Соборность – одно из явлений отечественной истории, которое присуще нашему народу по факту его жизни в христианской традиции, которое проявляет себя и в периоды внешних и внутренних угроз Отечеству, и в периоды наибольшего духовного подъема в народе. Особенность этого явления в том, что наш народ с соборностью существует нераздельно, вместе с тем, не всегда понимая суть и значение этого явления.

Соборность можно понимать по апостольскому слову как «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). Такое единство не может быть насильственным. Это единство основано на любви и вере и поэтому указывает на добровольность в отношениях.

О первом проявлении соборного духа народа можно говорить в момент Крещения Руси. Мы знаем, что сначала крестился князь, и с этого времени мы отсчитываем начало Крещения Руси. Почему это возможно? Потому что народ принял Крещение по воле князя Владимира как правителя земли Русской. Просвещение в вере уже крещенного народа – впереди. Но соборным волеизъявлением Крещение состоялось, и одним этим событием был изменен ход истории многих народов, входящих в единую общность.

В дальнейшем, после Крещения Руси, идея соборности получает свое развитие применимо к общественной жизни. Вспомним, как привлекались соборные принципы для формирования гражданского самоуправления, как находились точки соприкосновения с вечевым строем.

Глубокое понимание того, что же такое есть для народа соборность, видно уже в эпоху монголо-татарского нашествия. Распри и сиюминутная выгода привели к тому, что некогда единая и сильная страна пала, сначала развалившись на княжества, а потом и оказавшись под игом. Именно на гордость и высокомерие князей указывали русские летописи, когда называли причины трагедии. Но как только в народе стало пробуждаться национальное самосознание, стало возможным говорить об объединении земель. Не случайно личностью, которая становится духовным выразителем этого процесса объединения, стал преподобный Сергий Радонежский. Его служение стало духовным символом собирания русских земель. И уже после Куликова поля Русь вышла единой народностью, единой силой.

Далее соборность развивается и в практике Земских соборов. Работающие над решением разных вопросов жизни страны, Земские соборы фактически брали за основу практику церковных соборов. И этот опыт был близок и понятен народу, в сознании которого жизнь не представлялась  вне духовного осмысления.

Реформы Петра Первого разрывали это единство, разрывали эту народную традицию, утверждая разрыв между самосознанием власти и тем, как эту власть воспринимали в народе. Соборность заменялась коллегиальностью, общность мировоззрения и единство вокруг общей идеи заменились сотрудничеством, заменялись системой, которая знает распоряжения и указы, но не знает свободного духа единения.

Важно отметить, что в деле созидания государственного и общественного единства большую роль играет идея жертвенного служения. И общественное служение, и служение государству имеют подлинный смысл только как жертвенное служение.

В Соборном слове Х Всемирного русского народного собора подчеркивается значение духовного аспекта для государственного строительства:

«В XXI веке для России и народов русского мира важными будут не только вопросы научно-технического, экономического и социального развития, но прежде всего состояние духовной сферы. Успешное решение практических проблем будет зависеть от того, как они впишутся в духовные параметры самобытной цивилизации, которую из себя представляет Россия и весь русский мир. Модернизация страны должна быть соединена с обращением к нашему вечному духовному наследию, к истокам той силы, которая сделала наше Отечество великой державой».

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко)
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко Сергей Иванович) (р. 1952) — священнослужитель Русской Православной Церкви, клирик Ярославской епархии, член Общественной палаты Ярославской области, Глава церковно-исторического общества Ярославской епархии. Член Ярославского регионального отделения Изборского клуба. Подробнее...