Во второй половине октября 2017 года состоялся очередной 19-й съезд Коммунистической партии Китая. На нем с докладом выступил Генеральный секретарь ЦК КПК товарищ Си Цзиньпин. Текст его доклада был сразу же переведен на русский язык и размещен в Интернете[1]. Хочется надеяться, что заинтересованные государственные ведомства и деловые круги познакомились с содержанием доклада, положения которого будут определять развитие Китая на ближайшие пять лет и на перспективу до середины столетия. Однако какого-либо обсуждения этого документа в российской научной и общественно-политической мысли не было. Думается, напрасно. Есть все основания для того, чтобы заострить внимание на очень многих его моментах. В данной статье предлагается краткий анализ лишь некоторых ключевых концептуальных и методологических позиций данного документа, а также делаются выводы о том, какие уроки полезно извлечь России.

Начать обсуждение методологических оснований доклада и концепции развития Китая, изложенной в нем, необходимо с базового, принципиального положения: строительство нового общества (симбиоза традиционного общества и социализма с китайской спецификой с элементами капитализма) осуществляется в Китае на основе общегосударственной системы стратегического управления, основой которого является пятилетнее планирование.

В нашей стране после XXV съезда КПСС комплексных документов такого масштаба не готовилось. Заменить их законами, указами и посланиями ни в коей мере не удается, да это в принципе невозможно. По той причине, что подходы принципиально разные – в Китае это мощное научное обеспечение разработки концепций и подобных докладов как их отражения, а в России – это либо результаты корпоративных, отраслевых и региональных «предложений» и «сговоров», «одобренных» федеральным центром, либо декларативные наборы идей. Такие идеи, как правило, не имеют целей, научно не обоснованы, не просчитаны, многие из них носят чисто декларативный характер и в них часто в разных пропорциях просто сочетаются желания, обещания, запугивания и другое. Такая ситуация в России сложилась в результате избранного радикально-прозападного «либерально-рыночного», в сущности своей антинационального курса развития страны, игнорирующего интересы российской цивилизации и более 80% населения, ориентированного на обогащение 1-3% населения и верное служение коллективному Западу, в особенности его финансово-олигархической верхушке.

Вследствие этого наука и широкая общественность для разработки стратегий не привлекаются, а если привлекается, то исключительно прозападная либеральная его часть, тогда как суверенная патриотически ориентированная социально-гуманитарная наука, способная разрабатывать такие проекты, разрушена и сегодня их разрабатывать порой просто некому.

При этом в Китае мы видим глубокую и всестороннюю проработку подобных концепций и стратегий, базирующуюся именно на патриотизме, народности и стремлении всестороннего развития китайского государства, общества, цивилизации, человека. Примером и квинтэссенцией такого подхода служит указанный доклад Си Цзиньпина, носящий генерализующий характер. В нем заявлено главное, которое связано едиными целями и механизмами их достижения, и ничего не упущено. Принципиально подчеркнуть фундаментальную основу государственного строительства Китая, которой является «социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян» с китайской спецификой. Именно на этой основе разрабатываются все институциональные и административные реформы, внедряется особая (консультативная) демократия, создается единый патриотический фронт, строится вся практика управления государством на правовой основе как «гарантии положения народа как хозяина страны».

Один из генеральных выводов китайских научных исследований таков: «Только в социализме спасение для Китая, только при проведении политики реформ и открытости возможно развитие Китая, развитие социализма, развитие марксизма». В докладе подчеркивается, что «теоретическая система социализма с китайской спецификой – верная теория, ведущая партию и народ к великому возрождению китайской нации», отмечается необходимость того, что «в контексте сочетания теории с практикой, используя системный подход, необходимо ответить на вопрос о том, в новую эпоху какой именно социализм с китайской спецификой нужно отстаивать и развивать, и как его необходимо отстаивать и развивать». Поэтому наряду с сохранением, возрождением и развитием традиционных ценностей ставится как основной принцип и задача «отстаивать систему основных ценностей социализма. … Неуклонно отстаивая марксизм, прочно утверждая высокий идеал коммунизма и общий идеал социализма с китайской спецификой, необходимо культивировать и внедрять в практику основные ценности социализма, непрерывно наращивать потенциал держать в руках инициативу и право голоса в области идеологии. Необходимо стимулировать творческое внедрение и инновационное развитие лучших достижений китайской традиционной культуры, наследовать революционную культуру, развивать передовую социалистическую культуру».

Уверен, что именно вследствие такого подхода в Китае и иного подхода в России столь разительно различны результаты прошедших 25 пореформенных лет:

– в Китае из нищей, полуголодной, отсталой страны построена великая передовая могущественная держава, по темпам роста опережающая все страны мира, включая страны ЕС и США. Как отмечается в докладе, «китайская нация, пережившая с начала периода новой истории неисчислимые бедствия, встречает великий скачок: встала на ноги, стала жить лучшей жизнью и превращается в сильную и могучую нацию, идущую навстречу светлым перспективам великого возрождения китайской нации»;

— в России-СССР из великого, передового, могущественного государства «построена» группа полунищих отсталых стран, которые уже даже не могут отстоять своего права на мировой арене – ни в экономике, ни в политике, ни в военной сфере, ни в культуре, ни даже в спорте.

Если сама историческая практика продемонстрировала такие результаты, пора, видимо, задуматься о правильности и российского выбора. Первая истина очевидна: и СССР и другие страны в ХХ веке, и Китай в XXI веке продемонстрировали, что социализм, государственное управление, народная демократия усиливают национальную традицию, мотивируют массы, рывком бросают страну вперед. Вторая истина так же очевидна: во всех странах, кроме Англии и США, западный капитализм и элитарный либерализм резко тормозят развитие стран, вымывают из них материальные и человеческие ресурсы, превращая их в полунищие колониально зависимые компрадорские государства.

Урок первый: социалистический выбор, плановая государственная система управления и экономика, государственные СМИ и Интернет усиливают страну, народ, культуру, цивилизацию, тогда как либеральный выбор, участие в финансовых игрищах на условиях англосаксонского олигархата, тотальная приватизация предприятий, формирование слоя компрадорской буржуазии, ликвидация Государственного банка – угнетают страну и цивилизацию, приводят к частичной или полной утрате национального суверенитета, превращают ее в колонию Запада.

Итак, китайский выбор и стратегия понятны – социализм с китайской спецификой в сочетании с национальной традицией и элементами капитализма. Инструментом построения современного Китая является система научно обоснованного, народно-демократически и патриотически ориентированного стратегического управления.

Анализ хотелось бы начать (вкратце и с болью) издалека – в то время как на волне идеологического противоборства и доминирования частно-корпоративных и криминальных интересов в России отказывались от планирования в 90-е годы, весь мир все активнее начинал осваивать и совершенствовать рациональные методы управления, развивать методы прогнозирования, планирования, проектирования. Так, именно в 1992 году (удивительное совпадение!) в Риме прошла первая всемирная конференция по планологии «Плановая технология и плановые институты», доказавшая, в частности, объективный характер и неизбежность формирования единых народно-хозяйственных комплексов и целостных систем планового управления[2]. Сегодня в России после 20-летнего молчания об этом вновь много пишут и пытаются на практике возродить систему государственного стратегического планирования. Но, к сожалению, не комплексно и почему-то без ядра системы стратегического управления, ее «головы» – без системы научного обеспечения в виде группы прикладных институтов (типа НИИ Госплана) и кафедр по научным исследованиям и подготовке научных и управленческих кадров в этой сфере, тогда как здесь требуется именно комплексный научный подход[3]. Приходится радоваться уже даже просто тому, что в системе управления стало понятно, что планирование – это лишь один из сегментов современной системы стратегического управления, которая в своей комплексности включает в себя прогноз, цель, проект, программы, планы, контроль.

Ключевым компонентом стратегического управления является целеполагание, которое является самостоятельной сложной исследовательско-проектировочной процедурой и отнюдь не группой целей, пришедших в голову каким-либо отдельным людям или группам лиц.

Как обстоит дело с целеполаганием в Китае? Цель там не просто есть, она ясна, научно обоснована, отчетливо осмыслена, стратегические концепции имеют научно обоснованные «деревья целей», начиная с генеральной цели в различных ее аспектах.

Так, в докладе Си Цзиньпина в разных местах читаем: «Первоначальной целью и миссией китайских коммунистов является борьба за счастье китайского народа и возрождение китайской нации», «построение социализма с китайской спецификой», борьба «за реализацию китайской мечты о великом возрождении китайской нации», реализация «мечты народа о прекрасной жизни», «превращение Китая в модернизированную социалистическую державу, богатую, могущественную, демократическую, цивилизованную, гармоничную и прекрасную», «совершенствование и развитие социалистического строя с китайской спецификой, продвижение модернизации системы и потенциала государственного управления». Важно отметить, что на протяжении всего доклада красной нитью проходит мысль, что КПК должна «твердо стоять на позиции «народ – это центр»», буквально обязывание партией самой себя «на практике реализовывать основную цель партии – беззаветное служение народу, деятельность всех звеньев государственного управления должна быть пронизана партийной линией масс», потому что «коренной целью развития является повышение народного благосостояния», обеспечение положения народа как хозяина страны. Вот такая генеральная цель.

Причем, генеральная цель, как и требуется при построении программно-целевого комплекса в системе стратегического управления, носит совершенно конкретно-содержательный характер. Кроме того, она носит характер патриотический и народно-демократический (распространяется на все общество, весь народ), открытый (гласный), как и положено национально-ориентированной генеральной цели.

Эта цель далее конкретизируется в подцелях по сферам общественной жизни, которые тоже вполне конкретны: решение социальных проблем, повышение уровня национальной культуры, образования, здравоохранения, качества трудоустройства, системы социального обеспечения, обеспечение победы над бедностью, расширение экологического вектора и создание экологической цивилизации, а также внутрипартийные цели и цели государственного и партийного строительства – укрепление партии, совершенствование партийного и государственного строительства, укрепление системы государственного контроля и т.д.

Одновременно ведется постоянная работа по выдвижению новых концепций, идей, стратегий, ставятся все новые цели на более удаленные и новые эпохальные перспективы, с упреждением выявляются противоречия в их динамике[4]. Так, сегодня разработан «двухэтапный план, рассчитанный на период с 2020 года до середины нынешнего века». На первом этапе – до 2035 года – «Китай поднимется до уровня стран-лидеров инновационного типа», а государство станет современным и демократичным. На втором этапе – до середины XXI века – «предстоит превратить нашу страну в богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную, гармоничную и прекрасную модернизированную социалистическую державу», «Китай по совокупной национальной мощи и международному влиянию войдет в число стран-лидеров». И почему-то достижение этих целей не вызывает никаких сомнений.

Заметим, это именно цели, тогда как средства их достижения излагаются в докладе дальше – в виде претворения в жизнь новой концепции развития, создания модернизированной экономической системы, углубления структурной реформы в сфере предложения, форсирования создания государства инновационного типа, осуществления стратегии подъема села, осуществления стратегии согласованного развития регионов, совершенствования системы социалистической рыночной экономики, формирование новой архитектоники всесторонней открытости и их структурных компонентов. Некоторые (более мелкие) в этом концептуальном документе вообще не обсуждаются. Это – именно средства.

Кроме того, за истекшее пятилетие Китай использовал целый ряд средств-инструментов, ключевые из которых обсуждались на семи пленумах ЦК. Это в особенности такие, как научное обеспечение, «реформирование правительственных органов и трансформация их функций, всестороннее углубление реформ, всестороннее продвижение практики управления государством на правовой основе, разработка программы 13-й пятилетки, всестороннее устрожение внутрипартийного управления». Отметим комплексность и всеохватность этих средств и инструментов, их достаточность для достижения поставленных целей и решения стоящих задач, для обеспечения внедрения общей схемы «пятиединого строительства – экономического, политического, культурного, социального и экоцивилизационного».

В России дело обстоит с точностью до наоборот. Вместо формулировки целей у нас просто заблудились в истории, идеологии, копировании практики других культурных миров, в дебрях бесконечного мирового многообразия. Никаких целей не формулируется ни на уровне государства, ни на уровне культуры. Вместо них иконизированы западные концепты «частная собственность», «рынок», «либерализм», «правовое государство». Не говоря об ошибочности и анти-традиционности самих этих концептов для России, это именно средства, а не цели. Причем, средства, относительно которых более чем за 25 лет доказано, что они имеют исключительно негативный эффект на всем постсоветском пространстве и пространстве Восточной Европы, да и во всех странах мира, кроме Англии и США, которые их породили из собственной культуры. Эти концепты, превращенные в лозунги-цели, полностью антипатриотичны в отношении России и всего постсоветского пространства (включая Восточную Европу), являются ресурсом их постепенного уничтожения, поглощения и подчинения западному миру. Общенациональные цели в постсоветской России не прорабатывались, не сформулированы, а там, где они порой якобы присутствуют – они носят декларативный необоснованный характер, хаотичны, произвольно перемешаны со средствами и инструментами. В стране нет курса, который был бы обоснован, понятен обществу, развивал его, честен перед обществом и бескорыстен.

Хотя, если быть научно корректным, цели у постсоветской реформации в Росси есть. Но эти цели – антинародные и антинациональные и поэтому не провозглашаются, скрываются от народа ввиду своей неприглядности, хотя являются «секретом Полишинеля». Вот эти цели – алчное обогащение группы частных лиц за счет расхищения и распродажи богатств страны и договорного с Западом сохранения полуколониального ее статуса. Поэтому и в «кадровой работе» доминирует корпоративизм вместо профессионализма и компетентности. Фактически, после Сталина вновь просыпается квази-феодальная система управления со стремлением наследственности власти, закрепления у власти правящих кланов, разделение вотчин. В результате самоорганизации этой системы управления огромная часть профессионалов десятилетиями остается не удел, творческая и инициативная часть интеллектуальной элиты массово выдавливается за рубеж для снижения ровня уровня конкуренции за власть внутри страны. Одновременно из системы управления просто исчезли принцип и практика личной ответственности за принимаемые решения и их исполнение.

Более того, за этими «лозунгами-целями» тайно (абсолютно недемократично, антинародно и антинационально) были поставлены и осуществляются и такие реальные цели – уничтожение СССР-России как мирового конкурента, уничтожение экономического и политического суверенитета СССР-России, хищнический раздел советского хозяйственного комплекса, в пользу Запада и особенно США с помощью коллаборационисткой и компрадорской части элит с созданием минимального социального обеспечения всей остальной «демократической массы» 90% населения, создание жестко повязанной коррупцией и криминалов вертикали власти и системы государственного управления, направленной на воспроизводство себя самой и сложившихся имущественных и правовых отношений.

Если эти цели открыто написать в программе какой-либо политической партии – можно считать, что этой партии в России просто нет как явления. Поэтому данные цели всячески камуфлируются и, конечно же, в отличие от Китая, они не имеют никакого демократического наполнения и патриотического вектора. Потому они не являются и не могут являться ни мобилизующими, ни мотивирующими общество, они не способны создать управленческую платформу для организации поступательного развития общества.

В отсутствии государственно-национально-ориентированных целей «корабль Россия» 30 лет фактически плывет в неизвестном направлении, на нем происходит лишь непрерывный дележ и передел имущества СССР, похожий на поведение пиратской команды при дележе убитого («15 человек на сундук мертвеца и бутылка рома»), сопровождающийся перманентной гульбой, ростом богатства и роскоши элиты и ее детей, обнищанием остального общества, разрушением самого «корабля» и возрастающим роптанием общества как «команды» корабля. Как известно, такому кораблю, у которого нет цели, ни один ветер не будет попутным. Пока же на «капитанском мостике» России нет единства, нет государственного курса, постоянно идет сражение за то, как плыть, но – не куда плыть стране по имени Россия. В итоге оказывается, что руководство страны, его проекты (включая Крым, Олимпиаду-2014 и др.), различные указы и законы волей или неволей стали ширмой для осуществления проекта увеличения состояния нескольких миллиардеров и миллионеров, выполнения воли американских «партнеров», отсутствия внутри страны национально-патриотически и народно-демократической суверенной политики во всех сферах – экономике, культуре, науке, образовании, спорте и т.д. Ширмой, за которой скрываются порочные страсти группы людей – непомерная алчность, самовлюбленный эгоизм, криминальные наклонности, отсутствие искренних чувств к Родине, народу, русской истории и культуре. Не странно и то, что среди этой группы огромная часть людей этнически и культурно чужды России, забывших, что именно русская культура вытащила их из средневекового племенного варварства, возомнивших себя «цивилизованными» на том основании, что им, бескультурным туземцам, временно позволили поселиться в западных странах. Дело дошло до того, что слова «Великая Россия» и «русский» стали в России ругательными и даже экстремистскими благодаря идеологической обработке прозападными СМИ.

Урок второй: в России необходимо возродить систему целеполагания, ее научного обоснования, патриотической ориентации и на этой основе перестроить курс и консолидировать народные массы.

Пойдем дальше по тексту доклада китайского лидера. В Китае, не отступая от указанной выше первоначальной цели (что многократно подчеркивается в докладе), ставятся конкретные цели на пятилетку. Так в предыдущей пятилетке в Китае «осуществляли четырехаспектную стратегическую концепцию о всестороннем построении среднезажиточного общества, всестороннем углублении реформ, всестороннем обеспечении верховенства закона в государственном управлении и всестороннем устрожении внутрипартийного управления». При этом подчеркнем, цели не только ставятся, но и полностью достигаются, все задачи выполняются и перевыполняются – так, в докладе констатируется, что они «с успехом выполнили программу 12-й пятилетки».

Некоторые легко проверяемые результаты из доклада: «Китайская экономика сохраняет средневысокие темпы роста, удерживая одну из лидирующих позиций среди ведущих стран мира. По показателю ВВП, выросшему с 54 трлн. юаней до 80 трлн. юаней, Китай прочно занял второе место в мире. Вклад Китая в рост мировой экономики превысил 30%. …непрерывно оптимизировалась экономическая структура. Бурное развитие получили цифровая экономика и другие новые производства, ускоренными темпами шло строительство инфраструктуры, в том числе высокоскоростных железных дорог, автомагистралей, мостов, портов и аэропортов. Уверенно шла модернизация сельского хозяйства, зернопроизводящие мощности достигли 600 млн. тонн. Среднегодовой прирост коэффициента урбанизации страны составил 1,2 процентного пункта, свыше 80 млн. человек мигрирующего сельского населения было переведено в состав городского. Выросла скоординированность регионального развития… огромные успехи были отмечены в работе над созданием государства инновационного типа, в частности, один за другим были достигнуты важнейшие результаты научно-технологической деятельности, такие как космические лаборатории серии «Тяньгун», батискаф «Цзяолун», радиотелескоп «Тяньянь», спутник для зондирования частиц темной материи «Укун», экспериментальный спутник квантовой связи «Моцзы», большие самолеты и т.д. …Постепенно совершенствовалась новая система экономики открытого типа, Китай прочно занял лидирующие места в мире по внешней торговле, инвестициям за рубежом и валютным резервам». Аналогично в докладе подведены итоги развитию демократии и правовому строительству, идейно-культурному строительству («при руководящем положении марксизма»), непрерывному улучшению жизни населения – в том числе эффективной борьбы с бедностью, улучшению ситуации с трудовой занятостью, уровнем образования, здоровья, доходов, экоцивилизационному строительству, укреплению и подъему вооруженных сил (основанному на «революционной перестройке» «организационной структуры и системы вооруженных сил» и «абсолютном руководстве народной армией со стороны партии»), обеспечению всеобъемлющей государственной безопасности (реализуя принцип «интересы государства превыше всего»), реализации многовекторной дипломатии, устрожению внутрипартийного управления и партийного контроля, борьбе с коррупцией.

Как констатируется в докладе, намеченная КПК «трехшаговая» стратегическая цель неуклонно достигается, «задачи первых двух шагов уже досрочно выполнены: население обеспечено питанием и одеждой, жизнь народа в целом поднялась до уровня среднего достатка».

Эта работа сопровождается другой не менее важной работой: многосторонний контроль, острая самокритика, комплексное выявление существующих и перспективных крупных социально-цивилизационных проблем.

Урок третий – России нужно вновь учиться выполнять намеченное. Для этого необходима слаженная команда единомышленников, а не волчья стая собственников, в которой каждый сам за себя или за своих хозяев-партнеров. Китай имеет такую команду, возглавляемую Коммунистической партией, команду, уважающую свой народ и его историю, преданную своей стране и народу, традиции и культуре, осознающую себя как носителя миссии будущего своей страны, своей цивилизации. В России также необходимо формирование такой команды.

Продолжим. В докладе осуществляется органическое сочетание с одной стороны идеологического – мотивирующего и мобилизующего характера документа, нацеливающего людей на активную деятельность, а с другой – научно-обоснованного. Важны обе стороны, однако принципиально именно то, что в докладе постоянно подчеркивается опора на науку, на научный социализм, обосновывается эффективность такой установки, делается акцент на все более активном использовании и стимуляции научности в управлении экономикой, в законотворчестве, на необходимости основываться в практической деятельности на комплексной оценке международной и внутренней обстановки. В докладе читаем: «Продолжая руководствоваться марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства и научной концепцией развития, … реалистически подходя к делу, шагая в ногу со временем, … неизменно придерживаясь диалектического и исторического материализма, … партия углубила знание закономерностей отправления власти компартией, закономерностей строительства социализма и закономерностей развития человеческого общества. После проведения сложных теоретических изысканий были получены важные результаты теоретических инноваций и сформированы идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи». Более того, научная теория у них не оторвана от практики, широко используются как анализ практики, так и научные приемы внедрения проектов в практику (через пилотные проекты).

Огромные части текста доклада посвящены выводам из научных исследований современных процессов развития. Отмечается, что необходимо «придерживаться новой концепции развития. Развитие – основа и ключ к решению всех проблем в Китае. Развитие должно осуществляться на научной основе», «необходимо непреклонно рассматривать развитие в качестве наиважнейшей задачи партии в деле управления государством и подъема страны», нужно «претворять в жизнь новую концепцию развития», предусматривающую переход от высоких темпов роста к высококачественному развитию», «замещению старых драйверов развития». Можно лишь сравнить эту установку на исследование развития и глубочайшее понимание развития как сути современной эпохи с тем глубочайшим непониманием этого и полным отсутствием осмысления феномена развития в России[5].

Что взамен научности предложено либеральной прозападной элитой в России? Формирование любых программ и планов, регламентирующих их документов (законов, указов, распоряжений и т.д.) осуществляется исключительно на основе действия лоббистских управленческих групп из-за рубежа, из регионов, из бизнеса, даже из криминала. В стране вместо постоянно действующих скоординированных научных институтов при выработке стратегий привлекаются какие-то частные лица и небольшие группы лиц, активно используются группы помощников, референтов, спичрайтеров, способных в лучшем случае сформировать имидж органа и лица управления, но не сформировать содержание его деятельности по отношению к объекту, не управление объектом, не понимание содержания объективных процессов. Управление превращено в перманентную «игру», значительная часть которой управляется зарубежными государственными и деловыми структурами, деловыми структурами номинально российской юрисдикции (хотя все активы их за рубежом и нетрудно понять, чьи интересы они выполняют), корпоративными и криминальными структурами. В этой «игре» все оказались повязанными в единый клубок, но в ней нет одного – социально-значимой цели, нет российской цивилизации, ее пути, ее будущего, нет российского суверенного государства и ее народа.

Урок четвертый: нужно вернуть науку в систему управления государством, вновь создавать науку по обеспечению выработки управленческих решений, опирающуюся на интересы народа и суверенного государства Россия, на современные разработки, в том числе в теории развития.

И, наконец, заключительное. Китай нам сегодня друг. Там не просто уважают Россию, в том числе за ее великое советское прошлое, там помнят то добро, мирную и военную помощь, которую Россия оказывала в трудные для Китая годы. Там умеют ценить историю, ценить прошлое, ценить друзей – в отличие от многих народов и национальных элит, которые входили в состав СССР и в советский блок, в отличие от российских либералов и от Запада, у которых атрофирована память. Принципиальный момент – когда в России направленно замалчивали 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, в докладе Си Цзиньпина мы читаем: «Сто лет назад орудийные залпы Октябрьской революции донесли до Китая марксизм-ленинизм. Научные истины марксизма-ленинизма указали передовым элементам в Китае пути решения китайских проблем». Даже это – важный урок, позволяющий точнее понять, кто нам друг, а кто нет. Понять, кто нам больше друг – социалисты или либералы, Китай или США с Великобританией, обманывающие весь мир, на что неоднократно указал в своем интервью каналу NBC Президент России В.В. Путин 1-2 марта 2018 года (кстати, интервью, в ходе которого журналистка все время передергивала тексты, не хотела слышать ответов, навязывала свои ответы и т.д., того интервью, которое даже в полученном виде было искажено и переиначено в американском эфире – как, впрочем, и всегда делает это мошенническое и лживое американское и англосаксонское «сообщество», не способное в принципе признать кого-либо равным себе и способное понимать и принимать только аргумент силы). Ложь, обман, мошенничество для удержания и усиления собственной власти и роста богатства – это органический компонент образа жизни и мысли Англии и США, особенно их политических и деловых элит[6]. Нужны ли России такие друзья, традиция которых в корне противоречит нашей традиции?

Урок пятый: нужно вновь учиться выбирать и ценить друзей и верно оценивать «партнеров».

Подводя итог отметим, что сегодня во всем мире, даже внутри коллективного Запада (в США, в Европе), естественно, и в России, вновь наметился и фактически начинается левый поворот[7]. Теперь весь незападный мир вновь с надеждой смотрит на Россию, ожидания ее возвращения в социалистический лагерь незападных стран, чтобы она вновь возглавила эту великую мировую тенденцию, возродила эту великую мечту всего трудового человечества. И нужно приложить все силы для того, чтобы это осуществилось.


[1] Си Цзиньпин. Добиться решающей победы в полном построении среднезажиточного общества, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Доклад на 19-м съезде КПК 18.10.2017 // http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm

[2] Иванченко В.М. Планирование как исторический феномен жизнедеятельности человека и общества. М., 2009. С. 7.

[3] Подробнее см.: Селиванов А. Интеллектуальное обеспечение управления как отрасль. Наука, организация, кадры. //Изборский клуб. 26.12.2016. https://izborsk-club.ru/11767

[4] Кстати, основным противоречием китайского общества в докладе названо «противоречие между постоянно растущими потребностями народа в прекрасной жизни и неравномерностью и неполнотой развития», ставшие «главным фактором, ограничивающим удовлетворение постоянно растущих потребностей народа в прекрасной жизни».

[5] См.: Селиванов А. Развитие объектов. Наука управления будущим. М., 2016. С. 6-11. (Введение).

[6] Для того, чтобы убедиться в этом достаточно прочесть маленький рассказ знаменитого американца Марка Твена «Как я баллотировался в губернаторы» (1870 год)// http://www.proza.ru/2011/11/11/1310 или в виде аудио-ролика в Ютубе // https://www.youtube.com/watch?v=NJKG98DwHNk

[7] См. особенно: Хазин М. Прогноз для России на 2018 год// https://khazin.ru/articles/11-analitika-i-prognozy/57499-prognoz-dlja-rossii-na-2018-god. См. также вариант этой статья на сайте: Изборский клуб. 9.03.2018// https://izborsk-club.ru/14896

ПОДЕЛИТЬСЯ
Александр Селиванов
Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Подробнее...