В дискуссии вокруг «курильской проблемы» пока не затрагивался китайский аспект. А его необходимо учитывать.

Во-первых, в случае сдачи Южных Курил Москва в глазах Пекина «потеряет лицо» как надежный стратегический партнёр. Именно это, а не скромные торговые связи подпитывает интерес китайских руководителей к России.

Во-вторых, Пекин спроецирует ситуацию с Хабомаи и Шикотаном на Тайвань, острова Южно-Китайского моря и острова Дяоюйтай (Сенкаку) в Восточно-Китайском море. Ему придётся ускорить окончательное решение этих проблем.

В-третьих, «второе дыхание» придёт к китайским сторонникам «картографической агрессии» против России, которые пока действуют в тени. Они могут посоветовать руководству «по-партнёрски» попросить у Кремля куски нашей территории ради удержания КНР в стратегическом союзе с РФ и недопущения возврата Пекина на американоцентрическую орбиту. Ведь именно желанием отдалить Токио от Вашингтона оправдываются поклонники нынешней затеи с Курилами.

В-четвертых, на стол могут быть выложены претензии самого Китая на Сахалин и Курилы, которые на исторических картах нескольких династий были закрашены в китайские цвета. То же самое относится и к островам Рюкю, включая Окинаву.

В-пятых, пересмотру подвергнется стратегия Пекина в отношении Токио — в ту или иную сторону. На самом деле только гарантии ненападения со стороны Китая могут подвигнуть Токио на сворачивание Договора безопасности с США. Военной угрозы со стороны России давно не существует, а вот китайские счета к Японии за 14 лет агрессивной войны (1931-1945) и 35 миллионов жертв могут быть предъявлены в любой момент, несмотря на все соглашения и договоры 70-х годов.

Именно так случилось с раздорами из-за островов Дяоюйдао. Ящик Пандоры не стоит даже трогать — не то, что открывать без просчёта всех возможных последствий.

ИсточникЗавтра
Юрий Тавровский
Юрий Вадимович Тавровский (р. 1949) – руководитель Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...