Возвращение князя Святослава
Александр Дугин
У нас в ходу довольно оскопленная версия русской истории. Мы не знаем своих по-настоящему великих предков. Так, я всегда поражался той фундаментальной недооценке, которой традиционно, по каким-то причинам, подвергается фигура великого князя Святослава. А между тем в начале месяца, 3 июля, отмечался день победы князя Святослава над Хазарским каганатом. Я считаю ее событием колоссального масштаба.
Кто такой князь Святослав? Это создатель первой настоящей Русской Империи. Царство, им созданное, после своего распада восстанавливалось в течение долгих и долгих столетий. Он сделал то, что стало целью русского державостроительства на половину тысячелетия. Святослав обеспечил геополитическое измерение будущей русской державы.
По Вернадскому русская история с геополитической точки зрения представляет собой диалектику сочетания Леса и Степи. Держава, которая строилась из Леса, но по-настоящему великой стала после того, как смогла установить контроль над Степью. Первым это сделал именно Святослав – объединил лесные земли на севере Руси в новгородской и киевской зонах с теми степями, что прежде находились под контролем хазар. Хазарский каганат объединял почти те же самые исторические зоны, только под эгидой Степи. Многие древнерусские и восточнославянские племена платили хазарам дань. Существует даже такая, вполне вероятная, версия, что Киев изначально был центром сбора дани с местных племен хазарами, а может быть, сарматами, скифами или более древними степными народами, контролировавшими эти лесные и землепашские районы со стороны Степи. Эта модель – Лес под контролем Степи — существовала на ее периферии с незапамятных времен. История Руси начинается именно с того, что в лесу, на севере этой области, создается государство, которое начинает распространяться на юг, а потом, спустя века, и на восток. Святослав был тем первопроходцем, который очертил тот образ великой России, какой она стала спустя многие века. Святослав изменил баланс сил в Евразии и отстоял право нового Киевского государства на контроль над гигантской территорией. Из маленького локального княжества создал мощную империю, таким образом описав границы и горизонты нашей дальнейшей исторической экспансии. Сюда входила вся территория Прикаспия, Северный Кавказ и Балканы вплоть до Болгарии. Это было первое издание Великой России, если хотите – огромной территории, объединенной под русским началом, состоящей из самых разных этнических, религиозных, географических, социальных зон.
Как и всякая уходящая империя, вслед за минувшим периодом героизма, Хазарский каганат приближался к состоянию развала и разложения. Я не склонен демонизировать хазар. Это был тюркский народ. Когда тюрки строили туранскую государственность, они были на фазе своего пассионарного подъема и исповедовали героические ценности. Позже знать Хазарского каганата приняла иудаизм, уже на спаде своего могущества. Конечно, это было интересное общество. Впервые за историю двух последних тысячелетий существовали представители прозелитического иудаизма. Как правило, эта религия распространяется среди этнических евреев. А тут огромное турецкое племя, точнее, его верхушка (которая, кстати, намного превышала количество живших там евреев) принимает иудаизм. Само по себе экстравагантное и уникальное решение, уникальное – ничего подобного до и после этого не было в течение столетий. Но я не склонен рассматривать этот конфликт как религиозный. Скорее, это была геополитическая битва за судьбу Евразии. Хазары — отступающая сила этого пространства, а Русь поднимающаяся. Таким образом, победа над хазарами – важнейшая веха в строительстве русской империи.
Я считаю, что это событие должно отмечаться всенародно. Памятники, портреты и изображения Святослава должны быть просто повсюду. Ведь это именно он впервые начертил Русь. Прежде, чем создать государство, оно должно родиться в нашем воображении, в нашей воле. Он своими походами описал максимальные границы Руси. После Святослава началась раздробленность, внутренние конфликты и наша территория стала сужаться. В какой-то момент мы потеряли контроль над Степью, опять вернувшись в Лес, и так далее. Но уже тот факт, что Степь была объединена под нашим могуществом хотя бы на короткий срок, стал действенным мотором нашего геополитического самосознания. Потом мы, как пружина, медленно разгибались в этом направлении. Но провозвестником Великой Русской Державы, тем геополитическим пророком, что как молния осветил ее пространство, был именно Святослав. Я уверен, что о великом князе нужно слагать песни, кантаты, оперы, славить его и помнить его подвиги. Великий предводитель, смелый и мужественный, абсолютное воплощение чистого солнечного воина. Такого воина, каким должны быть русские люди.
Мусульмане иногда очень правильно говорят, что их религия обладает нулевой степенью толерантности к несправедливости и насилию. Великие князья как Святослав — представители той нулевой толерантности по отношению к внешнему господству. Он никому не собирался покоряться и добивался, чтобы напротив, все вокруг подчинялись нашей русской воле. Мы должны брать пример со Святослава – нулевая степень терпимости к угнетателям, оккупантам и внешнему управлению. Мы – русские. Мы — самостоятельная держава, мы испокон веков стремились отстоять свою мощь, свободу и волю, объединить Лес и Степь — то есть, северную Евразию – в единый геополитический блок. Мы этого достигли. И теперь ни пяди русской земли не отдадим. Напротив, нужно стараться распространять наше влияние все дальше и дальше — до логических, естественных и исторических пределов евразийского материка. Поэтому чтить Святослав надо не только вспоминая о его подвигах, но и воссоздавая их.
Пришло время вспомнить о победе над Хазарией, о победе над гибнущей империей, под гнетом которой мы находились. Если провести параллель, то сегодня это глобальный американский мировой порядок. Падающая и разлагающаяся, некогда бодрая, но сейчас уже просто омерзительная и выродившаяся современная Хазария, от которой мы должны освободиться. Дело за новым Святославом.