Каждый раз, когда в результате глобального катаклизма менялся установленный миропорядок, на свет появлялось не только новое мироустройство, но и его новое видимое воплощение. Итогом Первой мировой войны стал Версальский мир и создание Лиги наций. После разгрома нацистской Германии и милитаристской Японии в рамках нового Ялтинско-Потсдамского мира на свет появилась Организация Объединенных Наций (ООН). Поэтому вполне логично внимательно следить за тем, что происходит в стенах этой организации.

Тем более, что для наблюдений и выводов есть много пищи. В конце сентября 2018 года в Нью-Йорке прошла неделя встреч высокого уровня в рамках 73-й Генеральной ассамблеи ООН. Это означало, что в течение всего лишь нескольких дней на трибуну успел подняться целый ряд ведущих политиков мира, которые представляют главных акторов мирового политического истеблишмента.

Что они сказали, чего не сказали и что это означает — вот на эти темы мы сейчас и порассуждаем. Начнем, разумеется, с речи представителя мирового политического гегемона — то есть США. От имени Соединенных Штатов выступал президент этой страны Дональд Трамп. Основные постулаты его выступления можно свести к нескольким моментам. Расхваливая себя любимого как очень успешного и беззаветно работающего на свою страну президента, Трамп как бы мимоходом вспомнил, что он добился «рекордного финансирования нашей армии — 700 миллиардов в этом году и 716 миллиардов в следующем».

«Наши вооруженные силы скоро станут мощнее, чем когда-либо прежде», — гордо объявил президент США.

Посыл вполне понятный, особенно на фоне другой его фразы: «Мы защищаем Америку и американский народ, и мы также защищаем весь мир».

Дональд Трамп стоит на трибуне ООН, которая находится в Нью-Йорке. Лидеры Соединенных Штатов десятилетиями говорили о глобализме, о том, что они будут защищать «права человека во всем мире» — что на деле означало предлог для череды военных вторжений. И вот теперь глава Белого дома расставляет приоритеты: сначала Америка, потом остальной мир.

Всем понятно, что США сознательно жертвуют глобальными структурами ради ускорения и укрепления своей национальной экономики? Чтобы ни у кого не осталось в этом сомнений, Трамп пояснил эту же мысль еще раз.

«Именно поэтому Америка всегда предпочтет независимость и сотрудничество глобальному правлению, и я уважаю право каждой страны в этом зале следовать своим обычаям, верованиям и традициям. Соединенные Штаты не будут указывать вам, как вам жить, работать, молиться и отправлять религиозные обряды. Мы лишь просим вас уважать наш суверенитет в ответ…» — заявил президент.

Главное для США теперь — это суверенитет. Свой собственный.

Что еще можно найти в выступлении Трампа? Он упомянул в положительном ключе Северную Корею, ни разу не вспомнил о России и прямо-таки обрушился на Иран. При этом обвинения в коррупции теперь, судя по всему, окончательно станут универсальным предлогом для давления на любого политика из любой страны при любом режиме, который не устраивает Вашингтон. Почему можно сделать такой вывод?

Потому, что Трамп обвинил в масштабной коррупции… руководство Исламской республики Иран.

«Иранские лидеры сеют хаос, смерть и разрушения. Они не уважают своих соседей, границы или суверенные права государств. Вместо этого они разворовывают национальные ресурсы, чтобы обогащаться и распространять хаос по всему Ближнему Востоку и далеко за его пределами, — заявил Трамп с трибуны ООН.

Иранский народ не без оснований возмущен тем, что его лидеры присвоили миллиарды долларов из казны, захватили наиболее лакомые куски и разграбили религиозные фонды, чтобы набить свои карманы и отправить своих марионеток на войну».

Глава Белого дома ничего не говорил о России — зато премьер Великобритании Тереза Мэй говорила почти исключительно о нас. Эта новая «железная леди» обвинила власти России в том, что они якобы «грубо нарушают международные нормы», а именно «осуществляют захват суверенной территории и безрассудное применение боевого отравляющего вещества на улицах Британии».

Повторив весь набор «хайли лайкли»-обвинений, она заявила, что надо принять жесткие меры против Москвы и ее союзников, «если они продолжат использовать химическое оружие». Будто почувствовав себя строгим учителем, вне рамок всякой дипломатии Тереза Мэй назвала поведение России «отвратительным».

Прозвучал в ее выступлении и такой пассаж: если «ведущие мировые демократические государства» промедлят и «не будут защищать международное право», то создадут «пространство для таких экстремистских движений, как ИГ1 (запрещенная в России группировка), коммунизм и фашизм». Сигнал послан: теперь к размышлениям наших либералов и западных журналистов о том, что «Сталин равен Гитлеру» добавятся усиленные разговоры о том, что Россия «равна» ИГ и «равна» Третьему рейху.

Несложно, таким образом, предугадать, что роль главного антироссийского локомотива возложена на Лондон. А вот на том, что говорили другие европейские представители, стоит остановиться особо.

Президент Франции Эммануэль Макрон, которого совсем недавно Дональд Трамп за ручку водил по Белому дому, предложил ограничить право вето в Совбезе ООН. Сегодня наличие такого права делает любые действия любого государства нелегитимными, если не достигнут консенсус со всеми странами-постоянными членами Совета безопасности ООН. Таких стран сейчас пять: США, Россия, КНР, Франция и Великобритания.

Макрон предлагает увеличить число постоянных членов Совета безопасности: это, по его мнению, улучшит соотношение сил в современном мире. Далее президент Франции заявил: «Мы сделаем так, чтобы до конца года эта Генеральная ассамблея двумя третями голосов своих членов сумела поддержать ограничение права вето в случаях массовых жестокостей».

Что означает включение в состав Совбеза ООН новых членов? Это не только появление новых сателлитов США в высшем органе ООН. Речь идет о пересмотре устройства этой организации и пересмотре итогов Второй мировой войны.

Очевидно, что после военного поражения ни Япония, ни Германия, ни Италия не могли стать постоянными членами Совбеза ООН и получить право вето. И вот за «реформу» Совета безопасности выступает не только одна Франция, которая наряду с СССР, Великобританией, США и Китаем «попала» туда по праву победителей Второй мировой. С трибуны прозвучал и голос тогда проигравших.

«Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас настоятельно призвал к усилению ООН и реформе важнейших структур этой всемирной организации. Совбез ООН почти не менялся с 1945 года, хотя мировое население за это время увеличилось в три, а количество членов ООН — почти в четыре раза, заявил он», — пишет Deutsche Welle.

И пусть нас не смущает тот факт, что глава германского МИД в своей речи слегка покритиковал выступление Дональда Трампа «который выступил против «идеологии глобализма» и в поддержку «доктрины патриотизма». Германия хочет в Совбез ООН, и Франция наряду с Великобританией хочет, и США готовы им посодействовать, равно как и Японии. А для того, чтобы замаскировать суть — пересмотр итогов Второй мировой — перспективу войти в Совбез Вашингтон рисует также и перед Бразилией и Индией.

Думаю, не надо преувеличивать и степень «оппозиции» Штатам с стороны Турции. Реджеп Тайип Эрдоган во время выступления Трампа просто вышел из зала. Как пояснили позднее представители турецких СМИ — президент Турции просто ушел в другое помещение, чтобы готовиться к своему выступлению. Зато когда он вернулся, то в своей речи тоже заявил, что Совбезу ООН необходимы реформы — в частности, необходимо расширить состав постоянных членов Совета Безопасности.

Подведем итоги. Ближайшими направлениями мировой политики будут:

— дальнейшее разрушение имеющихся глобальных международных проектов со стороны США; пошлины, санкции, одностороннее применение силы;

— первоочередная цель Вашингтона — Иран;

— для того, чтобы выглядеть при этом пристойно, Вашингтон и его сателлиты предпримут попытку «перезагрузить ООН», чтобы лишить «любую страну» (читай Россию) права вето под «гуманитарными предлогами», размыть Совет безопасности, наполнив его теми, кто не станет перечить США;

— В случае успеха этих планов агрессия против любого государства или его изоляция станет для американцев техническим делом — надо всего лишь организовать провокацию, подходящую под определение «массовой жестокости».

Мир становится все больше похож на джунгли.

Впрочем, он никогда и не переставал быть таким.

И вывод может быть только один — мы должны быть настолько сильными, чтобы никому даже в голову не приходило попытаться попробовать нас на зубок…

1 Организация запрещена на территории РФ.