25 декабря 2017 года в Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ прошло заседание Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба совместно с Информационно-аналитической службой «Русская народная линия».

В рамках мероприятия состоялась презентация сборника лучших историософских и политологических сочинений конкурса «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы». Издание представил председатель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов.

Заседание провели Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба, директор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Александрович Шамахов и заместитель председателя Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба, председатель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов.

По Скайпу был установлен телемост со студией телерадиокомпании «Новороссия ТВ». Со стороны Донецкой народной республики в дискуссии приняли участие лауреаты конкурса, чьи сочинения вошли в сборник, — депутат Народного Совета Донецкой народной республики, председатель комитета по образованию, науке и культуре Мирослав Владимирович Руденко, кандидат технических наук, доцент, эксперт Изборского клуба Новороссии Федор Алексеевич Папаяни, сопредседатель Изборского клуба Новороссии, доктор философских наук Дмитрий Евгеньевич Муза.

Дмитрий Евгеньевич Муза изложил основные тезисы своего сочинения «Русский путь в ХХ веке: через революции — к Голгофе и Воскресению». Он выделил несколько основных подходов в изучении революции 1917 года: формационный (самый идеологизированный и самый разработанный); цивилизационный (к которому примыкает Д. Муза); теологический (рассматривающий революцию как наказание Божие за богоотступничество); теории заговора. В результате петровской модернизации произошла встреча России с Западом. Одним из её последствий стал идеологический импорт в виде масонства и идей эпохи Просвещения. Русские либералы и консерваторы оказались не готовы к этим вызовам. В ходе революции 1917 года наиболее успешными оказались большевики, чисто западническая партия.

Депутат ДНР Мирослав Владимирович Руденко, представивший на конкурс сочинение «Памяти Парламента Новороссии», отметил, что заседание Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба является элементом народной дипломатии, направленной на глубокую интеграцию Новороссии и Российской Федерации. В своей работе депутат проследил историю развития органов власти Новороссии после известных событий лета 2014 года, в которых он принимал непосредственное участие. Ополченцы поднялись за идею создания Большой Новороссии. Именно об этом они думали, именно этой идеей горели их сердца. Становление происходило тяжело, сопровождалось боями и репрессиями со стороны киевской хунты. Но несмотря на все сложности, идея объединения Донецка и Луганска не утратила актуальности. В этом направлении было принято несколько совместных законодательных актов и сделан ряд общих шагов. В это время происходит разрушение украинской государственности. Русская весна 2014 года поставила вопрос о более тесном единении с РФ и восстановлении территориальной целостности Русского мира.

Федор Алексеевич Папаяни образно изложил основную идею своего сочинения «1917 год. Укус варана». Технологию т.н. «цветных революций» разработала Великобритания, заимствовав у комодского варана методы убийства его жертв. «Это такой огромный варанище с противно свисающей и капающей изо рта слюной. Слюна его не простая, она содержит около 50 штаммов бактерий и вирусов и несколько видов ядов. Укушенный вараном молодой и абсолютно здоровый буйвол погибает в течение суток. С «коктейлем» комодского варана ни одна иммунная система справиться не может. Убитое без поединка животное затем с аппетитом пожирается хищником. Защита от укуса варана может быть только одна — не дать себя укусить», — считает эксперт. Только имперская идеология и слаженная работа службы безопасности позволит обезопаситься от этого укуса. В противном случае возможно повторение событий 1917 года, когда правящая элита была заражена либерализмом.

Затем представители Донецкой народной республики ответили на многочисленные вопросы присутствующих. В частности, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга I-V созывов, руководитель Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад», экс-вице-губернатор Ленинградской области, руководитель Петровской академии наук и искусств профессор, эксперт Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба Алексей Васильевич Воронцов напомнил, что два с половиной года назад он выступил с открытым обращением к Президенту России Владимиру Путину о признании ДНР и ЛНР. А. Воронцов также сообщил о недавней премьере документального фильма Бенуа Муша «Последняя осень в Донецке».

Депутат ДНР Мирослав Руденко поддержал обращение Алексея Воронцова и пообещал организовать в республике просмотр кинокартины Бенуа Муша.

Телемост со студией телерадиокомпании «Новороссия ТВ» завершился короткими репликами представителей Донецкой народной республики. По мнению депутата Народного Совета ДНР Мирослава Руденко, задачей взаимодействия должно стать создание дискурса, направленного на удержание от увлечения глобализмом и западными идеями. Общая же цель — утверждение русских смыслов и восстановление единства русского народа. Народный избранник выразил желание продолжить сотрудничество с Клубом. Со своей стороны, сопредседатель Изборского клуба Новороссии Дмитрий Муза подчеркнул интеграционный потенциал взаимодействия.

Приехавший из Москвы специально для участия в заседании диакон Илия Маслов представил сочинение «Закончилась ли революция? – русская идентичность в 1917-2017 гг.», написанное творческим коллективом сотрудников аналитического центра Святителя Василия Великого (Москва) — диакон Илия Маслов, Михаил Сергеевич Гордиенко, Евгений Олегович Иванов, Максим Сергеевич Козлов-Шульженко, Вадим Александрович Мальцев, Андрей Александрович Серебрич, Алексей Владимирович Скиженок. По словам о.Илии, авторов работы интересовали прежде всего вопросы идентичности нашего народа. Одним из самых печальных последствий революции 1917 года стал разрыв единой исторической ткани. В умах революция не завершена, до сих пор не преодолено разделение нашего общества. Некоторые наши соотечественники поддерживают мифы о Царской России, другие — мифы о Советском Союзе. Вечная константа бытия России выражена в формуле «Москва – Третий Рим», обозначающей эсхатологическую миссию нашего государства как удерживающего мир от апостасии. В различные периоды отечественной истории эта формула воплощалась по-разному. Авторы сочинения выражают надежду на то, что общество сможет достичь консенсуса, чтобы закончить революцию 1917 года.

Затем свои сочинения представили авторы, находящиеся в Санкт-Петербурге.

Публицист из Санкт-Петербурга, в былые времена работавший выпускающим редактором агентства «Русская линия» (предшественницы РНЛ), Владимир Ильич Можегов изложил тезисы своей работы «Консервативный социализм и будущее России, или как выковать меч для битвы с драконом революции?». История революций представляет собой единый процесс, берущий начало с революции Мартина Лютера 1517 года. Революционеры, в том числе Нового времени, были проникнуты идеями гностических сект первых времен Христианства. Революцию 1917 года надо рассматривать в этом глобальном контексте. Русский дух перемолол большевизм. Русский человек постепенно вернулся к своим корням, к русской культуре и по сути к Христианству. Будущая Россия должна воспринять этот опыт. По мнению докладчика, большинство российского общества состоит из стихийных консервативных социалистов, тогда как троцкисты и либералы составляют меньшинство. Идеи социализма восходят ко временам Византии и Древней Греции. Консервативный социализм близок нашему народу. В определённой степени он был воплощен в позднесоветское время; если бы в те годы марксизм был заменён христианской антропологией, то социализм заработал бы в полную силу. Советский проект был обречен, поскольку основывался на ложной антропологии «мы». В отличие от него, либерализм рассматривает человека как обособленный атом, движимый личным успехом. Истинна только христианская антропология, которая ввела понятие «личность». В рамках этой антропологии человек рассматривается в его неразрывной связи с Богом и с другими людьми. Мощная идеология России может быть построена только на основе христианской антропологии.

Доктор экономических наук, профессор Государственного института экономики, финансов, права и технологий (Санкт-Петербург) Владислав Александрович Левизов представил своё сочинение «Существующая социально-экономическая система в РФ обречена». Учёный исследует революцию с точки зрения теории управления. Революция возникает из-за противоречий между внешней средой и системой. Ныне в стране и мире сложилась сложная ситуация. Мир идёт к войне. США уже не способны удержать лидерство. Усиливается Китай. Кризис капиталистической системы неизбежен. Сегодняшняя ситуация напоминает В.Левизову поздний советский период. Нет надежды на молодежь, ибо её интересует только интернет и немного еды. Кризис российской экономики связан с проводимой государством политикой. Страна грозит повторить 90-е годы. Деградировала наука и система образования. Качество жизни, считает эксперт, определяется моральным уровнем населения. Любые изменения возможны с повышением морального уровня. В заключение докладчик призвал думать о своём месте в вечности.

Доктор геолого-минералогических наук Сергей Кириллович Cимаков изложил основные идеи своего сочинения «Русская революция 1917 года как начало конца мирового «европоцентризма»». По его словам, известная работа Освальда Шпенглера «Закат Европы» имеет прямое отношение к революции 1917 года. Закат Европы, которая в то время была мировой системой, начался именно с русской революции. Тогда революция изменила тренд России, которая развернулась от Европы к Азии. В настоящее время наблюдается уже физический закат Европы.

Член Экспертного Совета конкурса доктор философских наук, профессор, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, заместитель председателя Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба Юрий Васильевич Косов рассказал, что конкурс, по его словам, стал событийным явлением. 2017 год встречали настороженно. Но опасения не подтвердились — общество вздохнуло с облегчением. Общество готово к зрелому осмыслению революции 1917 года. Участники конкурса придерживаются разных подходов. Работы написаны в рамках философского, исторического, экономического, богословского подходов. Революция воспринимается как многогранное, многомерное явление, а не как ранее в черно-белых тонах. В сочинениях поднят ряд проблем, показана несостоятельность элиты, интеллигенции того времени. Профессор Косов рассмотрел генезис интеллигенции. Это чисто русское явление — слой образованных людей — созданное государством в целях развития страны. Но так получилось, что именно эта прослойка разрушила государство — Российскую Империю — которое её породило, по сути своего родителя. Созданная Советским Союзом рабоче-крестьянская интеллигенция разрушила СССР. Для нынешней интеллигенции также характерны антигосударственные настроения. Конкурс поставил вопросы, которые носят циклический характер, заключил Юрий Косов.

Главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Георгиевич Дверницкий представил своё сочинение «Сто лет без царя, но с Патриархом и под Покровом Пресвятой Богородицы». Революция связана с промыслом Божиим и несёт положительные идеи. Революция — всегда трагическое и новое. Февральская и октябрьская революции дали нашей стране новые ценности — свободу и справедливость. Революция неизбежно поедает своих революционеров, остаётся лишь вождь. В душе русского человека живёт консерватор и революционером, что проявляется в стремлении к свободе и справедливости. Эти ценности каждый должен утверждать на своём рабочем месте.

Директор Российского института истории искусств РАН и Министерства культуры, доктор философских наук профессор Александр Леонидович Казин отмечает, что революция противопоставлена Христианству. Католицизм, протестантизм, модерн появились на разных этапах революционного процесса. Революция есть антицерковь и антисистема. Самой страшной революцией стало общество потребления. Молодежь увлечена интернетом, который контролируется антисистемой. Если ситуация не изменится, то революция станет неизбежной, а православным придётся уйти в подполье.

Кандидат социологических наук Александр Борисович Бадьянов считает, что революция 1917 года явилась результатом раскола общества. Гражданская война в России велась в XVII веке. Далее наблюдалась длительная борьба земства и дворянства, нарушающего все заповеди Божии. В начале 90-х народ выступил против нового дворянства. Сейчас в нашей стране схожие проблемы. Общество расколото, не работают социальные лифты, имущественное расслоение. Народ подталкивается к установлению анархического строя и пересмотру итогов приватизации 90-х годов.

По словам капитана 2 ранга запаса Вадима Викторовича Рыбина, одним из последствий революции 1917 года стало заимствование иностранных слов. В середине 30-х произошел некоторый откат в рамках борьбы против словесного низкопоклонства перед Западом. С середины 50-х заимствования возобновились. С крахом СССР процесс стал лавинообразным. Изменение русского языка носит организованный нашими «заклятыми» партнёрами характер. К сожалению, и государство, и общество не в полной мере осознают, что против России ведётся языковая война. Необходимо предпринять твёрдые ответные меры.

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга I-V созывов, руководитель Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад», экс-вице-губернатор Ленинградской области, руководитель Петровской академии наук и искусств, профессор, эксперт Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба Алексей Васильевич Воронцов отмечает, что в обществе недооценивается роль Октябрьской революции и очерняется советский период.

Кандидат исторических наук Алексей Юрьевич Днепровой считает, что революция и гражданская война идут в России непрерывно. Ныне гражданская война идёт в Новороссия, которая приняла удар, предназначенный для России. Будущее за консервативной революцией. В России нужны реформы по усилению центральной власти и укреплению местного самоуправления.

В своём заключительном слове заместитель председателя Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба, председатель «Русского Собрания», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов, отвечая на вопрос одного из участников, отметил, что только государство способно объединить представителей разных вер и национальностей. Государство является объединяющим фактором. В последнее время государство возвращается в разные сферы, пока недостаточно в культуру и образование. С этим процессом сопряжены риски, прежде всего возможная излишняя бюрократизация. Самоуправление должно ограничить всевластие бюрократии.

Россия зиждется на трёх основах — Православие, самодержавие и народность. В этом заключена идеология, которая объединяет наше общество. Лишение самого идеократического народа идеологии — большое преступление. Главная задача православно-патриотической общественности — возвращение идеологии как консолидирующей и мобилизующей силы.

А. Степанов поделился своими впечатлениями о недавнем круглом столе в Государственной Думе. Дискуссия показала, что общество не договорилось о революции. Общее понимание тех событий не достигнуто. В сочинениях конкурса прослеживается мысль о необходимости преодоления идеологического противостояния белых и красных патриотов. Русские должны перестать воевать друг против друга. Анатолий Дмитриевич надеется, что представленный сборник внесёт лепту в поиске общей формулы, которая устроила бы как красных, так и белых патриотов. Необходимо выработать модель, которая привела бы к национальному примирению. Великое дело национального единения невозможно без общего понимания прошлого, а без последнего невозможно и общее будущее.

В заседании Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба также приняли участие: член правления Брянского землячества в Санкт-Петербурге «Пересвет» Александр Павлович Цыбульский, эксперт Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба, ректор Санкт-Петербургской Восточной академии, востоковед, доктор философских наук, кандидат исторических наук профессор Андрей Леонидович Вассоевич, детский врач, реаниматолог-анестезиолог, исполнительный директор Православного благотворительного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасёв, профессор кафедры истории и политологии Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук Александр Иванович Кугай, востоковед, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета, директор Института Хо Ши Мина при СПбГУ, профессор, Санкт-Петербургского регионального отделения Изборского клуба Владимир Николаевич Колотов, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 3-4-5 созывов Андрей Николаевич Черных, заместитель главного редактора «Русской народной линии», секретарь Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания» Александр Валентинович Тимофеев, координатор Петербургского отделения движения «Народный Собор» Евгений Петрович Андрущенко, священник Роман Зеленский, член Российского психологического общества Андрей Алексеевич Локиев, член армянской общины Санкт-Петербурга аналитик Ваган Рафаэлович Бабаханян, преподаватели, аспиранты и студенты Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России.