В Петербурге этой осенью отметят 100-летие Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. В марте 1918 году нарком просвещения Анатолий Луначарский подписал документ о создании первого в мире Государственного рентгенологического и радиологического института. А уже 23 сентября, в день открытия института первым его президентом стал профессор Абрам Иоффе, а вице-президентом и руководителем медико-биологического отдела – профессор Михаил Немёнов.
Советский и российский физик, единственный из проживающих ныне в России лауреатов Нобелевской премии по физике, Жорес Иванович Алфёров рассказал об Абраме Иоффе, Физико-техническом институте и о нынешнем состоянии науки в России.
Об Абраме Иоффе
Закончив Технологический институт, Абрам Фёдорович Иоффе успешно занимался строительством моста, но решил, что строительство – не его специальность. Увлёкся физикой, и поскольку не был бедным, поехал в Германию и попросился учиться у Вильгельма Рентгена, нобелевского лауреата. Рентген принял его. Иоффе успешно проработал у него пять или шесть лет, занимаясь исследованием свойств кристаллов. И Рентген предложил ему остаться для подготовки, чтобы стать профессором в Мюнхенском университете. И Абрам Фёдорович отказался и решил, что должен вернуться в страну, в которой он родился и вырос, чтобы отдать своей стране те знания, которые он получил. Он попросил Рентгена, чтобы тот его принимал иногда, когда в этом будет необходимость.
Дата создания
Институт, который был создан 23 сентября 1918 года, назывался рентгенологическим и радиологическим институтом. Инициаторами его создания были профессор и медик Немёнов и физик Абрам Фёдорович Иоффе. Абрам Фёдорович руководил той частью института, которая обеспечивала рентгеновские исследования.
О научных лидерах
Научные лидеры появляются, когда ведутся эффективно-научные исследования. Научные лидеры в Физико-техническом институте начиная с самого Абрама Фёдоровича Иоффе,а позже Анатолий Петрович Александров, Игорь Васильевич Курчатов, Юрий Борисович Харитон, ваш покорный слуга… мы все появлялись, когда велись эффективно-научные исследования. Если сегодня есть проблема научных лидеров, а она есть, безусловно, то эта проблема возникла по той простой причине, что на протяжении целого ряда десятилетий в стране наука разрушалась, а не развивалась. Наука по-настоящему очень тесно связана с высокотехнологичными отраслями промышленности. Она вообще их создаёт, а потом они помогают развитию науки.
Наука развивается тогда, когда она востребована экономикой и обществом. Как станет по-настоящему развивать научные исследования, у нас появятся лидеры. Мы талантливый народ!
О приватизации
Мы приватизацией разрушили научно-технологический потенциал страны. Сейчас, наконец, наше политическое руководство начало понимать, что без него нет будущего у страны. То же самое с научными лидерами.
Что нужно восстановить и развивать
В первую очередь нужно восстанавливать и развивать наиболее перспективные для страны, для её положения в мире высокотехнологичные области промышленности. С моей точки зрения, это и микро- и наноэлектроника.
Как молодёжь увлекли
Когда мы говорим о том, что Абрам Иоффе привлекал молодёжь, какая была зарплата у научных работников? Молодой человек окончил институт и пошёл, скажем, в Институт Иоффе или другой институт через пять лет. Затем он становился кандидатом наук, а потом спустя два-три года – старшим научным сотрудником и получал зарплату три тысячи рублей в месяц. Такую зарплату имел директор крупного завода. Поэтому когда мы говорим, что молодёжь увлекли… Да, увлекали, но они понимали, что если они будут заниматься научными исследованиями, то смогут содержать семью, у них будет очень хорошая зарплата. Сегодня, когда в решениях президента говорится, что должна быть двойная зарплата по этому региону, надо это выполнять. А как это выполнять, когда бюджета нет?
Об Америке и СССР
Сегодня мы гораздо беднее, чем были в Советское время. Развалом Советского союза мы нанесли огромный удар по нашему хозяйству в целом. Когда я получал Нобелевскую премию, и компания «Би-би-си» проводила интервью с новыми лауреатами, мой коллега-экономист, получивший премию памяти Нобеля по экономике, сотрудник Чикагского института мировой экономики Хетман отвечая на один из вопросов, сказал: «Научно-технический прогресс второй половины XX века полностью определялся соревнованием СССР и США. И очень жаль, что это соревнование закончилось».
Развалом Советского союза они выиграли у нас, но нанесли удар по мировой цивилизации. Нужно менять политику, нужно делать высокую зарплату. Мы беднее, значит, меньше будет научных работников, но платить им нужно хорошо. Очень важно определять направления исследований. Нужно определять те направления, которые выводят страну на новый технологический уровень. Это не простая задача, но это нужно делать.
О столетии не без грусти
Столетие Физтеха – замечательный юбилей! Физико-технический институт сыграл огромную роль в развитии науки и технологий в нашей стране.
Праздник мы проведём, мы умеем проводить праздники. В этом никогда особых проблем не было. Приедет много иностранцев, мы сделаем доклады по-английски. 29 октября, когда состоится первое заседание по столетию Физико-технический института. Но меня больше волнуют проблемы развития науки в стране потому, что наука понесла огромные потери за последние десятилетия. В том числе понёс большие потери и Физико-технический институт.