольно перенаправляя тонны мусора в такие же свалки, но в других местах. Стоит только появиться грозному окрику президента из Кремля – и местные чиновники обретают невиданную прыть. Впрочем – нетрудно заметить и предположить, что этой прыти хватает ровно на то время, пока данный вопрос фигурирует на федеральном ТВ и под личным контролем Путина. Не надо быть провидцем, чтобы понять: госаппарат, выстроенный без ясного понимания цели, кое-как, по принципу кумовства или коррупционной лояльности, не может быть эффективным. Мало того, он будет все больше и больше приспосабливаться к специфике ручного управления, на полном серьезе воспринимая заверения Путина, что он «своих не сдает». Хватит ли сил у одного человека везде успевать, всё держать под контролем и нигде не ошибаться? Слава Богу, история обладает достаточным опытом, чтобы ответить на этот вопрос отрицательно. Человек во власти, как бы он ни был умен и силен, всё равно остается смертным и тленным, что означает неотвратимое убывание жизненного ресурса и накопление усталости. В отсутствие же самодержавного полновластия, при наличии огромного количества потенциально непримиримых соискателей трона, под таким внешним и внутренним давлением, которое сегодня испытывает Россия, ручное управление становится все более и более уязвимым и даже опасным для страны.

Как политику с немалым опытом и интуицией, нашему президенту должно быть понятно, что свита не только делает короля, но и съедает его живьем. А атамана чаще всего предают ближайшие сподвижники. Вновь и вновь мы задумываемся над темой необходимых кадровых реформ, которые бы окружили Путина плотным кольцом действительно надежных соратников, своего рода новой опричнины образца 2.0. Эти люди не могут быть иными, как гвардия служения Богу, народу и государю. Люди веры и дела, а не просто временщики, не видящие дальше своего кармана.

Да, самое время подумать и о самодержавии. Политические партии в их нынешнем угасающем и убывающем виде – это мина замедленного действия для государства. Источник будущей ожесточенной борьбы за власть. Точно так же, как в 1917-м году Россия пала под ударами только-только народившейся партийной системы, так и ныне, в год столетия революций, стоило бы ребром поставить вопрос об избавлении государства от этого ярма, от которого, по словам Андроника (Никольского) (1907 год), «русскому народу одна только скорбь и разорение». Никакое ручное управление не оградит Россию от нарастающих изо дня в день глобальных вызовов по всем векторам современной цивилизации. Это чистая правда, что «сердце царя в ладони у Бога», но и народ бесконечно прав, утверждая, что «на Бога надейся, а сам не плошай». Наш президент, безусловно, справляется с задачей охранителя целостности и стабильности государства, но без серьезных качественных преобразований государственной машины, без четкого определения курса национального развития, без опоры на действительно здоровые социальные силы, без помощи Божией одному человеку эту громадную задачу не решить.

ИсточникПереправа
Александр Нотин
Нотин Александр Иванович – русский общественный деятель, историк, дипломат. Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа». Руководитель инвестиционной группой "Монолит", помощник губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...