В Бочаров ручей, в резиденцию Владимира Путина прибыл сначала президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад, а затем — президенты Ирана и Турции. Эти визиты, эти денные и нощные переговоры завершают мучительную кровавую военно-стратегическую операцию в Сирии, в результате которой считавший себя несокрушимым террористический ИГИЛ, претендовавший на мировое господство, оказался разгромленным. Рассыпаясь на множество растрёпанных, истерзанных боями групп, покидает Сирию, разбегается по обширным территориям Ближнего Востока и Азии.

Победа над ИГИЛ, этой мировой проказой, явилась результатом мощного воздействия российских Воздушно-космических сил, которые сберегли сирийскую армию от разгрома, сохранили законно избранного президента Сирии, обеспечили территориальную целостность этой арабской страны.

Какой великолепной была эта страна! Какие чудесные города, дивные дороги, оливковые рощи, мировые святыни! Здесь проходила древняя библейская история. Здесь произошло чудо, преобразившее фарисея Савла в богооткровенного апостола Павла. Здесь античная красота сочеталась с мусульманской лазурью, древность седых времён с современным блеском и красотой. Не верилось, что эта процветающая страна будет испепелена и расплющена, безумная свирепость заблудшего разума станет взрывать Пальмиру, уничтожит православный монастырь святой Фёклы, превратит Алеппо в раздавленную скорлупу некогда прекрасной перламутровой раковины.

Помню, как ночью на окраине Дамаска в мечети собирались осторожные заговорщики, их тихий ропот и осторожные проповеди, которые потом превратились в чудовищный взрыв. Безумные демонстрации на улицах Хомса и Хамы, где я увидел первые обугленные стены и кляксы крови на тротуарах. Помню отступавшую сирийскую армию, которая сражалась за каждый город, за каждый дом. В предместьях Дамаска, которые ещё недавно считались районами преуспевающих богачей и респектабельных предпринимателей, не было ни одного уцелевшего здания, а из каждого разбитого снарядами окна тянулся шлейф копоти. Вместе с сирийскими солдатами мы мчались на боевой машине пехоты по дымящимся улицам, ожидая удара гранатомёта.

Помню мертвящий ужас и ненависть, охватившие меня, когда я узнал о взрыве «Боинга» с нашими пассажирами над Синаем. И ночью мне снились летящие в безвоздушном пространстве дети и женщины, как семена из распавшейся головки мака. Мне не забыть той оренбургской степной деревни, где на сельском кладбище высилась гора цветов над могилой героя сирийской кампании Александра Прохоренко.

Сирийская война обожгла Россию, была войной не только за Алеппо и Пальмиру, но и за русские города и селения, за их благополучие. Это была не только победа российского оружия, не только мужественная борьба сирийской армии, не только отважные операции ливанской Хизболлы и иранских Стражей Исламской революции. Это была блестящая победа новой российской дипломатии — дипломатии Сергея Лаврова.

Сегодняшняя Сирия, сохранившая территориальную целостность, разделена на три зоны влияния: турецкую, иранскую и российскую. Каждая из этих стран гарантирует умиротворение на подконтрольной ей территории. Добиться этого триумвирата, который не включает в себя высокомерную Америку, и есть гармония интересов трёх держав, отношения между которыми осложнялись то сбитым турками российским бомбардировщиком, то российскими санкциями, направленными против Ирана. Это согласие установлено в результате изощрённой работы наших дипломатов. Они сумели найти хрупкий баланс пульсирующих интересов всех государств Ближнего Востока, всех мировых держав, которые считают ближневосточную нефть источником своего благополучия. И вот баланс, казавшийся невозможным, найден. Разрастающийся ближневосточный конфликт был взят под контроль. Кризис, который выглядел неуправляемым, извергавший на Европу сотни тысяч обезумевших, разгневанных, стенающих беженцев, — этот конфликт нашёл своё разрешение. Президентами России и Сирии было объявлено о завершении военного процесса и начале процесса политического. Объединить все имеющиеся в Сирии группировки, сочетать их интересы, создать политические и общественные каналы, по которым эти интересы найдут свой путь в большую политику, в выборный процесс — этот этап, не менее мучительный и сложный, чем военный, уже начался и будет продолжен. Сирийская драма прошла свою кровавую стадию и вступила в стадию изнурительной политики.

Русской общественности справедливо внушают, что наша кампания в Сирии предотвратила разгул терроризма на Северном Кавказе, в Татарстане, в Москве, в других больших городах, где существуют огромные мусульманские диаспоры, где дремлют грибницы нелегальных террористических организаций.

Матка мирового терроризма разгромлена. Но сирийская операция является частью огромного геостратегического проекта, который предприняло молодое государство российское впервые после 1991 года, когда был разрушен весь оборонный пояс, прикрывавший нашу страну с юга. На восстановление этого пояса, жизненно важного для безопасности молодого государства, потрачены огромные материальные ресурсы, воля, интеллект, стратегические представления военных и дипломатов.

Украина, владея Крымом, сжимала кольцо вокруг Севастополя, душила Черноморский флот, выдавливая из него русские военные корабли, готовя Севастопольскую бухту для кораблей 6-го американского флота. Возвращение Крыма России и Черноморского флота Севастополю имело стратегическое значение. Усилиями Черноморского флота Россия вернула себе контроль над Чёрным морем, будет блокировать там группировку НАТОвских кораблей, представленных Турцией, Болгарией и Румынией, а также предостерегать Грузию от необдуманных действий. Примирение с Турцией предотвращает перекрытие проливов Босфор и Дарданеллы для военных кораблей России, которые попадают в Средиземное море, выходят на оперативный простор, противодействуя 6-му американскому флоту. Армада американских самолётов, поднявшихся с авианосных палуб, способна нанести разрушительный удар по западной части России. Появление на территории Сирии, в Хмеймиме, русской военно-воздушной базы позволяет вновь, как в советские времена, наращивать в Средиземном море эскадру боевых кораблей, которые собираются сюда для боевого дежурства с Балтики, Северного флота, Севастополя, а если нужно — и с Тихого океана. Эта группировка, получая военно-воздушную поддержку с суши, оснащённая новыми крылатыми ракетами, обретя ремонтную базу в Тартусе, способна обесточить НАТОвский флот, который ещё недавно безмятежно хозяйничал в этом важнейшем геостратегическом регионе.

Завершение военно-стратегической операции в Сирии показывает зрелость и возмужание нового государства российского, крепость и мощь его оружия, стратегическое мышление политического руководства, отвагу и беспредельный героизм её военнослужащих. Государство российское присутствует в современном турбулентном мире как гармонизирующая примиряющая сила. Враг разбит! Победа — за нами!

ИсточникЗавтра
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...