Однако, здравствуйте!

Односторонние, мягко говоря, действия Трампа вызвали шок и смятение среди верных американских союзников в Европе. Сверить часы с Путиным срочно понадобилось фрау Меркель. Вслед за ней в Россию прибудет французский президент Макрон, не добившийся от Трампа ничего, кроме покровительственного ощупывания.

The Financial Times: «Владимир Путин может наслаждаться этим моментом: два наиболее влиятельных европейских политика протаптывают тропинку к его двери. Меркель и Макрон договорились не поддаваться на давление Штатов. Как и Россия, Франция и Германия нацелены на сохранение соглашения по Ирану. Также европейцы весьма заинтересованы в сооружении газопровода «Северный проток — 2». Путин смакует возможность продемонстрировать, что он более надежный партнер, чем Трамп, который показал неуважение к традиционным союзам».

«США окажут беспрецедентное финансовое давление на Иран. Речь идет о самых жестоких санкциях в истории. После того, как санкции будут введены в полном объеме, Ирану придется бороться за самое существование своей экономики», — заявил госсекретарь США Майк Помпео.

Европейский бойкот американских санкций мог бы сделать эти задачи невыполнимыми. В принципе, у европейцев есть механизм такого противодействия, но еще больше сомнений в их способности этот механизм применить. Для этого нужна политическая воля, которую эти деятели никогда не демонстрировали. Да и масштаб европейских интересов в Иране несопоставим с их интересами в Америке.

Как заявил глава Еврокомисии Жан-Клод Юнкер, Евросоюз распространит на свои отношения с Ираном так называемое «блокирующее регулирование», применив положение «О защите от последствий от экстерриториального применения санкций», принятое еще в 1996 году при Клинтоне, когда Европа готовилась защитить свои компании от американских санкций против Кубы. Тогда — обошлось. Теперь — не факт.

«Мы хотим выслушать, что их беспокоит, но вы должны знать, что мы привлечем к ответственности тех, кто будет вести запрещенное сотрудничество с Ираном», — сказал Майк Помпео.

То есть опять ничего, кроме покровительственного ощупывания. Похоже, Трамп выбрал Иран в качестве цели, а Европу — в качестве сакральной жертвы для своего внешнеполитического триумфа. И союзники у него здесь не евроатлантические собратья, а саудиты, которые все оплачивают.

Если европейцы действительно решатся блокировать американские санкции — это война. Санкционная, конечно. И воевать на два фронта, еще и с Россией, это просто безумие. Единственная альтернатива — альянс с «ужасным Путиным». Или публичный отказ от суверенитета, принципов, ценностей. Возможно, окончательный.

Однако, до свидания!

ИсточникПервый канал
Михаил Леонтьев
Леонтьев Михаил Владимирович (р. 1958) – русский журналист, публицист, создатель медийных проектов, ведущий политико-экономический обозреватель Первого канала. Руководитель телепрограммы «Однако» и одноименного общественно-политического журнала. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...