Вопросы реализации федерального закона об электроэнергетике, касающегося выравнивания энерготарифов на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня, стали предметом обсуждения на совещании членов Совета Федерации с представителями министерств по развитию Дальнего Востока и энергетики.
Как рассказал Вячеслав Штыров, полномочный представитель Совета Федерации в государственных органах по вопросам развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и Арктики, после принятия закона в декабре 2016 года возникло много вопросов относительно его применения на практике. В конце июня 2017 года по инициативе сенатора в него были внесены изменения, описывающие механизм снижения энерготарифов на Дальнем Востоке. Суть их сводится к тому, что поставщики электроэнергии будут заключить с правительствами регионов Дальнего Востока соглашение о безвозмездном целевом взносе, который производители электрической энергии должны перечислять в местные бюджеты. Далее, согласно тексту законопроекта, средства должны поступить на счета энергоснабжающих и энергосбытовых организаций. Как отметил Вячеслав Штыров, законопроект при минимальном числе возражающих был принят.
Теперь встал вопрос реализации закона. Заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов рассказал, что в пяти субъектах Дальневосточного макрорегиона стоимость электрической энергии выше, чем в среднем по России. Это Камчатский край (на 2,28 рубля), Магаданская область (на 2,35 рубля), Республика Саха (Якутия) (на 2 рубля), Сахалинская область и Чукотка (на 9 рублей). Именно в этих субъектах будет произведено снижение энерготарифов. Другие регионы Дальнего Востока оно не затронет, так как в них стоимость электрической энергии ниже среднероссийского уровня.
Также Александр Осипов пояснил, что снижение энерготарифов на Дальнем Востоке будет происходить за счет надбавки на оптовом рынке тарифов на электрическую энергию в Центральной части России. Размер этой надбавки будет определяться Федеральной антимонопольной службой совместно с органами тарифного регулирования, органами исполнительной власти субъектов ДФО и составит, по предварительным оценкам, не выше 1,5 процента. Кроме того, по расчетам Минвостокразвития, бюджеты регионов получат экономию до 5,7 млрд рублей за счет снижения энерготарифов для региональных и муниципальных бюджетных учреждений. Высвободившиеся средства, считает замминистра Дальнего Востока, регионы смогут самостоятельно направить на различные цели.
Помимо этого Минвостокразвития планирует разработать методику снижения энерготарифов, которая позволит регионам произвести дифференциацию по типам потребителей и определить, какое снижение энерготарифов необходимо произвести для промышленных потребителей и бюджетной сферы.
По мнению сенатора Вячеслава Штырова, проблемы в электроэнергетике Дальнего Востока необходимо рассматривать в комплексе. «Мы поддерживаем министерство по развитию Дальнего Востока в части снижения энерготарифов для бюджетной сферы, в вопросе предоставления права субъектам и их регулирующим органам произвести дифференциацию по прочим потребителям. Однако надо смотреть в корень – электроэнергетика на Дальнем Востоке развита недостаточно», — отметил сенатор. Он убежден, что необходимо развивать сетевое энергохозяйство, объединять изолированные энергосистемы, возводить новые энергетические объекты. В этом случае за счет использования дешевой электроэнергии, хороших генерирующих источников появится возможность снизить тарифы естественным путем.
Сенатор выступил с предложением о совместном с Минэнерго рассмотрении состояния энергетики Российской Федерации. «Мы должны поставить вопрос о пересмотре дальневосточной части энергетической программы, чтобы найти возможность снизить тарифы естественным путем. И это возможно сделать. Но нужно создавать планы, согласовывать и целенаправленно добиваться их реализации, работать над ними», — считает Вячеслав Штыров.