100 лет русской истории — коту под хвост. По крайней мере, с точки зрения смысла. Великие страдания, великие достижения, великие успехи – а по итогам некая зияющая семантическая пустота. Сегодня очень сложно, учитывая почти психиатрическое состояние общества говорить на болезненные темы, а Октябрьская революция – безусловно, патогенное ядро. Страна пребывает в ментальной коме по прошествии этих ста лет – и оправдывать ее невозможно, и проклинать глупо – потому что это значит проклинать самих себя.

Событие становится историческим событием, когда подвергается интерпретации. Когда нет интерпретации – нет факта. Для человека только то является событием, что несет в себе смысл. Постепенная утрата смысла октябрьского переворота постепенно стирает сам факт. Поэтому если мы и дальше ничего не будем понимать, через какое-то время сочтем, что этого не было. История – совокупность не фактов, а смыслов.

Важно не столько понять смысл события, сколько подготовить для этого почву – без этого дальше двигаться невозможно. Чтобы обеспечить основу для осмысленного отношения к Октябрьской революции, необходимо сделать ряд предварительных отрицаний. Существует три интерпретации события, соответствующие трем основным политическим идеологиям – либеральной, марксистской и националистической. Все три объяснения абсолютно неверны.

Либеральное объяснение: Россия развивалась с опозданием, отставая от Запада, и наконец-то удалось сбросить проклятое самодержавие, построить институты гражданского общества и приступить к буржуазным реформам. Но тут безумный русский народ, не готовый к демократии, тоталитарный, экстремистский и человеконенавистнический, свергает свежую и невинную попытку начать демократические реформы. Вновь – тоталитарное общество, из огня да в полымя. Такой подход игнорирует специфику нашей национальной истории. С либеральным видением надо расстаться сразу.

Вторая точка зрения, не менее глупая – марксистская. Она доминировала в течение 70-ти лет. Существует смена эконосических формаций, за феодализмом идет капитализм, за капитализмом – социализм,  за социализмом – коммунизм. Точка зрения позорно рухнула, поскольку была неправильной с самого начала. Даже с т.з. марксизма она не учитывала, в каком положении находилась Россия на начало ХХ века. Семантически эта теория ничего не объясняет.

Третья версия, миноритарная в нашем обществе, — консервативная (или националистическая). Приехали в запечатанном вагоне инородцы, поддержанные мировой закулисой и немецким генштабом, незаконно захватили власть, устроили геноцид и правили бы страной до сих пор, если бы товарищ Сталин не порешил эту гвардию в 1937-м году. Но потом в процессе Великой Отечественной Войны случилось перерождение, и потом с Божьей помощью в космос полетели. Некоторые конспирологически считают, что захватившие власть в 17-м году никуда и не уходят. Такая теория как бы снимает с нас ответственность за произошедшее.

Две первые – доминируют, третья, скорее, маргинальна. Она тоже неверна, но ее даже немного жаль. Все три нужно выбросить в мусорное ведро. Октябрьскую революцию надо понять, исходя из нашей русской истории. Это было событие, за которое мы несем ответственность. На мой взгляд, безответственно говорить: «они убили Бога», «они построили Модерн», «они устроили революцию». Это сделали мы, в той степени, в какой мы являемся русскими. Мы должны это понять – может, не принять и осудить, может наоборот назвать предметом гордости – но это должно быть помещено вне этих трех контекстов.

Надо найти в себе силы подойти к Октябрьской революции с четвертой позиции: с позиции русской истории, русской диалектики, нас как субъекта истории. Мы не игрушка сил, или смены исторических формаций, или технического прогресса (либерализма, эволюции и пр.), мы не объект заговора. Почему же русский народ это сделал в 1917 году? Ведь это имело грандиозные последствия, чудовищный масштаб и с точки зрения нашего самоистребления, и ментальной деградации. Весь этот столетний этап нашей русской истории мы должны понять, осмыслить и взять за нее ответственность.

Давайте честно признаемся: мы не понимаем событий Октября. Для нас это открытая проблема, открытая рана. Мы должны отставить ложные интерпретации. Здесь скрыта тайна нашего национального бытия – возможно, очень страшная, связанная с последними временами и мистерией антихриста. Но она является частью нашего исторического бытия. Если будем придерживаться трех классических идеологий, мы никогда этого не поймем. А не поймем – все повторится. Чтобы понять Октябрь, надо понять логику русской истории, идентичность русского народа, и выстроить непротиворечивую, проистекающую из нашего глубинного мировоззрения картину мира. То, чем мы не занимаемся сегодня.

Призываю всех проснуться. Наше общество спит, сквозь этот сон ничего различить невозможно,  в т.ч. смысл Октябрьской революции, а значит, последнего столетия русской истории.

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...