От способности извлекать конструктивные уроки прошлого зависит понимание того, что нам нужно делать сейчас, считают участники Изборского клуба, второе заседание которого прошло в Казани. Собравшиеся эксперты оценили с разных точек зрения события столетней давности и попытались сравнить их с нынешними попытками внешних сил раскачать ситуацию в стране.

С небольшим запозданием, но все-таки собрались члены регионального отделения Изборского клуба Татарстана, чтобы взглянуть на революцию 1917 года современным взглядом.

— Любая историческая правда обслуживает современность. Обращение к истории — аналог следственного процесса, уточнения деталей, — открыл заседние руководитель регионального отделения клуба — заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, доктор социологических наук Андрей Тузиков.

Эксперты поговорили о месте и роли революции в мировой истории, в истории Казани, которая занимала достаточно видное место в этом процессе. Хотя бы с той точки зрения, что Казань — это начало революционной деятельности Ленина и один из фронтов гражданской войны. Важное место обсуждения занял процесс переосмысления исторических вех и наложение их на современную действительность. Тем более такие инструменты дестабилизации, как давление на чувствительные общественные темы с целью разжигания взаимного недоверия и разобщения людей, сегодня востребованы в мире радикальными личностями.

Революцию нашу вспоминают везде

К оценке исторических событий такого масштаба, как русская революция, нужно подходить без радикальных взглядов и крайностей, считает заместитель руководителя Департамента аппарата президента республики по вопросам внутренней политики Роман Беляков. В этом вопросе нужны вдумчивость и объективность.

— Революцию нашу помнят все. Тема достаточно сложная. Был период, когда она воспринималась в ярких тонах как самое главное событие, она была даже несколько романтизирована. Потом очень длительное время было очернение всего, что связано с советской эпохой. Страна нуждается в чем-то среднем — в спокойном, вдумчивом, объективном подходе к событиям столетней давности. Потому что двигаться вперед без трезвых оценок невозможно, — уверен Беляков.

Коллегу поддержал и Андрей Тузиков, который подчеркнул, что от способности извлекать конструктивные уроки прошлого зависит понимание того, что нам нужно делать сейчас.

— Когда говорят об образе будущего, зачастую начинают с очернения прошлого, работает «зачеркивающий механизм». Но оказалось, что, зачеркивая свое прошлое, приходится сталкиваться с массой проблем в настоящем. Даже экономическая логика подсказывает, что лучше накапливать, чем разрушать. Невозможно построить успешное предприятие, если постоянно его разрушать до основания, — считает эксперт.

Нельзя исключать антропологию — склонность людей к агрессии

Председатель комиссии Общественной палаты (ОП) РТ по межэтническим и межконфессиональным отношениям Олег Агапов расписал свое видение революционной деятельности в России, опираясь на взгляды ряда историков либерального крыла. Он представил идею одной великой русской революции, начиная с 1905-го и заканчивая аж 1993-м.

— Если обобщить взгляды Пивоварова, Зиновьева, Курского, Шубина, Сахарова, то хронология российской революции насчитывает более 20 лет и имеет пять основных фаз. Первая — революция 1905 года и создание Госдумы, появление политических партий и реформ Столыпина. Вторая фаза связана с февральской революцией, свержением монархии и установлением республики. Третья — это, собственно, октябрьская революция и появление советской власти как новой модели правления. Четвертая — гражданская война. Пятая фаза — завершение социалистического блока, — очень емко представил «картину» Агапов.

Спикер выделил несколько универсальных причин социальных катаклизмов, которые характерны для разных стран. Например, глобализм, который размывает общественные институты и устои, в итоге люди теряют социальные ориентиры и становятся подвержены радикальным идеям. Этот опасный механизм действовал в 1917 году, продолжает работать и сейчас.

— Нам необходимо изучать практики революций, чтобы снижать риски таких процессов: террора, насилия и исторического нигилизма. Ни в коем случае, когда мы осмысливаем революционный процесс, нельзя игнорировать антропологию — склонность людей к агрессии, — подытожил Олег Агапов и указал, что в борьбе с природной склонностью к агрессивным проявлениям помогут механизмы, способные перенести такой мощный заряд негатива в позитивное русло.

— Для неповторения событий 1917 года нам нужно, чтобы была сильная власть, эффективное управление. И чтобы эта власть опиралась на какую-то силу, которая способна предотвратить социальный катаклизм. Любой социальный катаклизм в России, что бы ни говорили, произошел из-за слабой власти. И вся история об этом свидетельствует, — подытожил обсуждение историк Игорь Алексеев.