С Крымским мостом мы связываем будущее, развитие нашей страны: мост неразрывно соединит Крым с материком. Я уверен, что и сухопутный мост скоро заработает, мы и Новороссию освободим от нацистов. Не будем наших братьев оставлять под оккупантами. Наша общая задача — сеять разумное, доброе, вечное и бороться со злом, которое принесено американцами на Украину и превратило эту территорию в оккупированную зону сплошного зла, насилия, произвола.

Я хотел в своём выступлении пофантазировать, как могло бы строиться развитие Крыма и в социально-экономической части, с опорой на наши традиционные духовные ценности с учётом современных институтов функционирования и развития экономики. Может быть, что-то из сказанного мной покажется фантастическим, но я уверен, что при желании наш человек осилит любой сложности дорогу, мы сумеем воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет современная эпоха.

Не только в России, но и во всём мире происходят сразу две большие революции. Это технологическая революция, связанная с переходом к новому технологическому укладу, и институциональная революция, вызванная переходом к новому мирохозяйственному укладу, к новой системе институтов, обеспечивающих организацию работы мировой экономики. Хотелось бы, опираясь на прогрессивный мировой опыт и наше понимание закономерностей современного экономического развития, разработать для Крыма такую концепцию развития, которая сочетала бы самое передовое, новое и современное и с точки зрения технологии, и с точки зрения институтов, механизмов управления, способов организации производства.

Новый технологический уклад — это комплекс взаимосвязанных технологий, технологически сопряжённых производств, который сегодня растёт, в среднем, темпом 35% в год, по разным направлениям от 20% до 80% ежегодного прироста продукции в ядре нового технологического уклада. Ядром этого бурно растущего уклада являются, прежде всего, нанотехнологии, биоинженерные технологии, информационно-коммуникационные и аддитивные технологии. С учётом уникальных особенностей Крыма эти технологические вызовы ему вполне посильны. (Не случайно символом уходящего технологического уклада, успеха является Кремниевая долина в Калифорнии, где климатические условия похожи на Крым).

Нужно учесть, что важнейшей частью требований к производству нового технологического уклада является чистота, буквально стерильность. Если мы сумеем провести оздоровление окружающей среды, обеспечить высокие экологические стандарты в Крыму, это станет серьёзным конкурентным преимуществом. Новые ядра технологического развития создаются сегодня не в мегаполисах. Они создаются в чистых, комфортных, удобных для проживания местах, где люди могут творить, работать, реализовывать свои способности в хороших условиях. Крым — уникальное место, и его огромное преимущество в том, что самой большой отраслью нового технологического уклада становится здравоохранение. На долю его будет приходиться около 20% использования валового продукта. А Крым был всесоюзной здравницей, сейчас — всероссийская здравница. Наращивание этого конкурентного преимущества с помощью современных технологий — важнейшее направление развития.

Второй по масштабу отраслью экономики становится образование. В совокупности отрасли, которые обеспечивают воспроизводство человеческого капитала, — здравоохранение, образование, культура, наука — будут занимать более половины использования валового продукта. Для всех этих сфер деятельности в Крыму прекрасные возможности. Но требуются инвестиции в инфраструктуру, которые должны дать основу для того, чтобы люди могли комфортно выстраивать свою жизнь, развивать предприятия, опираясь на возможности нового технологического уклада.

А для крымской энергетики новый технологический уклад означает, прежде всего, гелиевую энергетику, которая сегодня, благодаря достижениям в сфере нанотехнологий, по стоимости удельной мощности генерации электроэнергии становится дешевле тепловой. Это магистральное направление, которое с учётом объективных проблем с энергообеспечением должно дать существенный толчок в экономическом развитии.

Так же, как и использование эффекта сверхпроводимости. К сожалению, упущены серьёзные возможности: когда строили электромост с материка в Крым, использовали импортные кабели, а можно было провести наши сверхпроводниковые кабели. Наша промышленность способна делать лучшие в мире сверхпроводниковые ленты, и мы бы тогда одновременно решали проблему энергообеспечения и дали мощный толчок развитию новых передовых технологий. Очень важно, чтобы, когда такие крупномасштабные инфраструктурные проекты планируются, изначально закладывались самые передовые технические решение.

Наряду с технологической идёт институциональная революция — переход к новой социально-экономической формации. Речь о переходе передовых стран к новой системе институтов, обеспечивающих организацию производства и развитие экономики, с опорой на те достижения, которые мы отрабатывали в течение предыдущего мирохозяйственного уклада, что развивался в соревновании двух крупных империй: советской и западной. Это был уклад крупных организаций, мощных иерархических структур. Сегодня он олицетворён американоцентричной либеральной глобализацией, которая основывается на воспроизводстве крупных транснациональных корпораций. В основном американских, также европейских и японских. Этот хозяйственный уклад уходит в прошлое. Попытки у нас в 90-е годы сесть в этот поезд предпринимались без понимания того, что это уходящий поезд, который сегодня уже зашёл в тупик, несмотря на лихорадочные попытки спасти способность этого уклада к развитию.

Этот мирохозяйственный уклад пробуксовывает, и мир находится в состоянии перехода к интегральному мирохозяйственному укладу, который в Советском Союзе мог бы прорасти. У нас была теория конвергенции, теория смешанной экономики, но она так и осталась в академических кабинетах. А вот Китай реализовал этот мирохозяйственный уклад в полном объёме, вобрав в себя все те достижения, которые были характерны и для Советского Союза с системой планирования и созданием фиатных денег, работающих на развитие производства. Китай создал сложную конвергентную экономику, в которой гармонично развивается, тридцать лет лидирует в мире по темпам экономического роста, и уже сегодня американцы экономическую конкуренцию проиграли: Китай производит материально больше, больше продаёт высокотехнологической продукции. Вслед за Китаем по этому пути идут страны Индокитая, Африки, Индия. Везде, где этот мирохозяйственный уклад реализуется, мы видим взрыв в экономическом развитии.

Смысл этой новой системы институтов заключается в гармонизации разных начал, которые у нас оказались несовместимыми. Это централизованное индикативное планирование, с одной стороны, — рыночная самоорганизация, с другой — это частное предпринимательство с опорой на государственную инфраструктуру, государственные финансы, государственные институты развития. И роль государства в этой системе отношений заключается не в том, чтобы командовать всеми, и не в том, чтобы обеспечивать крупному бизнесу сверхприбыли любой ценой, а в гармонизации интересов. Государство, как модератор, собирает разные социальные группы, формирует единую социально-экономическую политику, в которой механизм государственного регулирования заставляет бизнес работать в интересах общественного благосостояния.

Как в Крыму этот мирохозяйственный уклад может быть реализован? В Крыму сейчас бум планирования: принимаются генеральные планы, разрабатываются стратегии развития. Очень важно, чтобы в эту ткань планирования изначально вписывались интересы всех участников процесса хозяйственной деятельности, и важно, чтобы эти планы подкреплялись механизмами частного государственного партнёрства. Очень важна правовая среда и строгое соблюдение обязательств. Ведь новый мирохозяйственный уклад — это прежде всего правовая экономика. Мы привыкли говорить «правовое государство». Но правового государства, как мы сегодня убедились, нет ни в Европе, ни в Америке, и в Советском Союзе, в сущности, не было. Это административная система, где право было служанкой административных командных методов управления.

В новом мирохозяйственном укладе важно обеспечивать взаимное соблюдение обязательств, прежде всего в инвестиционной деятельности. Если инвестиционные контракты подписываются, если инвестиционные конкурсы выигрываются — они должны соблюдаться. Очень важно доверие, оно является основой новой системы отношений: доверие между бизнесом, государством, между государством и людьми, между разными участниками экономического процесса. Именно инвестиционная деятельность — совместные усилия государства, бизнеса и людей по наращиванию инвестиций — лежит в основе китайского экономического чуда.

Но самый главный и самый пикантный вопрос: где взять деньги на эти цели? Крым оторван от нашей банковской системы. Но не лиха беда, потому что российская банковская система сегодня не работает вообще как банковская система. «Благодаря» деятельности Центрального банка у нас полностью заблокирован трансмиссионный механизм банковской системы. И банки, включая государственные, занимаются чем угодно, только не кредитованием инвестиций. Доля кредитов в производственные инвестиции во всей российской банковской системе составляет всего 5%. Если мы возьмём средний разрез по предприятиям, доля банковских кредитов у предприятия, финансирование инвестиций составляет не более 7%. То есть наши банки откачивают деньги из производственной сферы в спекуляции и дальше, значительная часть уходит за границу. Крым оторван от нашей государственной банковской системы. Тут работают, конечно, банки, в том числе созданные при помощи государства, но крупнейшие банковские институты в Крым так и не зашли. С одной стороны, это плохо, но с другой стороны, какой регион ни возьмите, кроме Москвы, если посмотрите баланс работы банков, то увидите, что для большинства регионов он отрицательный. То есть банки собирают деньги у населения в большей степени, чем вкладывают обратно в развитие региона. Куда деньги деваются? Самый больший насос — это Московская биржа, там объём операций вырос пятикратно за эти годы. То есть они высасывают деньги из реального сектора спекуляциями.

И возникла идея: сделать Крым передовым регионом в освоении цифровых технологий. Цифровые технологии в денежном обращении позволяют сегодня создавать платёжные средства для автономных хозяйственных систем, которые бы работали через системы так называемых криптоденег (это деньги, создаваемые с использованием цифровых технологий, контроль за которыми можно обеспечить, они прозрачны). Их целевое использование можно гарантировать. Через механизмы блокчейна обеспечивается взаимный контроль за движением этих денег. Поскольку есть позиция президента страны Владимира Путина насчёт развития цифровых технологий, но в то же время есть отставание нашего регулятора в регулировании этой сферы, можно было бы, с учётом искусственной изоляции Крыма от банковской системы, добиться, чтобы именно в Крыму мы попытались отработать механизмы цифровых технологий в денежном обращении, что обеспечило бы насыщение крымской экономики платёжными средствами, дало возможности для привлечения новых инструментов финансирования, в том числе инвестиций. И эти технологии действуют без банков, это означает, что желающие инвестировать в Крым могут это делать, не боясь санкций, потому что банки о них не сообщат никому, в том числе для зарубежных инвесторов это весьма важно.

Хочу отметить, что российские традиционные духовные ценности очень хорошо вписываются в новый мирохозяйственный уклад. И солидарность, и коллективизм, и первенство духовного перед материальным, и желание сплочённо работать для достижения высоких целей — всё это может быть легко реализовано в рамках институтов нового мирохозяйственного уклада, дать большой экономический эффект. И Крым мог бы стать образцом для страны.

Сакральный центр — это не только памятники истории и культуры. Сакральный центр — это, прежде всего, источник духовной энергии. Этот источник духовной энергии должен вливаться в духовные мехи. Мы должны, опираясь на нашу многовековую духовную сокровищницу, хранительницу наших традиций в Крыму в виде и архитектуры, и географии, и исторических памятников, и музеев, попытаться в условиях революционных перемен, происходящих в мире, найти свою траекторию успешного развития. В этом я бы видел смысл деятельности крымского отделения Изборского клуба.

ИсточникЗавтра
Сергей Глазьев
Глазьев Сергей Юрьевич (р. 1961) – ведущий отечественный экономист, политический и государственный деятель, академик РАН. Советник Президента РФ по вопросам евразийской интеграции. Один из инициаторов, постоянный член Изборского клуба. Подробнее...