Первым советским фильмом о воинах-интернационалистах стал «Афганский излом». Фильм был снят непосредственно после вывода войск.
Режиссер Владимир Бортко взялся за афганскую тему после экранизации «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Главную роль в «Афганском изломе» сыграл итальянский актер Микеле Плачидо — известный всему СССР по роли комиссара Каттани из сериала «Спрут».
Корреспондент Sputnik попросил Владимира Бортко вспомнить «Афганский излом» и раскрыть тайны его появления на свет.
Какого хрена мы там делаем?
По словам режиссера, работа над фильмом началась на самом излете военных действий.
«Время было очень непростое, — вспоминает Владимир Бортко. — Время, когда у нас в стране все старое закончилось, а нового вообще не появилось. Подходила к концу война в Афганистане. Что мы о ней знали? По телевизору нам показывали, как солдаты там хлеб раздают и сажают деревья».
Было понятно, что благостная телекартинка — далеко не вся правда. К 1989 году, когда началась работа над фильмом, вся страна уже понимала, что война в Афганистане гораздо страшнее, чем о ней рассказывают по телевизору.
«Я захотел снять фильм про это, — рассказывает Владимир Бортко. — Мне даже сделали вызов в Афганистан, и я полетел туда, смотреть на все это. И первое, что я подумал, сходя с трапа самолета, глядя на всю эту пыль и нищету: «Какого хрена мы тут делаем?» Я был переполнен неприятием нашего пребывания там. Впоследствии я резко пересмотрел свои позиции по этому поводу».
Что делал комиссар Каттани в советском Душанбе?
Международная суперзвезда того времени Микеле Плачидо, конечно же, появился в фильме не просто так. Дело в том, что фильм делался вместе с итальянцами.
«Денег у нас в стране в то время не было вообще никаких, — вспоминает Владимир Бортко. — Зато мы были очень любимы на Западе, поскольку рушили свою страну. И итальянцы решили нам помочь деньгами. А что такое снимать вместе с итальянцами? Совместное производство подразумевает ряд условий. В частности, надо было использовать, как минимум, одного итальянского актера. Я выбрал Микеле Плачидо. Его знал весь Советский Союз, поскольку недавно по телевидению прошел сериал «Спрут».
Условия для итальянской суперзвезды были созданы отнюдь не оранжерейные. Микеле Плачидо успел пожить в Советском Союзе. И не где-нибудь, а в Душанбе. Бравый и чуть печальный комиссар Каттани сполна вкусил бытовой неразберихи и в какой-то момент попал в настоящую боевую переделку.
«Я посмотрел на него — парень хороший, — рассказывает Владимир Бортко. — И вот мы с ним начали работать. Работали сначала очень даже тяжело, поскольку мы поехали работать в Душанбе. И не то, что приехать-уехать. Мы там жили! Сначала Микеле ничего не понимал. Спрашивал: «А почему так? А почему этак?» «Поживи немножко, сам все поймешь», — говорил я ему. И действительно — довольно скоро он стал все быстро понимать. На втором месяце уже все соображал».
Так получилось, что именно во время съемок «Афганского излома», в феврале 1990 года в Душанбе начались массовые волнения. Бортко называет их «народным восстанием». Одного из членов съемочной группы — администратора Никиту Матросова — во время беспорядков убили. Было принято решение эвакуировать съемочную группу. Киношников погрузили в военный самолет и переправили в Ташкент.
«Эвакуация проходила в оцеплении солдат, — вспоминает режиссер. — Нас провожала многотысячная толпа агрессивных людей с ножами и другим оружием. Солдаты стреляли поверх толпы трассирующими очередями, просто чтобы сдержать напор. Женщину-монтажера в спешке забрасывали в военный грузовик. А потом — аэродром, самолет и Ташкент. И все мои ребята, наконец, вздохнули спокойно и начали сушить штаны».
Для Микеле Плачидо это, конечно, был экстрим.
«До начала съемок он абсолютно ничего не знал о войне, — рассказывает Бортко. — Жил себе в Италии, ходил в свою тратторию. А в СССР вдруг увидел войну, стрельбу, смертельную опасность. Почувствовал, что это такое. Это были не шутки, все было очень серьезно».
Любовь и гордость
На следующий год съемки продолжились. Вместо Таджикистана съемочная группа отправилась в Туркмению и в Сирию.
«Пару эпизодов мы там сняли, — вспоминает Бортко. — Например, эпизод, когда женщин вывозят в магазин. И Микеле тоже там с нами был».
Когда же фильм был закончен, выяснилось, что показывать его негде. Советский Союз рухнул и увлек за собой всю систему кинопроката.
«Зрители ушли из кинотеатров в подвалы и вагончики с видеомагнитофонами, где им показывали порнуху, — говорит режиссер. — И, хотя у этого фильма была очень непростая судьба, я люблю «Афганский излом» и горжусь им».
Парадоксально, но фильм, снятый с полным неприятием войны, сейчас производит обратный эффект.
«Да, война — это всегда кровь, мерзость и грязь, — говорит Владимир Бортко. — А кино получилось такое, какое есть. Это антивоенный кинофильм с авторским отношением к войне как к кошмару. Воевали наши ребята хорошо. Я был в Афганистане, я ими гордился. Думал, что ребята — прекрасные, но занимаются не тем, чем надо. Сейчас я понимаю, что они-то как раз честно и доблестно выполняли свой долг».