1 марта 2018 года в Оренбурге открылся II Областной Леонтьевский Педагогический Форум «Православная Культура и Духовная Безопасность».
На пленарном заседании форума выступили председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба Михаил Кильдяшов и член Оренбургского регионального отделения Изборского клуба протоиерей Георгий Горлов.
Михаил Кильдяшов:
…Если мы несем потери в экологии культуры, то в отличие от экологии природы восполнить их, как правило, невозможно. Когда из духовной цепи выпадает хотя бы одно звено, вся культура оказывается под угрозой мутации, утраты своей самобытности.
…Меня особенно тревожат возобновившиеся разговоры о возможности перевода православного богослужения на современный русский язык, о возможности отказа от церковнославянского языка.
Церковнославянский язык для нас – это первая линия духовной обороны. Если сегодня мы откажемся от него, завтра мы откажемся от славянской азбуки. Разного рода «санкционеры» скажут: «Ивановы, Петровы, Сидоровы, ваши фамилии на банковских карточках и в загранпаспортах вполне воспроизводимы латиницей, так что пора отречься от своей варварской азбуки». А дальше отказ от языка, полная перекодировка культуры. У Юнны Мориц об этом есть очень меткие стихи:
Русская письменность – это кириллица,
Запада письменность – это латиница, –
Если кириллица русская смылится,
Быстро на запад Россия продвинется!..
Всё перепишем латинскими буквами,
Сбросим кошмаров большое количество, –
Санкции снимут, приедут за клюквами,
Всех православных возьмут в католичество.
Будет в Европе у нас автономия –
Больше, чем Косово, по территории,
Перелопатится физиономия
Азбуки, веры и нашей Истории!
Пушкину с Гоголем будет латиница
Премией Нобеля высшего сорта, –
Быстро на Запад Россия продвинется,
Если из памяти азбука стёрта.
Для русофобской элиты в сиропе
Сдаться Европе – мечта вековая,
Эта элита Россию торопит
Всё распродать, на куски разрывая:
Землю и недра с дешёвой рабсилой,
Армию, флот!.. В распродажном настрое
Переназвать – что зовётся Россией,
И сократить население втрое!
Эта элита, хоть завтра готова
Сбагрить Россию – подумаешь, фифа:
Физиономия графа Толстого –
Не европейская, что-то от скифа!
Азбуке русской нужна перемена –
Буквы латинские!.. Эта идея
У прохиндея всегда современна:
Нет современности без прохиндея!
В свое время о. Павел Флоренский сказал, что, пока в наших храмах звучит церковнославянский язык, мы слышим службу точно такой, какой слышали ее наши предки, и рядом с нами на молитве стоят Александр Невский, Дмитрий Донской и все русские святые.
протоиерей Георгий Горлов:
…Вспоминая сегодня приснопамятного митрополита Леонтия, мы еще и еще раз восхищаемся этим человеком, глубиною его энциклопедических знаний, широтой мировоззрения, высотой веры и, конечно, удивительным добродушием и милосердием. Вся его жизнь прошла под одним знаком, знаком Любви. Искренней и нелицемерной любви к Богу, к Святой Церкви, к Богослужению, такой ревностной и горячей, что люди находящиеся рядом не могли не зажечься такой же пламенной любовью ко Творцу.
Не менее горячо и искренне Владыка любил людей. Никто не отходил от него тощ и не утешен, каждый получал необходимое наставление, утешение и поддержку, Со всеми людьми Владыка Леонтий был одинаково добродушен, милосерд и долготерпелив. Он не делал различия между людьми по их статусу, имущественному положению, национальности, образованию или еще каким-либо причинам. И каждому он находил нужное слово, что бы поддержать или вразумить человека.
В чем же кроется основа особенного характера этого незаурядного человека? А это, прежде всего доброе, правильное семейное и духовное воспитание и религиозное образование. Верно понятые и усвоенные основы христианской жизни, ревностное исполнение Святых Христовых Заповедей. Религиозно воспитанный человек с раннего возраста стремиться к духовному совершенству, всю жизнь, продолжая совершенствовать себя, восходя от силы в силу, вырабатывая в себе истинно христианское мировоззрение.
Владыка говорил: «Нужно так строить свою жизнь, чтобы у человека совесть всегда была спокойна. Тогда и внутренний мир человека спокоен. Сложное дело — всю жизнь надо быть в постоянном напряжении, в постоянной деятельности, в постоянном стремлении делать как можно больше добра, в постоянном стремлении как можно больше любить, как можно больше совершенствоваться в меру возраста, как сказано в Священном Писании, достигать совершенства Христова. Трудное, сложное дело. Путь непростой, но все мы к нему идем своей дорогой. И идти нужно!». И еще: «…Я всегда в жизни так старался, чтобы не приходилось извиняться, не искать извинение во грехах. Знай словам своим меру и вес, а устам положи дверь и запор».