Построить корабль — это лишь половина дела и половина его жизни. Долгую жизнь кораблю даёт ремонт…

«Звёздочка» русского севера

От столицы русских поморов Архангельска до раскинувшегося в устье Северной Двины Северодвинска чуть больше пятидесяти километров. Здесь, на острове Ягры, вдоль Никольского устья вытянулась километровая линия громадных цехов и доков знаменитой «Звёздочки» — лидера российского судостроения и судоремонта. В этом году заводу исполнился семьдесят один год. «Звёздочка» — тогда завод № 893 — изначально создавалась как судоремонтное производство, и его первыми заказами стали дизель-электрическая лодка крейсерского класса и ледокольный пароход «Василий Прончищев». В те годы большинство подводных лодок были номерными, названий не имели, и потому «Прончищев» вошёл в историю предприятия как первый его заказ. С тех пор «Звёздочка» — одна из основных судоремонтных площадок Северного флота и не только его…

6 ноября 1962 года в истории завода открылась новая страница: для ремонта и модернизации сюда пришла первая атомная подводная лодка — К-33. Так завод стал головным предприятием по ремонту атомных подлодок. Поэтому именно «Звёздочке» поручили сложнейшую операцию по замене на первом в мире атомном ледоколе «Ленин» старой энергетической установки на новую, более мощную и надёжную двухреакторную установку, а также одновременный ремонт всего ледокола. Сроки ставились чрезвычайно жёсткие: сдать ледокол «Ленин» к столетию со дня рождения В. И. Ленина, к началу навигации 1970 года. И «Звёздочка» справилась с задачей!

В начале 90-х перед заводом была поставлена ещё одна важнейшая стратегическая задача: утилизация списанных атомных подлодок, кладбища которых грозили стать зонами экологической катастрофы. Именно на «Звёздочке» были утилизированы 44 из 119 выведенных из состава Северного флота атомоходов. Сегодня акционерное общество Центр судоремонта «Звёздочка» — самый мощный судоремонтный кластер России. Попасть сюда — удача для любого журналиста. И вот, после целой чреды разрешений и согласований, мы шагаем по территории завода…

От атомохода до лайнера

…Винты. Любых форм и размеров. От совсем миниатюрных яхтных до настоящих «динозавров», где одна лопасть возвышается над тобой, как скала! Отливающие синевой стальные, золотистые бронзовые; белые, как серебро, — из каких-то особых сплавов. Причудливых форм: похожие на шнеки мясорубок водомётные и изогнутые, как крылья чаек в полёте, винты атомоходов; привычные четырёхлопастные «пароходные» и многокрылые — для бесшумных подводных охотников.

Цех — царство стали!

Огромные серые «плавники» отливок, испещрённые меловыми пометками, похожими на иероглифы, понятные лишь посвящённым, в очереди на обработку перед громадными станками. Станки размером с двухэтажный дом, неутомимо и монотонно грызущие, строгающие, стачивающие сталь и бронзу.

Здесь главный лозунг — терпение, когда из многотонной угрюмой отливки день за днём, миллиметр за миллиметром резцы высвобождают, словно бабочку из кокона, совершенную, сияющую острыми, как бритва, гранями лопасть гребного винта.

Второй лозунг — точность!

За этим чутко следит электроника. Десятки датчиков и сложнейших программ контролируют ход обрабатывающих головок — буквально каждый проход резца по поверхности заготовки. При громадной цене изделия брак тут просто исключён!

Качество продукции специализированного винтообрабатывающего производства «Звёздочки» — а именно таков статус цеха винтообработки — такое, что сегодня на винтах «Звёздочки» в мире ходят сотни судов: от громадных арктических газовозов до плавучих дворцов-лайнеров класса «Оазис». Именно винтообработка вытянула завод в страшные 90-е, когда государственное финансирование упало практически до нуля. Руководивший тогда производством винтов Николай Шорохов смог вовремя увидеть перспективную нишу для производства и ценой огромных усилий перепрофилировать цех с военной продукции на производство винтов для заграничного потребителя. И за следующие годы «Звёздочка» заняла лидирующее место в производстве винтов для крупных лайнеров.

Из обычного номерного цех превратился в специализированное производство. Постепенно расширялась и его номенклатура. Кроме винтов и их комплектующих СВП перешло на изготовление полного комплекта движения — комплексной линии вала. Последние 10-15 лет не только на Западе, но и в России судостроители проявляют интерес к поставке пакетного оборудования, то есть покупают не отдельно вал, гребной винт, подшипники, а всё в сборе. И завод перешёл на такое производство!

А затем, в начале десятилетия было принято революционное решение начать работы над самым перспективным современным направлением движения судов — пропульсивными системами: специальными винторулевыми колонками и подруливающими устройствами, которые обеспечивают судам уникальную маневренность. Для этого были объединены усилия специализированного винтообрабатывающего производства «Звёздочки» и двух её филиалов: НПО «Винт» и опытного завода «Вега». В лихие годы гайдаровских реформ этим предприятиям удалось сохранить и свой технический потенциал, и квалифицированные кадры.

Под проект был собран молодой творческий конструкторский коллектив в составе кандидатов технических наук Виктора Денисов и Олега Рохина, аспирантов Андрея Васильева, Дмитрия Угренюка и Сергея Серветника. Что очень важно, это была не работа «в пустоту», почти сразу нашёлся заказчик таких систем — компания «Газфлот», которой для судов проекта 22420 необходимы были такие колонки. Цена заграничных колонок была столь высока, что резко снижала рентабельность перевозок. К тому же зависимость от обслуживания иностранными специалистами делала стратегические перевозки газа крайне уязвимыми. Тогда, в 2010 году, это казалось не очень существенным. Но сегодня, в условиях санкций, эта проблема стала как никогда актуальна. Всё это не просто политическая терминология! В 2015 году, сразу после принятия первых пакетов санкций, норвежское представительство компании «Роллс-Ройс» совершенно неожиданно, в нарушение всех контрактов, которые никак не попадали под эти санкции, оборвало сотрудничество с заводом на этапе пуско-наладочных работ на строящемся транспорте «Академик Ковалёв». Наладчики не приехали, и представительство просто перестало отвечать на звонки! Тогда за дело взялись специалисты завода. И смогли завершить все работы вовремя и с должным качеством.

К 2012 году отечественные винторулевые колонки были созданы. А на «Звёздочке» появился центр пропульсивных систем, руководителем которого назначили Александра Ильинцева, воспитанника Николая Шорохова. Сегодня это одна из самых востребованных ни мировом рынке корабельных продукций.

Аппетит приходит во время еды. И за винторулевыми колонками «Звёздочка» стала осваивать водомётные движители. Первые их комплекты создавались всем заводом, но уже на третьем производство было передано СВОПу. Сегодня производство стабильно и с высоким качеством собирает этот тип движителей.

Стратегический ремонт

…Зарядивший нудный и ледяной архангельский дождь укутал завод в серую мутную кисею. Как-то сразу расплылись очертания цехов, налились кровавым кумачом намокшие металлические фермы, асфальт под ногами залоснился, как шкура кита. Завод громаден, и уже очень скоро дождь сырой лапой шарил по плечам, поэтому дверь цеха с цифрой десять на воротах, к которой мы, наконец, подошли, показалась спасительным входом в эдем. За дверью распахнулась громадная пещера цеха, утягивавшаяся куда-то в далёкий полумрак. Посреди пещеры высоченные — под крышу — этажерки лесов. За ними в гирляндах ламп угадывалось какое-то огромное тёмное китообразное тело, на корпусе которого тут и там вспыхивали искры сварки, стучали молоты, истерично визжали «болгарки»…

Мы долго поднимаемся по корабельным решётчатым лестницам куда-то под самый потолок цеха, идём по мостикам, переходам и вдруг совершенно неожиданно оказываемся перед огромными пустыми «глазницами» торпедных аппаратов, за которыми в полутьме угадывается высокая чёрная башня — рубка подводной лодки! «Синдурадж» — индийская дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 ЭКМ. Она прибыла на «Звёздочку» в августе для прохождения среднего ремонта. Путь её сюда был долгим. 4 августа лодка была погружена на судно-док, а затем — почти «кругосветка» вдоль южной оконечности Африки, через Атлантику, Северное, Баренцево и Белое моря. Только через полтора месяца, 14 сентября судно-док вошло в порт Северодвинска. Теперь два года русские корабелы будут приводить «индианку» в идеальное корабельное состояние. Обратно в порт приписки «Синдурадж» пойдёт своим ходом…

Средний ремонт — на флотском языке это ремонт, после которого боевой корабль должен прослужить ещё, как минимум, такой же срок, который уже пробыл в строю. В ходе него проверяются, а если необходимо — заменяются все основные системы корабля, многие из них — на более современные, модернизированные. В большинстве случаев после среднего ремонта боевой корабль возвращается в строй, существенно нарастив свои боевые возможности.

Такой ремонт много лет был одним из основных направлений работы предприятия. Но в начале 90-х военный бюджет усох до жалких крох, началось настоящее вымирание российского флота. Без среднего ремонта корабли начали стремительно стареть и выводиться из линии, как говорят моряки. Ресурс корабельных систем выбивался, фактически, до нуля, когда эксплуатация корабля уже была невозможна, а цена ремонта вышедших из строя систем взлетала в таком случае до стоимости нового корабля. Как итог, за двадцать лет наш ВМФ лишился почти 50% своего корабельного состава — их просто «списали на иголки», так говорят об отправке корабля на разделку на флоте.

Но и оставшиеся в строю корабли находились в критическом состоянии. Их боеготовность поддерживалась за счёт ужатия до полного мизера выходов в море, что позволяло беречь ресурс ценой утраты навыков экипажами. И «каннибализмом», когда с выведенных из линии кораблей снимались и ставились на более-менее «живые» корабли блоки, системы и устройства, что окончательно превращало их прошлых хозяев в мёртвое железо.

Сегодня график среднего ремонта является одним из стратегических элементов восстановления боеспособности флота. И у «Звёздочки» тут особая роль. Именно здесь проходят средний ремонт наши атомные подводные крейсера и дизель-электрические лодки. И тут новые экономические условия диктуют свои правила. Раньше, выполняя средний ремонт, «Звёздочка» выступала, фактически, сборщиком. Доля заводских работ в ремонте составляла 50-60%, остальное завозили и устанавливали смежники. Весь СССР тогда работал на корабелов. Сегодня большинство этих связей распалось. Многие заводы просто прекратили существование. И теперь на «Звёздочке» производится почти вся номенклатура необходимого для ремонта оборудования. Теперь завод выполняет 92% ремонта.

Индийский «Синдурадж» выполнит уже второй средний ремонт. Лодка была заложена на верфи нижегородского завода «Красное Сормово» в 1985 году по заказу правительства Индии. В 1987 году вошла в состав Военно-морских сил Индии. Субмарина станет седьмой подлодкой ВМС Индии, которая пройдёт ремонт на верфи «Звёздочка».

И снова по плечам промокшего насквозь пуховика барабанит стылый дождь…

…В огромном — размером с футбольную арену «Лужников» — сухом доке потрясающая своим сюрреализмом картина. Громадный, высотой с шестнадцатиэтажный дом, тысячетонный боевой корабль, извлечённый каким-то неведомым гигантом из воды и аккуратно поставленный на едва различимую цепочку колёсных платформ, практически парит в воздухе. На борту ближе к корме название: «Маршал Устинов» — ракетный крейсер, второй корабль проекта 1164 «Атлант». «Убийца авианосцев», как его прозвали на флоте в 80-е. Построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве и передан ВМФ в 1987 году. Сегодня «Устинов» входит в состав Северного флота. Здесь он с коротким визитом: после боевой службы крейсер должен пройти докование. По заводским меркам — «забежал»! Поэтому не удивительно, что на повисшем над землёй крейсере в полном составе экипаж, который по традиции наравне с заводчанами участвует в ремонтных и профилактических работах. Такое соучастие позволяет морякам ещё лучше узнать свой корабль, изучить ту его часть, которая в обычное время скрыта глубоко под водой. А буквально за стеной дока у достроечного пирса сияет свежестью красок океанографическое исследовательское судно «Академик Александров», оно уже построено «Звёздочкой», скоро будет принято флотом и отправится в пункт приписки, а пока готовится к ходовым испытаниям.

«Звёздочка» строит, «Звёздочка» ремонтирует, «Звёздочка» конструирует и разрабатывает. «Звёдочка» — звезда первой величины в созвездии российского кораблестроения…

ИсточникЗавтра
Владислав Шурыгин
Шурыгин Владислав Владиславович (род. 1963) ‑ военный публицист, обозреватель газеты «Завтра», член редколлегии АПН.ру. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...