22 ноября в Сочи состоится трехсторонний саммит, в котором примут участие президент России Владимир Путин, лидер Ирана Хасан Рухани и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган.
Влияние этой тройки на сирийский процесс — самое большое, какое только можно представить в Сирии. Именно договорённости между Россией, Турцией и Ираном могут кардинально изменить ситуацию. Я бы не хотел, чтобы Россия оказалось главной в этом треугольнике, фактически мы видим представителей трех великих древних держав, которые договариваются между собой о мире на Ближнем Востоке. Я считаю, что это — гиперисторическое событие.
Убежден, что форматы переговоров должны переходить от глобальных к региональным. Так, мир на Кавказе должен быть уделом не США и Евросоюза, а именно тройки — России, Турции и Ирана. И конечно, это — три ключевые страны по урегулированию сирийского кризиса. Они сумели защитить свои интересы в Сирии с разным успехом. Турция — не сумела достичь поставленных целей, а Анкара старалась свергнуть Асада и превратить Сирию в своего сателлита. Но после политического путча, во время которого властям Турции оказали поддержку Россия и Иран, Анкара поменяла свою позицию и стала выходить из сирийского капкана, который мог стать для нее катастрофой.
Поэтому я убежден, что встреча Путина, Рухани и Эрдогана — историческое событие, которое можно сравнить с Ялтинской или Потсдамской конференцией, только в региональном масштабе.
Помимо разделения сфер влияния и недопущения усиления позиций США и Израиля, что принципиально для Ирана и Турции (Россия все-таки является партнером Израиля), может быть достигнуто ряд важных договоренностей. Во-первых, безусловно, в будущем можно ожидать вытеснение из Сирии американских войск. Речь идет о невоенном пути. Во-вторых, можно рассчитывать на уменьшение инструментария гибридной войны, которую американцы и их союзники ведут в регионе. Прежде всего речь идет о курдских формированиях, которые рассматривается всеми тремя сторонами как элемент американского и израильского присутствия. В-третьих, конечно, все три стороны устроила бы сирийско-ливанская конфигурация. В-четвертых, уверен, что будут обсуждаться договоренности по «южному рукаву» Шелкового пути, который будет проходить через Среднюю Азию, через зону российского влияния, через Иран и Турцию.
Турция является конечной точкой этого проекта, так как западная граница Украины заблокирована из-за украинского кризиса. Таки образом Турция считается единственной благоприятной точкой завершения Шелкового пути во всех его форматах — энергетическом, торговом, транспортном и т.д.
И, конечно, союз трех стран — это контроль западной и центральной ветки «Шелкового пути», это половина мировой торговли XXI века.