В чем главная задача сюзерена в вопросе взаимодействия с собственным вассалом?
Что он, собственно, должен делать-то?
Нет, понятно, что он должен вассала воспитывать, двигать, предоставлять ему разные новые возможности, а также использовать его на благо властной группировки в целом. Но что нужно делать конкретно?
Кстати, прежде чем отвечать на этот вопрос нужно еще сказать, что сюзерен сюзереном обычно не рождается. И когда он встречается со своим первым вассалом, то единственный опыт, который у него есть — это воспоминания о том, как его собственный сюзерен с ним себя вел. Работает это слабо. Хорошо мне, я работал учителем и, в этом смысле, мне было много легче. А вообще, начинающему сюзерену бывает тяжело… И это нужно учитывать.
Сюзерен, еще до того как он принял того или иного кандидата в вассалы, должен отдавать себе отчет в том, насколько последний перспективен. Вообще или в конкретной области. Второй вариант мы рассматривать не будем – узко-конкретный вариант он потому и узко-конкретный, что его «вообще» не рассмотришь, – так что остановимся на первом.
У каждого сюзерена есть свой набор признаков, по которым определяется перспективность вассала
Например, я – точно знаю, что если школьник достиг уровня мастера спорта (в любом виде), то он обладает выдающейся волей, – очень полезное качество в борьбе за Власть. Или же он ухитрился пройти некоторые сложные испытания, показав при этом характер и достоинство. Или, еще вариант, он, получив некоторое сложное задание, сумел его выполнить, хотя все считали, что это невозможно. В моей жизни были все из этих вариантов.
Другое дело, что для мальчиков и девочек это иногда немножко разные варианты (мальчик может вывести группу из неудачно сложившегося похода, а девочка пройти через какой-нибудь конкурс красоты ни под кого не ложась), но суть от этого не меняется. Если потенциальный кандидат перспективен, то потенциальный сюзерен «делает стойку»…
А вот дальше он должен решить для себя крайне важную задачу. Он должен определить сильные стороны кандидата в вассалы и его слабые стороны, определить его возможные идентичности и найти для него оптимальную идентичность (с учетом интересов властной группировки, разумеется) и некоторый образ в рамках этой идентичности, который позволяет максимально выпукло продемонстрировать его достоинства и скрыть недостатки. Более того, этот образ должен еще и защищать нового члена властной группировки от работы против него разного рода «недоброжелателей».
Ну, например. Если вассал происходит из достаточно продвинутой семьи, то ему не нужно объяснять об опасностях богемной жизни и соответствующих проблемах. А если он из «дерёвни», то такая проблема есть. Если у него есть чувство юмора и умение быстро адаптироваться к различным темам (разностороннее образование), то ему можно придавать образ, который требует много говорить. А если нет, то образ должен предполагать многозначительное молчание.
Если он равнодушен к деньгам и не завистлив, то его можно посылать в самостоятельные походы по богатым тусовкам. А если нет — то категорически нельзя. Если он понимает людей, то его можно посылать на разведку в группы, которые состоят из большого количества разнородных персонажей, а если нет — то только в уже устоявшиеся и хорошо известные коллективы. И так далее, и тому подобное…
Мой личный опыт показывает, что есть три вещи, на которых может сильно проколоться вассал. Это деньги, престиж (статус) и секс.
Поэтому каждого вассала, независимо от пола, сюзерен должен проверять на то, чем он готов пожертвовать, ради достижения соответствующего результата. Если женщина готова ради (больших по ее мнению) денег лечь в койку с сомнительным персонажем, если мужчина ради попадания в серьезную, с его точки зрения, компанию готов бросить поставленное задание, если вассал (независимо от пола) «слаб на передок» — это серьезный повод для того, чтобы от него избавиться или вывести в (более или менее) глубокий запас.
При этом нужно понимать, что, например, секс (для персонажей любого пола) очень часто самоцелью не является, а используется лишь как инструмент управления. То есть эмоциональная зависимость отсутствует. В этом случае нужно разобраться, а не имеет ли здесь место зависимость от желания доминировать (вещь крайне опасная в любой властной группировке; в идеале самый крутой интриган и альфа-самец от этого не должен получать удовольствие, это инструмент, а не самоцель).
Аналогичная ситуация в тяге к деньгам: не исключено, что деньги – не самоцель, а лишь инструмент для решения более «интересных» задач.
Собственно, такие задачи стоят перед любым руководителем, просто нужно понимать, что связка вассал-сюзерен, теоретически, куда более длинная и прочная, чем начальник-подчиненный (я уже писал в «Лестнице в небо», что она, зачастую, более прочная, чем брачная связь) и, кроме того, вассал в ней имеет куда большую свободу. Поэтому цена ошибки, особенно, с учетом того, что эта ошибка будет отражаться на всей властной группировке, куда выше.
И, поскольку цена вопроса все время растет, даже получив положительные результаты проверок, сюзерену нужно раз за разом инициировать все новые и новые проверки
Грубо говоря, если вы обеспечиваете человеку, который никогда в жизни не видел и 100 000 рублей, возможность получать в месяц 300 000, то его первой реакцией будет благодарность. А второй — привычка. И если вы в такой ситуации посылаете его вести самостоятельные переговоры по вопросу получения, скажем, 3-4 миллионов, то у него легко может возникнуть желание что-то утаить. Если же он сам нашел потенциального партнера, то такое желание может стать еще более сильным. В этот момент, как правило, вассал и совершает предательство…
Ну а враги довольно быстро понимают, что он покупается. И поэтому сюзерен всегда должен думать о том, чтобы цена тех тайн группировки, до которой вассал допущен, не превышала той границы, в рамках которой он проверки прошел. Потому что иначе возможны самые неприятные последствия.
Аналогичная ситуация с «богемной жизнью», хотя тут, скорее, опасность состоит в том, что вассал просто не будет исполнять те обязанности, на которые он подписался. С такой ситуацией я тоже сталкивался неоднократно. Но вернемся к образу.
Сюзерен всегда должен развивать в вассале те его качества, которые у него отсутствуют.
Если он мало читал и не очень образован, заставлять его учиться, если нет чувства юмора — нужно хоть как-то его компенсировать (отмечу, что бывают очень умные люди, у которых нет чувства юмора, а вот у дураков чувства юмора быть не может). Если вассалу нравится представляться статусным персонажем, то нужно ему в этом помогать, хотя и в меру. Но при этом максимально объяснять, что нужно делать для того, чтобы эту статусность оправдать и не светить «отраженным» светом.
Есть и прирожденные аристократы, которым даже ничего из себя строить не надо, они входят в любую комнату и все взгляды обращаются к ним. А есть люди, которым нужен антураж (одежда, аксессуары, мизансцены). Отличить их очень легко: первые не обращают внимания на такие мелочи, вторые к ним крайне чувствительны.
Я очень хорошо помню, как классе в 9-м впервые прочитал книгу Ирвина Шоу «Вечер в Византии» и обратил внимание на разговор главного героя с его дочерью:
— Но у тебя благородные морщины, — поспешила добавить она. — Такие бывают, когда человек слишком много познал в жизни. Ты самый привлекательный из всех мужчин, которых я здесь видела…
— Ты еще мало кого видела за эти несколько часов, — сказал Крейг. Но он не мог скрыть удовольствия. «Глупое удовольствие», — сказал он себе. — Подожди дня два.
— Не одна я так думаю, — сказала она. — Все женщины в ресторане очень красноречиво на тебя поглядывали — и эта штучка мисс Сорель, и эта сказочная красавица — французская актриса, и даже Соня Мэрфи, и даже Гейл Маккиннон.
— А я и не заметил, — признался он. Это была правда. И во время ужина, и после он был поглощен своими мыслями.
— Вот в этом-то твоя прелесть, — убежденно сказала Энн. — Ты не замечаешь. Обожаю входить с тобой куда-нибудь — все на тебя вот так смотрят, а ты не замечаешь.
Собственно говоря, именно этот отрывок и вызвал к жизни название этой серии статей. Но это как раз самое главное в работе сюзерена: он должен невероятно четко определить, на что его вассал (или потенциальный вассал) «ведется», а на что нет. И, соответственно, выстроить его образ и все время его корректировать.
При этом, разумеется, нет никаких гарантий, что это получится: есть болезненные игроки, для которых продолжение игры (или получение денег, или управление людьми через секс, или еще что) является самодостаточной ценностью. Ну, условно говоря, всегда могут быть какие-то отклонения от нормы (не медицинские, а человеческие), которые так просто на свет Божий не вытащишь.
Но, с точки зрения уже властной группировки, к которой сюзерен принадлежит, именно он несет ответственность за то, чтобы вовремя остановить нового (или относительного нового) члена группировки в случае, если его самостоятельная активность начинает наносить вред самой группировке. Про варианты действия в такой ситуации я уже писал, но, с точки зрения всей властной группировки, поскольку именно сюзерен данного вассала привел, он должен лично объяснять всем известным ему членам группировки и вообще близким к ней людям об опасностях данного человека. Еще раз повторю, не то, что передача такой информации не является некорректной, не то, что он имеет на это право, а куда более сильно – он обязан доложить!
Иными словами, если, исходя из знаменитой фразы Чехова «Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству», ты кому-то рассказал, что тебе изменила жена, то ты выглядишь либо идиотом, либо очень обиженным человеком. Но в любом случае беднушкой. А вот если твоя жена (вассал) изменила Отечеству (читай: твоей властной группировке), а ты об этом не рассказал всем, кто может быть в этом заинтересован (например, тем, к кому этот вассал пришел для продолжения карьеры), то ты сам совершаешь предательство! Это – одно из принципиальных отличий отношений внутри системы Власти от отношений обычных людей!
Отмечу, что в этом тексте я сам себя очень часто обрывал, поскольку, теоретически, нужно было бы приводить конкретные примеры. Но дело это крайне сложное, поскольку для того, чтобы они были реально познавательны, нужно приводить многие детали, которые дадут слишком много пищи для размышлений конкретным лицам. А потому, я оставляю тут простор для фантазии читателей.
Будем надеяться, что продолжение следует…