Одно из главных правил поведения, которое мы получили от американских «партнеров», состоит в крайне жестком отношении к корпоративной этике. Иногда это доходило до смешного: я помню, как в самом начале 2000-х, на дне рождения одного своего товарища, мы затеяли спор о качестве менеджмента либералов, в частности, речь пошла о Ходорковском. И я привел какой-то пример, который показал, что менеджер он, прямо скажем, не очень… Каково же было мое удивление, когда один из гостей, который даже впрямую в разговоре не участвовал, устроил фирменную истерику, с нечленораздельными воплями, размахиванием руками и прочими безобразиями (в комнате, пусть и большой, находилось в этот момент человек 15, не меньше). При этом транслировал он одну простую мысль: «Не смейте своими грязными руками трогать гения менеджмента и бизнеса Михаила Борисовича Ходорковского!» После чего собрался и быстро сбежал.
Я, если честно, был несколько удивлен, но один из участников этого «действа» объяснил, что сбежавший персонаж работает в «Юкосе», пусть и на самых нижних, но топ-менеджерских позициях. И если бы кто-то из гостей доложил в ходорковскую «беспеку», что он позволил при себе вести такие беседы… В лучшем случае это бы была потеря крайне высокооплачиваемого места… Примерно в это же время аналогичная история случилась у меня на одном выездном мероприятии с участием менеджмента РАО «ЕЭС России», когда разговор пошел о Чубайсе… Причем, что самое смешное, я Чубайса непосредственно в работе видел, а участники спора — нет.
И вот, замечательная картинка: неизвестно как всплывает письмо помощника Президента Андрея Белоусова о необходимости обложить отдельных олигархов дополнительными налогами. Которые, заметим, нефтянка, например, и без того платит. Кто и как организовал утечку я обсуждать не буду, поскольку не занимаюсь политологией, но она произошла и против нее ополчилась вся либеральная общественность: от РСПП (который, как известно, «профсоюз олигархов») до СМИ. Но самое удивительное, что прямо против этого предложения выступили отдельные члены правительства, от министров до первого вице-премьера Силуанова.
Причем обращаю внимание на одно деликатное обстоятельство. Правительство непрерывно кричит, что денег в бюджете нет, хотя он сильно профицитный. Но беда в том, что все деньги, которые поступают в бюджет от превышения цены на экспортную нефть выше 40 долларов за баррель, правительство вывозит за пределы страны (видимо, компенсирует западным «партнерам» убытки от контрсанкций). Даже Алексей Кудрин, который не был замечен в каких-то антилиберальных выпадах, на Санкт-Петербургском Форуме в этом году сказал, что нужно бы поднять этот уровень, но был жестко осажен главой МВФ Кристин Лагард. И как мы видим, для членов правительства это указание оказалось куда важнее, чем проблемы российской экономики и российских граждан.
Итак, деньги есть, но правительство целенаправленно делает бюджет дефицитным. При этом других решений проблемы не ищет и не предлагает, а на предложение Белоусова (а пока это только предложение) отвечает категорическим отказом даже в обсуждении. В прямое противоречие с резолюцией Президента… Если бы на месте Путина был Ходорковский или Чубайс, этих людей уже бы не было на своих местах… Почему же они ничего не боятся?
И вот здесь возникает ключевой момент, который многие не понимают. Практически все, включая и СМИ, как либеральные, так и проправительственные, искренне считают, что члены правительства, руководители Центробанка — просто чиновники, которые работают на благо своей страны (или, по крайней мере, выполняют инструкции). Но это совсем не так! Проблемы в мировой экономике ставят для многих крупных мировых политических групп, которые, с учетом их влияния, можно назвать элитными, вопрос о реальном выживании. Подчас и физическом. А наши сегодняшние проблемы, во-многом, это следствие проблем мировых; в 2000-е, например, было иначе, но с тех пор, после 2008 года, ситуация сильно изменилась.
В качестве примера можно привести схватку Трампа с либеральным (в реальности — финансовым) истеблишментом в США. Мы, кстати, тоже стали жертвой этой схватки, поскольку санкции против нас, во многом как раз ее следствие. Но дело в том, что у нас за последние десятилетия тоже сложилась мощнейшая элитная группа, которая представляет интересы мировых финансистов. И именно по этой причине представители этой группы не боятся увольнений: если их группа победит в политической схватке, они вернутся в игру «на коне»! А если их группа проиграет, то ничего веселого их не ждет, даже если они формально соблюдали корпоративную этику. И потому сегодня обе стороны бросают в бой все свои ресурсы!
Еще раз повторю, накал этой схватки определяется не у нас, так что искать внутренние причины такого ожесточения бессмысленно. Все участники очень хотят «жить дружно», как это было в середине 2000-х, беда в том, что это невозможно! Финансистам необходимо, чтобы Россия признала свою вину в гибели малазийского «Боинга», отравлении Литвиненко и Скрипалей, и, главное, в фальсификации результатов выборов в США в пользу Трампа и с согласия Трампа! Иначе Трампа не убрать, а значит — уйти должны будут они! И либо это сделает Путин, либо нужно создать ситуацию, при которой Путин должен будет уйти!
И отсюда и пенсионная реформа, и (предстоящий) резкий рост цен на товары народного потребления и, в общем, достаточно специфическая реакция на попытки Администрации Президента все-таки решить ту проблему, которая не ею создана, хотя, боюсь, в сегодняшней элитной конфигурации российской власти это всё еще невозможно.