Российская государственность имеет более, чем 1000-летнюю историю. На протяжении веков державный порядок оставался незыблемым. Однако случались в нашей истории роковые годы хаоса и безвластья. Периоды, получившие название «смутное время». Наиболее часто этот термин используют, говоря о событиях начала семнадцатого и конца двадцатого века.

Всякий раз страну удавалось восстановить благодаря такому качеству русской души как соборность.

По словам Святейшего Патриарха Кирилла, приближение к идеалу соборности преимущественно зависит от духовного состояния, как отдельного человека, так и общества в целом. Самый чистый и полный опыт соборности можно получить, участвуя в жизни Церкви, где братские отношения между людьми строятся на причастности к любви Божией.

Безусловно, есть и другие, нерелигиозные опыты переживания единства, когда множество людей чувствует сопричастность друг другу. Многонациональное и многоконфессиональное российское общество живет по принципу соборности, иначе оно не смогло бы существовать как единство отдельных личностей. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, думы о соборности помогают нам привести в движение фундаментальные связи, объединяющие наше общество. Сегодня нашим вкладом в стремление к соборности могут быть действия в соответствии с теми духовными ценностями, которые объединяют нашу страну, несмотря на то, что государство является светским, а в обществе присутствуют различные конфессии.

Отметим, что в России существует единство по поводу данных ценностей между всеми традиционными религиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом. Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что Русская Православная Церковь делает практические шаги для того, чтобы основные вопросы национальной жизни решались на основе традиционных ценностей.

В качестве примера таких практических шагов Святейший Патриарх Кирилл упоминал о том, что регулярно с участием Церкви проводятся Всемирные Русские Народные Соборы, на которых представители Церкви, власти и различных социальных слоев общества определяют совместное видение общественных проблем современной России и жизни русских людей в других странах мира. Об этом Святейший Патриарх Кирилл писал в своей получившей широкую известность статье «Соборность и демократия», опубликованной в декабре 2003 года.

Ключевые слова здесь «совместное видение общественных проблем». Именно в достижении такого совместного видения и состояла деятельность Всемирного Русского Народного Собора в 1990-х годах, когда организация, созданная Святейшим Патриархом Алексием Вторым и Святейшим Патриархом Кириллом (в ту пору Митрополитом Смоленским и Калининградским), была, возможно, единственной силой, стремившейся к преодолению социальной и идеологической розни и добившейся значительных успехов в этом направлении.

Напомним, что в СССР в течение десятков лет действовала лишь одна партия – КПСС. Однако в 90-х годах возникло более двухсот политических партий и организаций. Столкновение мнений, часто весьма поверхностных, но выраженных в крайне эмоциональной форме, создавало идеологический хаос. Миллионы людей оказались лишены идейных ориентиров.

В этом проблемном поле нужно было искать новые пути, дающие возможность преодолеть противоречия мирно и постепенно.

Было ясно, что еще одна политическая или общественная структура не вызовет доверия. Нужно было искать иной формат для общественной дискуссии. Инициатором движения в этом направлении выступила Русская Православная Церковь. Задача Собора состояла не в создании очередного «движения», но в открытии уникальной консолидирующей площадки, объединяющей общество.

Именно таким «местом встречи» и стал Всемирный Русский Народный Собор, 25-летие создания которого мы отметили в мае 2018 г. Эту идею инициатор создания Собора Святейший Патриарх Кирилл выразил в выступлении на II-м Всемирном Русском Народном Соборе «Через духовное обновление к национальному возрождению» в феврале 1995 г.:
«Всемирный Русский Собор не является ни политической партией, ни политическим движением, а является неким пространством для общенациональной дискуссии о судьбе русского народа и русской государственности. Это не место выражения митинговых эмоции. Это не место столкновения политических точек зрения, а это то место, где производится попытка поверх расхождений посмотреть на то, что всех нас объединяет в усилиях по укреплению духовных основ жизни нашего народа, по преумножению славы и достоинства нашего государства».

Идея заключалась в том, чтобы помочь примирению здоровых сил, находящихся в борьбе друг с другом, дать возможность им найти общий язык и сообща обсуждать будущее России. На III-м Всемирном Русском Народном Соборе «Россия и русские на пороге двадцать первого века» в декабре 1995 г. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх отметил: «Задача Собора – собирание разделенного, разорванного, разодранного, собирание тех здоровых сил, которые, к сожалению, сегодня находятся в столкновении, а иногда и в непримиримой борьбе друг с другом. Я думаю, что в этом успех нашего Собора. В этом его великое предназначение – через слезы и улыбку, через радость и боль собирать и объединять русских людей».

Собор ставил своей задачей примирить западников и славянофилов, либералов и патриотов. Впрочем, и среди сторонников патриотического направления не было единства. В начале 90-х годов с особой силой вспыхнули и противоречия между сторонниками дореволюционной идентичности, в том числе российской монархии, и приверженцами советского строя. Давно закончилась гражданская война, однако противостояние «красных» и «белых» снова было налицо. Одни видели своей главной задачей как можно скорее вынести тело В.И. Ленина из Мавзолея. Другие угрожали разрушить только что восстановленный Храм Христа Спасителя.

В этой ситуации Всемирный русский народный собор сразу же встал на позицию единства истории. Достаточно сказать, что уже в 1993 году Советы были объявлены исторической формой народовластия. В резолюции тематической группы «Государственное развитие России» на I-м Всемирном Русском народном Соборе в 1993 г. подчёркивалось: «В переходный период, когда общество стоит накануне гражданской войны, необходимо сохранить Съезды Советов как своеобразное продолжение традиций русской соборности. Являясь органами широкого народного представительства, они выражают интересы широких слоев населения, позволяют определить в центре настроения масс на местах, перенести накал борьбы в представительные органы власти и тем самым в некоторой степени снять его в отдельных регионах государства».

Идеологические споры отражались и на общем отношении к отечественной истории. На рубеже 1980 -1990-х годов пошли потоки статей и передач, заполнявших так называемые «белые пятна». Наряду с достоверными сведениями бытовали не только искажения фактов, но и откровенные фальсификации. Под сомнение ставилась победа советского народа над фашизмом, историческая правота СССР в борьбе с нацистской Германией. А новые власти не торопились защитить историческую память народа. Были прекращены традиционные парады на День Победы.

В 1995 г. страна готовилась отметить 50-летие Победы. А обстановка складывалась не слишком благоприятная. В этой ситуации Всемирный Русский Народный Собор первым указал недопустимость забвения Великой Победы. Вот что говорилось в специальном заявлении II Всемирного Русского Собора по этому поводу: «Собор считает, что всенародное празднование 50-летия нашей Победы еще больше сплотит все народы, составлявшие в недавнем прошлом единый советский народ, одержавший Победу в Великой Отечественной войне. Собор считает целесообразным проведение в Москве 9 мая 1995 года Парада Победы с приглашением на них глав государств, руководителей парламентов и правительств, авторитетных международных организаций».

После распада СССР идеология официального атеизма уступила место религиозной свободе. Началось религиозное возрождение, которое принесло не только радости, но и духовные риски. Тоталитарные секты ставили под сомнение авторитет духовенства. Экзотические культы готовились вытеснить традиционные религии. Не было и общего понимания того, как будут сотрудничать друг с другом носители религиозного и светского мировоззрения, в каких отношениях должны находиться религия и наука.

Однако уже на Первом Всемирном Русском Соборе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, обозначил универсализм как главную особенность нашей цивилизации. Именно благодаря ней Россия веками строилась на принципах уважения, межнационального согласия и межконфессионального мира: «Идеология универсализма органически воплощается в жизни многонационального государства … Созвучная универсальности Церкви идея универсального государства и созидала державу. Ни один народ, ни одна конфессия не подвергались дискриминации». По словам будущего Патриарха, обществу необходимо единство религиозных людей и носителей светской культуры. Он также отметил: «В нашем обществе многие не разделяют религиозных убеждений и вдохновляются мотивацией светского гуманизма … Но не следует противопоставлять религиозную и светскую культуру. Наоборот, необходимо признать искусственный и опасный характер провоцируемого ныне конфликта между Церковью и культурой. За этим стоит тот, кто боится духовного объединения России.

В 1990-е годы Собор созывался чаще всего в исключительных случаях. Так было весной 1993 года, когда началось гражданское противостояние, и дважды в 1995 г., когда началась война в Чечне.

Последний в ХХ в. V-й Всемирный русский народный собор «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» был созван в декабре 1999 г. Это был тяжелый и драматичный момент нашей истории. Нападение боевиков на Дагестан, взрывы домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске вынудили правительство начать антитеррористическую операцию на Северном Кавказе.

К этому моменту на Соборе уже была проведена большая работа по примирению конфликтующих политических сил. На соборных встречах выступали представители разных политических сил: Е.Т. Гайдар, В.С.Черномырдин, Г.А. Явлинский, Г.А. Зюганов, Ю.М. Лужков.

6 декабря 1999 г. на Пленарном заседании собора выступили представители всех парламентских партий, ключевые министры нового правительства, возглавляемого В.В. Путиным.

Процесс возрождения России, пусть медленный и противоречивый, постепенно набирал уверенный ход. На соборных дискуссиях стали видны контуры будущей России XIX века – идущей вперед, способной развиваться и защищаться страны, оставившей в прошлом призрак гражданской войны.

Закончить наш доклад стоит еще одним положением из выступления на V ВРНС 6 декабря 1999 г. Святейшего Патриарха Кирилла: «Собор был задуман и реализовал себя как некое пространство для представителей общества, имеющих подчас действительно противоположные взгляды на самые главные проблемы жизни, но такое пространство, где представители этих взглядов могут войти в контакт не в грубой и жесткой конфронтации, схватке, а в доброжелательном, уважительном и интеллигентном диалоге».

С наступлением нового века формат работы соборов изменился. Теперь они созываются каждый год, дискуссия строится по тематическому принципу.

Выйдя из жестокой смуты девяностых, общество пошло по пути поиска собственной идентичности, места России в современном мире, которое все чаще связывалось с образом России как уникальной страны-цивилизации, государства. Соборная площадка стала признанным центром в вопросах социального проектирования, формирования российской общегражданской нации. Не прекращается работа в рамках межнационального диалога, гармонизации межнациональных отношений. Идет проверенное годами, сотрудничество с традиционными религиозными общинами. В настоящее время Собор шагнул из столицы в регионы и на международные дискуссионные площадки ООН и БРИКС.

Юрий Иерусалимский
Иерусалимский Юрий Юрьевич (р. 1958) — заведующий кафедрой отечественной средневековой и новой истории ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Академик Академии Военно-исторических наук. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Член президиума Ярославского регионального отделения Всемирного русского народного собора. Председатель Ярославского регионального отделения Российского общества историков-архивистов. Постоянный член Ярославского регионального отделения Изборского клуба. Подробнее...