27 ноября 2018 года для российской авиации стал особым днём. В этот день на Воронежском авиазаводе (ВАСО) состоялась выкатка и передача на аэродромные отработки лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В.

Первый полёт нового транспортника можно ожидать уже к концу декабря. Такой самолёт очень нужен и военно-воздушным силам, и гражданскому флоту России. Сегодня эту нишу в ВКС России занимают транспортные самолёты Ан‑12 советской постройки — 53 единицы, транспортные самолеты Ан‑72 советской постройки — 25 единиц, транспортные самолёты Ан‑26 и пассажирские Ан‑24 — 97 единиц. При этом Ан-12 свой первый полёт выполнил аж в 1954 году! Все эти самолёты находятся на пределе своего цикла эксплуатации. Это приводит к тому, что достаточно большая часть этого авиапарка постоянно находится в ремонте, и вместо них приходится использовать ресурс большегрузных машин типа Ил-76. При этом специалисты говорят, что в следующие пять лет большая часть этих машин будет списана.

Особенностью Ил-112В является крыло, представляющее собой кессонную конструкцию, где вместо двух отдельных консолей, соединённых с центропланом, инженеры ПАО «Ил» спроектировали уникальное цельное крыло. Оно присоединяется сверху на фюзеляж с помощью силовых элементов и специальных креплений. Ранее подобная конструкция крыла на отечественных транспортных самолётах не использовалась. Такое конструкторское решение по расчётам позволяет облегчить вес воздушного судна и улучшить его экономическую эффективность.

Конструкторы Ильюшина предложили новый метод проектирования зализа крыла и фюзеляжа, который позволил создать единую математическую модель поверхности крыла высокого качества и гладкости. Это стало возможно благодаря новейшим методикам проектирования оцифрованной модели, которые позволили «сшивать» между собой многочисленные отдельные фрагменты поверхности в виртуальной среде, минуя стадию макетирования, съедавшую большое количество времени.

По оценке генерального директора Авиационного комплекса имени Ильюшина Алексея Рогозина, потребность только авиакомпаний в новом самолёте на период 2020—2030 годов — минимум 150 машин. «Это не считая госзаказчиков», — уточнил он.

Он также отметил, что потребность в таких самолётах есть у «Почты России», МЧС, МВД, Минобороны. «Но наши госзаказчики предпочитают увидеть готовый самолёт», — отметил Алексей Рогозин.

Надо сказать, что создание нового «транспортника» не раз находилось под огнём критики конкурентов. Первый раз проект, начатый в 2003 году, был закрыт в августе 2010-го, в бытность министром обороны Анатолия Сердюкова, когда «антоновское» лобби в ВСК России пролоббировало приобретение семи грузовых Ан-140, одновременно приостановив финансирование разработки Ил-112. К проекту вернулись только после снятия Сердюкова с должности и ставшего очевидным нарастания напряжения между Россией и Украиной, исключившего какое-либо военное сотрудничество двух стран. Но и после возобновления проекта критики не унимались. Последний разнос накрыл проект совсем незадолго до выкатки первого самолёта, когда в Сети появилась информация о том, что перегруз опытного самолёта составил 40%. Вице-президент по транспортной авиации ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация», генеральный директор Авиационного комплекса имени Ильюшина Алексей Рогозин так прокомментировал эту информацию: «Вызывает удивление методика такого подсчёта. Перегруз есть, но намного меньше. В данный момент разработаны мероприятия, мы предпринимаем достаточно активные действия, направленные на снижение веса до заданных величин, и я уверен, что поставленную задачу выполним. Необходимые ресурсные и статические испытания выполнены, а дальнейшие имеют значение только для серийной эксплуатации и в ближайшее время не учтены». «Сегодня в производстве уже находятся два самолёта: один ресурсно-статический, один лётный — на финальной стадии сборки, — и весной его планируется поставить под ток. Надеюсь, что весной же будут запущены в производство ещё несколько самолётов», — уточнил Рогозин. «Поставки Ил-112 включены в новую ГПВ. Одновременно с этим мы ведём предварительные переговоры о крупной поставке этого самолёта одному из традиционных заказчиков российской техники за рубежом».

По прогнозам, объём продаж Ил-112 для различных заказчиков с 2019 по 2030 год может составить около 320 самолётов. Максимальный объём производства — 24 машины в год — должен быть достигнут в 2025 году.

Турбовинтовой самолёт Ил-112 рассчитан на перевозку до 64 пассажиров или 6,5 тонн груза. Крейсерская скорость — 500 км/ч, крейсерская высота полёта — 7600 м. При этом самолёт предназначен для полевых аэродромов и площадок.