В российском военно-информационном пространстве грянул гром. В СМИ прошла новость, которая была сформулирована предельно скандально: «Экс-начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (1994—1996) генерал-полковник Виктор Есин заявил, что российская система автоматического ответного ядерного удара «Периметр», известная на Западе как «Мёртвая рука», может оказаться бесполезной в случае военного конфликта…»

Эта новость тут же обросла кучей комментариев всякого рода «диванных экспертов» и «доморощенных аналитиков». Чёрных красок не жалели: и устарел-де российский «Периметр», и бессмысленная это трата денег, и «безнадёжное техническое отставание России».  При этом, почти никто не задался трудом прочесть полное интервью Виктора Есина. А прочли бы — поняли, что фраза просто вырвана из контекста ради громкого заголовка. На самом же деле генерал констатировал изменение военно-стратегической ситуации в мире в случае выхода США из договора о РСМД.

По его словам, после возможного выхода США из договора о ликвидации ракет средней и малой дальности система «Периметр» может потерять свою эффективность как сдерживающий фактор. Он подчеркнул, что, хотя система функционирует и прошла модернизацию, но основа этой системы — гарантированный ответный удар: автоматический запуск всех ракет, которые «выживут» после первого удара «агрессора».

Система «Периметр» (индекс УРВ РВСН — 15Э601), на Западе известная под названием «Мёртвая рука», а на Востоке — «Рука из гроба», это система управления ракетными войсками стратегического назначения. Она представляет собой сложную систему технических средств и программного обеспечения, которая позволяет в любых условиях, даже самых неблагоприятных, довести приказ о пуске ракет непосредственно до стартовых команд. По замыслу создателей, «Периметр» способен провести подготовку и запуск ракет даже в том случае, если расчёты командных пунктов и самих ракетных баз погибнут и отдавать приказ будет уже некому.

То есть эта система гарантирует нанесение автоматизированного ответного ракетного удара даже при уничтожении высшего военного командования и политического руководства России — в ходе внезапного нападения  на нашу страну (в том числе ракетно-ядерного). Решение на ответный удар «Периметр» принимает на основе информации от многочисленных датчиков, развёрнутых на всей территории страны: сейсмических, радиационных и атмосферного давления, которые определяют признаки ядерных взрывов. В случае определения ядерного удара и отсутствия в определённый временной интервал команды на ответный удар, система «Периметр» задействует автоматический запуск стратегического ядерного оружия.  Для этого во всех существующих стратегических ракетах и центрах управления установлены принимающие элементы системы «Периметр», рассчитанные на получение специального кода-команды. Считается, что эти коды генерирует в полёте специальная «командная ракета», которая автоматически запускается при определении нанесения ядерного удара по нашей территории и нарушении связи между главными командными пунктами и переносными терминалами управления ядерным оружием.

В марте 2018 года один из ведущих американских экспертов по ядерному разоружению Брюс Блэр в своей статье, посвящённой ядерному противостоянию, указал, что российская система «Периметр» («Мёртвая рука») находится в высокой степени боевой готовности и продолжает совершенствоваться.

Но если США разместят в Европе баллистические ракеты средней дальности, которые в данный момент не позволяет развёртывать Договор РСМД, то они с высокой вероятностью будут способны уничтожить почти все наши стратегические ракеты, развёрнутые в европейской части России. Комментируя развёртывание в Европе ракет среднего радиуса, генерал Есин заявил, что у России не будет другого выбора, кроме как «отказаться от доктрины ответно-встречного удара и перейти к доктрине упреждающего удара». Ещё одним ответом на угрозу размещения таких ракет в Европе генерал назвал вывод и развёртывание наших стратегических ракет за линию Урала, которая является  предельной для дальности полёта американских ракет.

И, конечно, для Европы появление таких ракет на её территории станет осуществлением самых страшных её кошмаров: случись такое — и на позиции этих ракет будут нацелены российские средства ядерного удара, а значит, перспектива стать в случае начала конфликта — даже по случайному поводу — ядерной пустыней выйдет на уровень высокой вероятности. Не учитывать этот фактор Европа не может…

ИсточникЗавтра
Владислав Шурыгин
Шурыгин Владислав Владиславович (род. 1963) ‑ военный публицист, обозреватель газеты «Завтра», член редколлегии АПН.ру. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...