На этой неделе на фоне разговоров о возможном решении «территориального вопроса» в Москве состоялась встреча Владимира Путина и Синдзо Абэ. Есть ли та цена, за которую Москва пойдет навстречу Токио? И как в России могут отнестись к тому, что Курилы вернутся под юрисдикцию Японии?
— Конечно, нет. Потому что нет для этого предпосылок ни внешнеполитических, ни международных, ни экономических, ни социальных. Если предположить, что ключевой момент — это налаживание отношений с Японией в противовес Америке и Китаю, то это надо делать тогда, когда Россия сильна, когда она не во внешнеполитической изоляции и когда она это делает с точки зрения своих собственных стратегических интересов. Все эти предпосылки сейчас отсутствуют.
Россия во внешнеполитической изоляции де-факто. А в той игре, которая идет между Китаем и Соединенными Штатами, Россия не участвует. За спиной Японии выглядывает Северная Америка, хотя японцы очень боятся китайцев. Неслучайно там возникли разговоры, что надо отменить соответствующую статью в Конституции и приступать к разработке собственного ядерного оружия.
Поэтому все это элемент долгосрочной игры, я могу точно сказать, что в ближайшие три года территориальных уступок со стороны России не будет. Я уверен на 150 процентов.